Работа в новом детском коллективе. Правила проведения первых занятий.
Работа в новом детском коллективе. Правила проведения первых занятий.
Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть организационная единица - отряд. В отряд определены дети разных возрастов, из разных регионов, разных национальностей с учетом их интересов и потребностей, приблизительно в равном соотношении девочек и мальчиков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа в новом детском коллективе. Правила проведения первых занятий.»
Временный детский коллектив. Общая характеристика ВДК.
Понятие о ВДК. Особенности ВДК
Особенности:
кратковременность;
разновозрастность, одновозрастность;
интенсивность деятельности.
Стадии развития коллектива
Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:
1 этап - оргпериод (адаптационный период);
2 этап - основной период;
3 этап - итоговый период (заключительный).
По времени для ВДЦ «Океан» оргпериод продолжается 4-5 дней, основной период - 16-18 дней, итоговый - 2-3 дня.
На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели (цели на этапах), исходя из этого, планируется смена и определяется логика развития смены и временного детского коллектива.
Организационный период
Организационный период - это период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива, период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности.
Понятие о «нулевой» точке развития коллектива
Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть организационная единица - отряд. В отряд определены дети разных возрастов, из разных регионов, разных национальностей с учетом их интересов и потребностей, приблизительно в равном соотношении девочек и мальчиков (по А.Н.Лутошкину – «песчаная россыпь»).
Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает:
а) адаптацию к условиям закрытого или органического социума;
б) адаптацию к смене основных видов деятельности;
в) адаптацию к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;
г) адаптацию к режиму жизни;
д) адаптацию к новым бытовым условиям;
е) адаптацию к климатическим условиям Приморского края и др.
Что необходимо подготовить?
Табличка с номером отряда.
План отряда на смену.
Заготовки для визиток.
Заготовка для списка.
№п/п
ФИ ребенка
Дата рождения
Дом. адрес, тел.
ФИО родителей
Место работы, раб. тел.
Примечания
Задачи педагогов в первый день
Организовать встречу, заезд, размещение детей.
ответственность за детей с первого момента встречи. Что необходимо спросить у родителей? (НЕ укачивает ли ребенка в автобусе? Как самочувствие ребенка? Был ли опыт проживания в лагере? На что нужно обратить внимание?);
игры в автобусе (песни – повторяшки: «Алые паруса», «Улыбка», «Голубые паруса»), игры со звуками и движениями (ой, ля-ля», «Колпак», «Дождик»);
инструктаж при заезде, операция «Уют».
Заполнить первичные сведения о ребенке (индивидуальные беседы, заполнение списка).
Предъявить ЕПТ (инструктажи, хозсбор).
Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство, КТД малых форм, огонек).
Познакомить детей с территорией лагеря (КТД «Разведка боем», экскурсия по лагерю).
Задачи педагогов во второй день
Осуществлять контроль за выполнением ЕПТ (организация подъема, зарядки, уборки в комнатах, сбор на отрядном месте).
Продолжить знакомство детей друг с другом (игры, КТД).
Организационно оформить отряд (оргсбор). Элементы оргсбора: введение в программу отряда, разработка визитки отряда, выборы ОСУ.
Оформить отрядное место, отрядный уголок.
Начать подготовку к Открытию смены (подготовка выступления).
Задачи педагогов в третий день
Осуществлять контроль за выполнением ЕПТ.
Осуществить планирование деятельности отряда в смене (сбор-планирование). Ввести ЧТП.
Оформить отрядную план-сетку (ЧТП).
Осуществить репетиции к Открытию смены.
Принципы организации деятельности в оргпериод:
- чередование деятельности;
- быстрой смены видов деятельности;
- логичности, последовательности;
- меньше сореновательности.
Общелагерные мероприятия оргпериода:
Линейки.
Вечер открытия смены (знакомство с педагогами, с отрядами, вожатыми).
Дискотека, посвященная Открытию смены (костер).
Игра по станциям.
Психологическое состояние детей
Дети испытывают состояние первоначальной адаптации: общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о Центре, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Дети еще не знают, какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, с взрослыми людьми. В отряде царит атмосфера праздничной взволнованности, взаимной расположенности, «принятия» себя, других, нового образа жизни, новых видов деятельности, норм общения.
Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. Большинство из них готовы занять лидерские позиции, выполнять главные роли в деятельности отряда. В отряде царит «фестивальное» настроение. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы, чаще всего в “парах”, “тройках” (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.). Дети легко включаются в предлагаемую деятельность, следят за сверстниками, за вожатыми, за взрослыми людьми в Центре.
Первая конфликтная зона в работе педагога
В душевном состоянии ребенка на 3-4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой. Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут педагогу преодолеть конфликтную зону.
Основной период
Основной период – период развития коллектива, период основной деятельности.
Период развития коллектива. Конфликтный период. В период конфликтов необходимо, чтобы подростки осознали конфликт, дали ему оценку, нашли выход из конфликта.
Период основной деятельности. Деятельность отряда и лагеря в целом должна быть спланирована таким образом, чтобы было чередование видов воспитательной работы и разнообразие форм. Для этого необходимо спланировать дела по различным направлениям.
Направления деятельности
Интеллектуально-познавательная - расширяет кругозор школьника, приобщает к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями. (Различные интеллектуальные игры: «Эрудит-лото», «Биржа интеллекта», Эрудит-аукцион», Эрудит-казино» и т.д.)
Трудовая – направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно-полезного и производительного труда. (Трудовые десанты, Биржа труда)
Трудовые десанты – общественно-полезная работа.
