«Социальная адаптация воспитанников детских домов»
«Социальная адаптация воспитанников детских домов»
Процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятель ности,силы достигать желанных целей или теряет чувство достоинства,уважения окружающих,приобретая страхи,неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности,стремление утвердить свою самость, свое "Я",создавая тем самым свой социальный образ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Социальная адаптация воспитанников детских домов»»
Доклад
«Социальная адаптация воспитанников детских домов»
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.
Возможно нам, воспитывающимся всю жизнь в семье и ощущающих каждую минуту поддержку близких и родных, это и не столь очевидно. Для этого в первую очередь необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности. Поэтому и социальная адаптация проходит не так гладко, как хотелось бы.
Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Выделяют две формы социальной адаптации:
Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;
Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее.
Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.
1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степенью включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.
2 стадия - псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.
3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.
4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.
Социально – психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного социально – психологического статуса, овладение теми или иными социально – психологическими равными функциями. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус ребенка в новой социальной среде, а также его психологическая удовлетворенность ею. Признаками низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (другое образовательное учреждение) и отклоняющееся поведение.
Также к причинам, затрудняющим процесс успешной адаптации можно отнести:
Различные виды депривации, а мы знаем, что это - недополучение необходимого, (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная).
Массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность их жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка.
Непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей.
Отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего не возможна успешная социализация воспитанников.
Недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи.
Хочу перечислить вам зоны адаптационного риска, которые очерчивают область трудностей для выпускников, по ним вы можете определить актуальное содержание мер по социальной адаптации детей-сирот.
Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне.
Труд, трудовая деятельность в коллективе. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда. Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.
Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.
Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.
Родные (биологические) родители. Непроработанность отношения к родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня нет родителей, мой родитель – это детский дом», психологическое состояние незавершенности и пустоты в этом вопросе.
Внешность. Наличие «сиротской печати», неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.
Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.
Деньги. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.
Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты, залеты и др.
Жилье. Отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть.
Законы, право. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством.
Информация. Информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.
Сиротское я (Я — концепция) и мы (Идентичность). Отношение к своему прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории негативно влияет на стабильность психологического состояния и на адекватность собственных оценок. Острый вопрос идентичности как члена рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.
Круг общения. Обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме. Феномен «сиротской стаи». Создание новых контактов и отношений затруднено. Отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков. А также – неготовностью среды принять сироту.
Предубеждения окружения, негативный образ сироты в общественном мнении. Наличие мифов и искаженных представлений о детях-сиротах. Предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение.
Образ выпускника детского дома. Чаще основан на историях выпускников конкретного учреждения, чаще несозидательном, узком.
Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.
В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.
Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.
Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеятся на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
Таким образом, искажение межличностных отношений, социальная деформация среды, искажение отношений в детском доме и социуме, ограниченность жизненного пространства и круга общения; регламентация основных жизненных проявлений; недостаток информации; отсутствие прав и обязанностей, полная зависимость от взрослых, все это обуславливает нарушение процесса адаптации.
2 часть Чтобы процесс социальной адаптации проходил успешно, нужно дать нашим детям знания и средства для этой успешности.
При этом существуют разные представления о критериях такой «успешности». Выделим те, которые будем считать необходимыми:
- отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений - я способен жить в обществе;
- жизнь в рамках закона - я не нарушаю закон;
- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов- я хочу жить.
Эти критерии характеризуют мирное проживание субъекта в социуме. При этом возможно расширить круг критериев: добавить «трудовой» (наличие стабильной работы), «семейный» (наличие семьи) и др.
Рассмотрим многообразие мероприятий, предпринимаемых для успешной социальной адаптации детей-сирот :
- «Чтобы выжить». Обучение базовым компетенциям, обладание которыми обеспечивает выживание субъекта (готовить еду, говорить с другим человеком, дойти до сберкассы, сделать покупку в магазине и др.)
- «За забором». Знакомство с неизвестным внедетдомовским миром, его проявлениями и законами. Местами опасностей и трудностей. Образом жизни его «обитателей»
- «Аргументация для воли». Мотивации, обеспечивающие включение и тренинг волевых качеств, наработка умений сопротивления соблазнам, защиты от агрессивной среды и др.
- «Мир людей». Развитие коммуникативной компетенции, расширение круга общественных связей. Создание более широкой территории общения и социального взаимодействия.
- «Профессия, которую ты никогда не получишь». Нацеленное знакомство с профессиями, на обучение которым ребенок вряд ли в ближайшей перспективе сможет поступить, недосягаемые и неадекватные примеры «равных возможностей».
- «Профессия, которую ты можешь получить». Предоставление ребенку информации, опыта пробы профессии, которой он может овладеть в ближайшей перспективе.
- «Универсальный солдат». Комплексная подготовка к осмысленной жизни после детского дома через развитие универсальный социальных компетенций (сценарирование, проектирование, самообразование).
Основными формами работы по социальной адаптации детей-сирот являются:
-специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;
-передача детей в семью на время (гостевой режим);
- наставничество, шефство;
- профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами;
- деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;
- работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций
- издание специальной литературы, аудио и видеопродукции для детей, отражающих идеи социальной адаптации (справочники, комиксы, видеоролики и др.)
- создание системы социального лифта, обеспечивающего запрограммированный социальный, личностный и профессиональный рост воспитанника;
- адаптация через творчество, самореализацию и другие терапевтические техники;
-создание среды общения со сверстниками из семей.
Заключение
Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе.