Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы сольфеджио в ДМШ и ДШИ»
ГККП Детская школа искусств им. Г.Жубановой
г.Темиртау Карагандинской области
Тема работы: «Современные проблемы предмета сольфеджио в детской музыкальной школе»
Выполнила: Преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Хорева Валентина Николаевна
2018 год.
« Сольфеджио- самая черновая и одновременно
самая великая из всех дисциплин музыканта.
Она посвящена святая святых муз. профессии,
её главному инструменту- музыкальному слуху»
Вопрос о выживаемости и интересе предмета сольфеджио стоит сегодня, как никогда остро. И содержание учебного предмета и его методика преподавания, переживают, мягко говоря, кризис, и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность. Один из самых главных вопросов преподавания сольфеджио стоит следующим образом: Как сделать этот предмет привлекательным и востребованным для нового поколения учащихся?
…Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных задач
-воспитание слуха
-выработка навыков пения
-освоение теории музыки
-развитие муз. Мышления
-освоение муз. - языковых средств
Однако существуют проблемы и болевые точки предмета:
Обособленность от нужд концертной практики
Излишнее стремление к сухой теории
Найти результативный подход к воспитанию и обучению детей – это, может быть, и есть самый корень проблемы. На что опереться?
Сближать сольфеджио с современной концертной практикой
Воспитывать так называемый «открытый слух», то есть способный гибко переключаться на музыку различных эпох и стилей.
Реформировать музыкальную базу предмета, включая в неё современную музыку 21 века, а так же фольклор, джазовую и популярную эстрадную музыку.
Повышает роль творческих работ учащихся на уроках и дома, а конкретно импровизации и сочинения
Активно использовать технические средства обучения – синтезаторы, компьютерные программы, медиа технологии.
Большую помощь преподавателям- теоретикам может оказать авторская «Комплексная методика профессора С.Мальцева из Санкт-Петербургской консерватории, которая основана на тесном взаимодействии сольфеджио и специальности». По его мнению, голос и пение – главные помощники исполнителя-пианиста. Через пение дети учатся играть по слуху. С.Мальцев определяет 6 этапов формирования музыкального слуха.
1 этап – мотивация к пению
2 этап – пение педагога
3 этап – пение ребенка про себя
4 этап – пение вслух
5 этап – пение «про себя» на новом уровне, без ошибок и остановок
6 этап - мысленно представляю пьесу нотами
Отличительной чертой развития сольфеджио в 21 веке стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что муз. Педагогика не может не быть электронной. В связи с этим хочется назвать издания в 3-х томнике профессора Московской Государственной Консерватории Галины Тараевой, который называется «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике». В нем разрабатывается :
-концепция медиапедагогики
-электронная поддержка муз.-теор. дисциплин
- технология электронного слухового тестирования
Вывод: Сольфеджио на современном этапе- это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено на развитие ребенка, поддержанию его целостности, улучшению контакта с собой и с миром. И в тоже время компьютерные программы, медиатехнологии, я думаю, не заменят традиционного написания муз.диктанта, анализа на слух, интонирования и сольфеджирования.
«Всё, что интересно детям, надо «подсматривать и подслушивать» в реальности и переносить в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…
Сухомлинский сказал :
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека»