Учитель: Мысленное путешествие в подводное царство.
(Прошу учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол, ноги не скрещивать. Слежу за тем, чтобы они держали спину прямо. Включаю негромкую спокойную музыку).
Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе то ощущение покоя и тишины.
2.Проверка домашнего задания. (10мин)
Выставка рисунков «Мир, который я люблю»
Чтение стихотворения
Александра Ботуленко
На заре благое настроенье,
Нет дневной обычной кутерьмы,
Наблюдать приятно дня рожденье,
Когда он является из тьмы.
Звездочки свой яркий блеск теряют,
И пылает, как пожар, заря,
Лучи солнца землю согревают,
Счастье от прекрасного даря.
Беседа
1. Воспринимаете ли вы мир как чудо? Почему?
Что чудесного вы заметили в окружающем вас мире?
Как новые открытия влияют на ваше восприятие мира?
3.Позитивное высказывание(цитата) (7мин)
Если Миру нет предела, то нет предела и Познанию. Валерий Суслов, советский публицист
Вопросы для обсуждения:
1.Как вы поняли высказывание ?
4.Рассказывание истории (беседа) (10мин.)
Валерий Суслов
Притча «Кого зовёшь, тот и приходит»
Жил-был в одном ауле человек. Точнее не жил, а мучился. Всю жизнь его преследовали несчастья и болезни. Чем только его не лечили, каких только лекарей не звали. Ничто ему не помогало. Совсем плох стал. Жена его, услышав, что в соседнем ауле живёт столетний старик, крепкий как карагач и стройный, как тополь, решила обратиться к нему за советом, как вылечить мужа. Скажи, отчего моего мужа преследуют недуги и несчастья? – спросила она седобородого. – Вроде и зла никому не желаем, и трудолюбивы, и гостеприимны, а жизнь – сплошное горе. Старик плеснул себе чаю в пиалу, отхлебнул глоточек и сказал: Кого зовёшь в гости, тот и приходит. Ничего не поняла из его слов женщина и в печали вернулась домой. Утром проснулся муж. Не успев открыть глаза, уже сказал со вздохом: Ох, жизнь моя горькая, болезни одолели, несчастья замучили!... Тут женщина вспомнила слова старика и возразила мужу:
Нечего больше болезням и несчастьям делать в нашем доме! У нас дел нынче много. Мы не их звали, а бодрость и радость!
И что вы думаете? Вскоре её муж перестал болеть, а в доме поселились веселье и радость. - Почему мужа этой женщины всю жизнь преследовали несчастья и болезни? - Чему учит нас эта притча?
Человек - интересное существо: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он воспринимает это как должное и грустит о том, чего у него пока нет. Получив желаемое, он сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, мы будем счастливыми лишь тогда, когда достигнем задуманного.
Но мы живём здесь и сейчас. И если задуматься, наша жизнь достойна благодарности!
Понаблюдайте за собой и окружающими вас людьми. Отмечается следующая закономерность: чем более мы неблагодарны, тем меньше Жизнь склонна давать нам подарки. А зачем? Ведь мы все равно недовольны! Если мы неблагодарны жизни сейчас, то вряд ли будем благодарны в будущем. Мы всегда найдем, о чем попереживать и что осудить! И наоборот. Чем более мы довольны и благодарны сегодня, тем добрее на нас смотрит Жизнь и охотней исполняет наши желания.
- Давайте напишем благодарственное письмо своей Жизни. Есть несколько поводов поблагодарить свою Жизнь: за то, что вы родились
за место, в котором вы появились на свет
за детство
за родителей
за друзей детства
за учителей в школе
за юношеские приключения
за первую любовь
за незабываемые путешествия, поездки
за будущее
за то, что вы знаете, что такое жизнь.
- Выполняя это задание, вспомните каждый значимый эпизод, каждое событие своей судьбы, проникнитесь чувством искренней благодарности к жизни! Жизнь прекрасна в любой момент, только мы не всегда об этом помним.
Групповое пение (3 мин) (подарок от учителя)
Клип Ю.Антонова «Живет повсюду красота»
Живёт повсюду красота:
Живёт ни где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А-а-а...
Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.
А-а-а...
Домашнее задание(1мин)
Чувствовали ли вы когда-нибудь, что влюблены в небо, море, солнце, весну, ромашку, бабочку, горы и т.д. ? Расскажите о своих чувствах. Как вы думаете, почему человек во все это влюбляется?
Заключительная минута урока. (1мин)
Учитель: - А сейчас сядьте удобно, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Представьте себе удивительный мир, мир, который открывает вам свою красоту. (Звучит музыка)...
- С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев, чувствует прикосновения тёплых солнечных лучей. Это музыка природы, музыка жизни. И человеку надо научиться поступать так, чтобы не нарушать этой музыки. Окружающий мир преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное. Умей слушать музыку жизни, умей наслаждаться ею, умей видеть и слышать всё, что происходит вокруг.
План урока самопознания
Школа ГУ «Окжетпесская средняя школа отдела образования Бурабайского района»
Дата_03.02.2017____ № урока_20
Тема Смотрю на мир, как на чудо
Ценность: истина, праведное поведение _Качества: стремление к познанию мира, целеустремленность.
Педагог Белоусова О.А.
Класс_8_Количество учащихся________________
Цель: расширять представления учащихся о богатстве, таинствах, процессе познания мира через ценности – праведное поведение, истину.
Задачи:
раскрытие значимости познания мира для человека;
развитие умения видеть прекрасное;
- воспитание у учащихся стремления к познанию мира, к постоянному обогащению знаний о нем.
Учитель: Мысленное путешествие в подводное царство.
(Прошу учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол, ноги не скрещивать. Слежу за тем, чтобы они держали спину прямо. Включаю негромкую спокойную музыку).
Мысленная прогулка в лесу.
Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
2.Проверка домашнего задания. (10мин)
Чувствовали ли вы когда-нибудь, что влюблены в небо, море, солнце, весну, ромашку, бабочку, горы и т.д. ? Расскажите о своих чувствах. Как вы думаете, почему человек во все это влюбляется?
3.Позитивное высказывание(цитата)(7мин)
Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштейн. Вопросы для обсуждения:
1.Как вы поняли высказывание ?
4.Рассказывание истории (беседа) (10мин.)
Дар от учителя –Притча о недостатках и достоинстве
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка. - Что вы здесь видите? - спросил старец. - Точку. - ответил один. - Черную точку. - подтвердил другой. - Жирную черную точку, - уточнил третий. И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал. - Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики. - Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа... Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах..
в чем смысл притчи?
Жило было Чудо, пушистое такое, ни на что не похожее, а главное — чудесное. Жило оно отдельно от людей, в маленьком домике в лесу. Утром Чудо шло на работу к людям, дарило себя, а вечером возвращалось домой, иногда уставшим, а иногда счастливым. Много лет так оно приходило в дома людей. И вот однажды Чуду взгрустнулось: «Почему обо мне вспоминают и зовут прийти только когда звать больше некого, когда стол пустой, в доме нет гостей, а хозяин устал? А я, Чудо, разве не устаю? А мне разве не нужно хотя бы еще одно Чудо, что б веселее было?». С тех пор Чудо стало редко приходить, когда его зовут в пустые дома и уставшие сердца. Так оно и жило, приходило с удовольствием туда, где его даже не звали и всем было хорошо и без него, и не ходило туда, куда звали. Люди не понимали поведения Чуда и считали, что у него просто трудный и капризный характер. Однажды Чудо даже получило письмо от одного человека, который писал, что его сердце полно любви, но он одинок, так как в его жизни не хватает Чуда. Но и на эту просьбу Чудо не пришло, так как оно знало, что сердце, полное любви, не нуждается в Чуде, нуждаются только пустые и уставшие сердца. С тех пор прошел то ли месяц, то ли год… Снова получает Чудо письмо от того человека, странное письмо, со странными словами, которых Чудо никогда раньше не слышало: «Я люблю тебя, Чудо, у меня для тебя есть все самое лучшее. Я буду рад тебя видеть, когда ты захочешь и сколько захочешь». Чудо конечно же собрало вещи и поехало в дом, в котором впервые в жизни его ждали, любили и при этом ни о чем не просили. Так они и зажили вместе, Человек и его любимое Чудо, которое, играя, то будило его лучиком утреннего солнышка, то отражалось в глазах живущих рядом людей, то просто смеялось из зеркала. Человек снова и снова удивлялся тому, как это он раньше не понял, что «Не Чудо рождает Любовь, а Любовь рождает Чудо». А дом Человека с тех пор стали называть волшебным, ведь в счастье всегда есть что-то волшебное…»
В чем заключается смысл притчи?
- Я предлагаю вам посмотреть удивительный видеофильмы про 7 чудес света. (Просмотр фильма.)
- Что вы почувствовали, смотря эти кадры?
Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написано начало фразы. Вы должны закончить предложение:
когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую…
солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне…
облака сегодня такие пушистые и нежные, будто…
я иду по земле, и мне кажется…
я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как…
когда я дотрагиваюсь до шершавой коры дерева, я чувствую…
я смотрю на зелёный степной ковёр, и мне кажется…
когда я вижу ослепительные вершины гор, я чувствую…
тёплый весенний воздух напоминает мне…
этот цветок так благоухает, что…
это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется…
Сейчас мы решили, что в мире есть 2 масштабных чуда — это сам мир и человек — чудо в мире. И сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы и сделать творческую работу. Группа 1 выполняет работу «Смотрю на мир, как на чудо», а группа 2 выполняет работу «Смотрю на человека, как на чудо», отражая что есть чудесного в мире и в человеке.
— Получилось ли отразить чудо в наших работах?
— Чему учит нас эта работа?
— Что вы сегодня вынесли из нашего урока, что поняли?
6.Групповое пение (3 мин) песня Ирины Панаровской «Мир без чудес»
Отыскать как будто бы немудрено
В словарях ответ на любой вопрос,
Кто придумал радио, кто кино,
Швейную машинку и паровоз.
Но о том не ведаю словари,
И в энциклопедиях не найти,
Кто придумал мыльные пузыри,
Или карнавальные конфети.
Мир без чудес черно-бел, черно-бел,
Но нет причин для тоски, для тоски.
За пять минут кистью умелой
Мир черно-белый весь разрисуют чудаки.
Да. Да!
Их изобретениям каждый рад,
Трудятся, как пчелы, который век.
Чудаки придумали маскарад,
Эскимо и праздничный фейерверк.
Ах, какой серьезный они народ,
Мнению недоброму вопреки,
Ведь впервые елку под Новый год
Нарядили именно чудаки.
Мир без чудес черно-бел, черно-бел,
Но нет причин для тоски, для тоски.
За пять минут кистью умелой
Мир черно-белый весь разрисуют чудаки.
Да. Да!
Не забыли в хлопотах ни о ком
Эти добродушные мудрецы,
От песка до купола - целиком,
Только чудаками придуман цирк!
Пусть не ими атом был расщеплен,
В космосе не множат они витки,
Был бы мир наш радостью обделен
Без такого племени: чудаки.
Мир без чудес черно-бел, черно-бел,
Но нет причин для тоски, для тоски.
За пять минут кистью умелой
Мир черно-белый весь разрисуют чудаки.
Да. Да!
Мир без чудес черно-бел, черно-бел,
Чудом его озари, озари!
Ты подари звуки и краски, песни и сказки все,
Радость миру подари!
Да! Да! Радость миру подари!
7. Домашнее задание (1мин)
Сделать презентацию по группам «О красоте мира»
8. Заключительная минута урока.(1мин)
Учитель: - А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, вспомните, когда мир становится чудом? Поместите это чудо в своё сердце и живите с ним. Будьте чудом, дарите чудо другим, умейте видеть вокруг чудесное. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. До свидания! Пронесите это состояние через всю свою жизнь. Урок окончен.