Просмотр содержимого документа
«Технология подготовки КТД»
Технология подготовки дела
Отрядное дело – конкретное дело, проводимое в рамках отрядной деятельности.
По срокам реализации и способу подготовки выделяют:
1. Отрядные дела оргпериода (проводит вожатый, чаще всего КТД оргпериода).
2. Отрядные дела основного периода (дети готовят и проводят дела под руководством вожатого (КТД основного периода)).
3. Отрядные дела итогового периода (дети самостоятельны, вожатый опосредованно руководит ходом подготовки и проведения; дела требуют более глубокой и длительной подготовки (КТД итогового периода)).
При планировании дел следует учитывать:
- возрастные особенности детей;
- контингент детей (например: в отряде много детей, у которых родители погибли в горячих точках, не целесообразно проводить диспут «Кому нужна чеченская война?»; отряду, в котором есть дети из детских домов, не стоит проводить тематический вечер «Я горжусь своей семьёй»);
- интересы детей (по программе отряда дети должны быть с театральным уклоном, а большинство детей – спортсменов);
- уровень сложившихся взаимоотношений (например: в отряде не сложились межнациональные отношения, можно провести дело, на котором дети знакомятся с малыми народностями, их культурой);
- психологическое и физическое состояние детей (например: не целесообразно сразу после похода проводить интеллектуальную игру, или при массовой простуде детей проводить игру на местности и т.д.).
Методы подготовки и проведения отрядного дела:
Инициативная группа.
Творческая группа.
Совет дела.
Технология подготовки отрядного дела методом творческой группы
Творческая группа – это временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела. Например: литературно-музыкального вечера, познавательных творческих дел, спортивно-туристических и т.д. Одним словом, для организации таких дел, где могут понадобиться специальные знания и умения организаторов.
Совместное обсуждение основной смысловой идея дела, сценарного воплощения этой идеи, составление сценарного хода.
Написание сценария, продумывание художественного, светового, музыкального оформления, подготовку необходимого реквизита.
Распределение обязанностей в творческой группе по процессу подготовки дела (ведущие, ассистенты, оформители и т.д.).
Проведение рабочей и генеральной репетиции.
Доведение информации об отрядном деле.
Проведение дела.
Проведение самоанализа подготовки и проведения дела.
Схема проведения анализа дела с отрядом
1. Поблагодарить (найти за что, даже если дело было «провальным»):
Что было хорошо и что понравилось?
Какие были интересные находки?
Как сработала группа (группы)?
Как дело сработало на отряд, чем дело было полезным для отряда?
Кто по-новому, с неожиданной стороны раскрылся
Чему научились при проведении дела?
Смогу ли я провести подобное дело у себя в школе, в другом детском лагере?
2. Выявить ошибки и неудачи:
Что не получилось и почему?
Недостатки дела?
Схема анализа дела вожатым
1. Насколько предложенное дело было важным в воспитательном отношении?
2. Насколько достигнуты цель и задачи дела?
3. Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели, отвлекались)?
4. Как реагировали дети в ходе дела (аплодировали, смеялись, переживали, скучали)? Приходилось ли вносить коррективы в ход дела?
5. Каков воспитательный эффект дела? Какие чувства оно вызвало, над чем заставило задуматься?