Биржа труда - акция по уборке территории, помещений дружины, которая проходит в игровой форме. На бирже представители от отрядов выкупают какую-либо работу (каждая работа имеет определённую стоимость в игровой валюте). После того, когда ребята всем отрядом выполнили задание, качество работы оценивают эксперты биржи труда. Только после этого можно купить другую работу. Цель для отрядов: заработать как можно больше игровых денег.
Художественная - развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника. (Конкурсные программы, игровые программы, шоу).
Чаще всего в этом помогают различные конкурсные программы. Творческие конкурсы, организованные как на уровне отряда, так и на уровне дружины, способствуют активизации детского творчества, фантазии, находчивости и сопереживанию другого. Ребёнок, переживший неудачу, может попробовать испытать себя в чём-нибудь другом, но может и навсегда отказаться от участия в подобных мероприятиях. Этот выбор во многом зависит от реакции команды, отряда на его действия на сцене или площадке. В этом случае вожатый должен уметь организовать такому ребёнку коллективную поддержку до, во время и после конкурса.
«Стартинейджер». Это конкурсная программа – своеобразная дань массовой подростковой субкультуре, направленная на пропаганду и поддержку оригинального (чаще «крутого») имиджа своей временной команды. По характеру и атмосфере – это большая танцевальная «тусовка». Поэтому болельщики одеваются и ведут себя соответственно стилю дела (танцуют, свистят, скандируют приветствия командам), но, не выходя за рамки приличия. Команды-участницы к большинству конкурсов готовятся заранее.
«Бой-Гёл-Шоу» - традиционное океанское дело. Его можно проводить как в начале смены, так и в середине, в зависимости от тематики, идеи программы, логики развития смены. Это конкурсная программа для юношей и девушек, направленная на их сплочение.
«Театральные подмостки» - тоже традиционное дело, но форма проведения каждый раз различна. Это конкурсная театральная программа. Здесь можно устроить участие определённого количества детей в различных конкурсах, после которых в каждом туре убывают участники. В результате остаётся один победитель. Можно в каждом туре набирать из зала новых участников и среди них выбирать победителя. А можно и вовсе не выбирать победителя, а после каждого конкурса благодарить всех детей за участие и вручать им небольшие сувениры.
Ярмарка – обычно начинается с небольшого театрализованного представления. После этого начинают работать различные аттракционы, проводятся игры, конкурсы. За участие в «ярмарочном балагане» дети получают «жетончики», на которые можно приобрести различные лакомства: блины, пряники, конфеты, бублики, сушки, чай, фрукты, пироги и т.д. Завершается ярмарка большой танцевальной массовкой.
«Танцевальный марафон». Это одно из значимых дел смены, в котором принимают участие все дети и взрослые. За несколько дней до него каждый отряд готовит танец. Важно, чтобы на этом деле не было однообразных танцев. Весь вечер в зале царит атмосфера праздника, творчества, сопереживания.
Спортивная - культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни.
Открытие Спартакиады. В этот день обычно устраивают настоящий праздник, посвящённый открытию спортивных соревнований, с торжественными ритуалами, участием интересных героев, с зажжением олимпийского огня.
Спартакиада – спортивные соревнования по различным видам между командами от отрядов (футбол, пионербол, баскетбол, волейбол, эстафета по бегу и т.д.). Кроме этого, проходят соревнования по индивидуальным видам спорта – шашки, шахматы, настольный теннис и т.д.
Спортландия - спортивная конкурсная программа; проходит обычно после спортивных игр и является своеобразным подведением итогов. Между конкурсами проходит награждение сильнейших; оно может проходить по какому-либо сюжету, например: Мушкетёры соревнуются против Кардинала или два индейских племени соревнуются за право обладания какой-либо территории и др. варианты.
Общественная - содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности.
Тематические вечера – очень серьёзное мероприятие смены. Главные составляющие тематического вечера – музыка, свет, текст во время действия, фрагменты фильмов, действия актёров (пантомима, танец, пластика) и т.д. Обычно на фоне музыки звучит голос, а на сцене дети иллюстрируют этот текст. Тематический вечер может проходить как в середине смены, так и в конце. На нём организаторы дела могут затронуть какую-нибудь злободневную проблему (проблемы молодёжи, любовь, вера, Человек и т.д.), заставляют зрителей задуматься и быть может пересмотреть свою жизненную позицию.
Работа в органах самоуправления – как на уровне отряда, так и на уровне дружины.
Отчётно-перевыборный сбор отряда. На нём подводятся итоги работы совета отряда за определённый период времени и выбирается новый состав совета отряда.
Ценностно-ориентационная - направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной сопричастности к миру во всех его проявлениях.
Урок Мужества. Вечер-встреча в отрядах с воинами, отслужившими в Афганистане, Чечне. К встрече с гостями дети готовят сюрпризы, подарки, цветы. Это не просто встреча, когда говорит гость, поются песни, проходит дискуссия.
Вечер-встреча с общественной организацией «Боевое братство». Цель: развитие у детей гражданско-патриотических чувств. Ребята из «Боевого братства» исполняют песни, стихи на темы войны и мира, служения Отечеству, рассказывают о боевых событиях.
Встреча с людьми интересных профессий. Цель: профориентация школьников, знакомство с различными профессиями. Встреча проходит в форме заседаний «круглых столов» по различным проблемам.
Коммуникативная - осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождается от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценность.