Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания
Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания
Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма у детей и способствует эффективной реализации воспитательных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания»
Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания
Караваева Н.Б. педагог-организатор,
МБОУ ДО «Центра творчества и досуга»
В поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения, воспитания патриотизма, ученые-исследователи и педагоги нашей страны в последние годы вновь обратили свои интересы к такому виду деятельности, который, казалось бы, утратил свою актуальность, как школьная музейная педагогика.
Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма у детей и способствует эффективной реализации воспитательных задач. Работа школьных музеев формирует знания у учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их кругозор. Основной задачей школьных музеев является воспитание учащихся на примерах отечественной истории, развитие у школьников исторического сознания путем приобщения к Великому прошлому России, особенно к событиям, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, мужество в годы суровых испытаний в борьбе за свободу и независимость от вражеский нашествий. Изучение истории своего народа есть наилучшее средство воспитать учащихся в духе любви к Родине, в духе патриотизма.
В образовательных организациях города Черногорска существует 4 музейных уголка (шк. № 1, 6, 20, «Гимназия») и 9 музеев (шк. № 4, 5, 7, 9, 15, 16, «Лицей», «Станция юных туристов», «Центр творчества и досуга»). Их музейный фонд очень богат и интересен, постоянно пополняется новыми экспонатами. Руководители музеев делятся своим опытом работы с учащимися на семинарах городского и республиканского уровня.
Активное использование ресурсов школьных музеев способствует повышению уровня сформированности патриотизма у школьников, проявляющееся:
- в способности активно применять свои знания по музееведению в учебной деятельности, в творчестве, в общении и публичных выступлениях, в практической жизненной ситуации;
- в умении сохранять независимость от негативных влияний, вести здоровый образ жизни.
Одной из наиболее эффективных в направлении патриотического воспитания детей и молодежи форм, используемых школьными музеями города, является экскурсия. Музейное дело повышает воспитательный эффект, выводя ребенка за пределы школы, заменяя классное обучение беседой в музейных залах, погружением в мир изучаемых предметов. Экскурсия является незаменимой формой воспитательного воздействия на ученика. Через экскурсионную деятельность возможно и постепенное, ненавязчивое гражданско – патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира. Экскурсии призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все, что было в прошлом. За 2017-2018 год в музеях образовательных организаций было проведено 454 экскурсии, музейных уроков, встреч, которые посетили 5201 человек. Больше всех экскурсий прошло в школах №7, 16, 4, а более 700 учащихся посетило экскурсии в школах №20, «Лицей», «Центр творчества и досуга».
Сегодня школьный музей - это не только музейные экспозиции или выставки в стенах школы, это многообразные формы школьной работы, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников и встреч. Особый интерес в работе музеев вызывает поисковая деятельность, которая имеет исследовательский характер. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
Со своими исследовательскими работами учащиеся города успешно участвуют в конкурсах различного уровня:
Муниципальный уровень
Конкурс экскурсоводов «Хакасия вчера, сегодня, завтра»: 1м.- 5шк, СЮТур, «Лицей»; 2м.- «Центр творчества и досуга», 9шк.; 3м. – 7шк.,16шк,19шк.,15шк.
Конкурс исследовательских работ «Книга Памяти: Герои страшной той войны»: 1м.- шк.9 , участие - шк. 16 - 3 чел.
Республиканский уровень
Республиканский конкурс экскурсоводов «Хакасия вчера, сегодня, завтра»: 1м.-16шк.,2м.- 5шк.,3м.-19шк., участие 7шк., 9шк., СЮТур, «Центр творчества и досуга»
«Поклонимся Великим тем годам»: 2м. – «Центр творчества и досуга»
Республиканский конкурс сочинений, посвященный жертвам политических репрессий: 2м.- «Центр творчества и досуга»
Межрегиональный уровень
Краеведческие чтения имени В.А. Баландиной: участие - 9шк., 16шк., «Лицей», СЮТур.
Межрегиональный историко-просветительский конкурс «320 лет Российскому Флоту», г. Санкт-Петербург: 9шк.- участие
Всероссийский уровень
Всероссийская акция «А что ты знаешь о Первой Мировой войне?»: участие-9шк.
Акция «Мы не были на той войне»: участие - 16шк. (2чел),\6шк. ( 2чел)
Фотоальбом «Великим огненным годам святую память сохраним»: участие- 9шк.
«На Берлин...» (исторический квест): 3м.-6шк.
Всероссийский Форум «Наказу героев верны»: 1м.-9 шк.
XVI Всероссийский конкурс исследовательских работ «Человек в истории. ХХ век»: участие – «Лицей», «Центр творчества и досуга».
По результатам городского конкурса на лучший музей среди образовательных организаций в 2018 году стали музеи: школ №16, 7, «Центра творчества и досуга», «Станции юных туристов». К сожалению, не все музеи, функционирующие на базе образовательных организаций города, могут принимать участие в подобных конкурсах, вследствие загруженности педагогов и других кадровых проблем.
Несмотря на возникающие в процессе работы трудности, школьный музей был и остается большим образовательным пространством для формирования патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. А значит, работа музеев в образовательных организациях нашего города, важна и необходима для воспитания подрастающего поколения.
В связи свыше сказанным предлагаю:
Привлекать к посещению музеев не только учащихся школ, в которых они функционируют, но и учащихся других образовательных организаций города.
Вести широкую просветительскую работу за счет организации экскурсий для различных категорий посетителей в самом музее, а также организовывать выездные бригады актива музея за его пределы.
Создать цикл виртуальных экскурсий о своем учреждении, чтобы заинтересовать социальных партнеров и родительскую общественность.
Активнее использовать в работе музеев информационные технологии, игровые имитационные модели, технологию манипулирования с музейными предметами.