Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования
Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний. Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования»
Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия:
I этап — организация;
II этап — теоретическая часть;
этап — практическая часть;
этап — окончание занятия.
Организация занятия. Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий: сбор детей; подготовку их к занятию; подготовку рабочих мест учащихся.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия. Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
изложение исторических данных по теме занятия;
устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
объяснение специальных терминов по теме занятия;
описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
правила техники безопасности.
Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
использование наглядного и раздаточного материала;
использование технических средств обучения;
привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия. Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
возраст детей;
календарный период учебного процесса;
тему учебного года;
уровень подготовки детей;
последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
доведение каждой начатой работы до конца;
обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 15-20 мин). За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
подведение итогов практической работы;
закрепление учебного материала;
организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:
последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;
выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
выполнение только практической работы.
Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете включает:
определение темы занятия;
продумывание общего хода занятия;
продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
подбор методических материалов по теме занятия;
выполнение практической работы;
7)составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
проветривание учебного кабинета;
подготовка методических материалов к занятию;
проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка и проведение итоговых занятий
Итоговые занятия могут проводиться:
по окончании учебного года;
по окончании полугодия или учебной четверти;
после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
Методика планирования учебного занятия в системе дополнительного образования
План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план.
Общая структура плана занятия.
1. Вступительная часть:
название детского объединения;
дата, время и место проведения занятия;
номер и год обучения учебной группы (учащегося);
фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
тема занятия.
Концепция занятия, включая цели и задачи.
Ход занятия:
краткое содержание и время теоретической части занятия;
задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;
подведение итогов занятия — приемы работы с детьми и время.
Средства обучения — наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
Прогнозируемые результаты занятия.
Требования к концепции занятия:
в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;
задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
Прогнозируемые результаты занятия должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.
Требования к занятию детского объединения и его анализу
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:
научности;
единства требований;
доступности и оптимальности;
обратимости;
объективности и доброжелательности;
целесообразности.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
знание учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
речь педагога;
педагогическая культура и такт;
внешний вид педагога на занятии;
позиция педагога по отношению к учащимся;
стиль педагогического руководства;
степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
степень их активности и работоспособности на занятии;
заинтересованность темой и содержанием занятия;
сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
коммуникативная активность детей;
интеллектуальное развитие учащихся;
сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
внешний вид детей.
По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.