Просмотр содержимого документа
«Библиотечные каталоги и картотеки»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАТАЛОГИ»
Тема урока. «Библиотечные каталоги и картотеки»
Преподаватель Г.Н. Евсеева
Дата проведения: 25.03.2019г.
Группа: 1Б
Цель урока.
- познакомить обучающихся с основными видами каталогов и картотек.
Задачи.
- выработать способность обучающихся самостоятельно работать с каталогами, научить систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.
- научить обучающихся пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, интернете, энциклопедиях, справочниках;
Тип урока.
- комбинированный урок
Материалы и оборудование
- карточные каталоги, картотеки;
- схема библиографического описания (плакат);
- алгоритм поиска в систематическом каталоге (плакат);
- печатный каталог серии “Роман газета” (каталог в виде журнала);
- задания для работы с каталогом.
Технология урока.
обучение в сотрудничестве
План урока
Вступление. Объявление темы.
Основная часть.
Закрепление.
Практическое задание.
Ход урока.
Здравствуйте.Объем информации, которую сможет удержать в голове человек, чрезвычайно мал, поэтому без библиотек человек испытывал бы огромные трудности. В нашем меняющемся мире знания быстро устаревают, и их необходимо пополнять.
Какую бы мы ни взяли книгу - от многотомной энциклопедии до карманного справочника, какую бы мы ни взяли библиотеку - от многоэтажного университетского хранилища до маленькой читальни, - все они служат одной и той же цели: помочь нам быстро и с наименьшими затратами сил найти требующуюся информацию.
Не всегда эта цель достигается легко и просто. Подобно маркам автомобилей, книги могут иметь различное оформление и предназначение. Например, карманная книга может дать незамедлительный ответ на простой вопрос. Книга покрупней, содержит более глубокие и пространные ответы на любые, даже самые сложные вопросы. Поэтому очень важно знать, как быстро найти нужную книгу в библиотеке.
Наш урок «Библиотечные каталоги и картотеки» посвящен системе каталогов и картотек.
Мы познакомимся со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Так как же найти требующиеся вам книги? В большой библиотеке по вашей теме может быть несколько полок книг, но найти нужную - все равно, что иголку в стоге сена.
Основными средствами поиска необходимой информации в библиотеке являются каталоги и картотеки. Они призваны раскрывать читателю книжные богатства библиотеки, сделать их доступными для любого читателя.
Мы говорим КАТАЛОГ, КАТАЛОГ, а что оно означает? Слово «каталог» пришло к нам из Древней Греции, оно означает «список», «опись», «перечень» чего-либо. На первых порах каталог представлял собой список, перечень книг, хранящихся в библиотеке. С ростом книжных богатств подобные списки не могли уже удовлетворить ни библиотекарей, ни читателей. В начале прошлого века появился вид каталога – карточный. А в начале XXI века появился и электронный. Но мы более подробно остановимся на карточных каталогах и картотеках.
Каталог представляет собой перечень книг и других источников информации, имеющихся в библиотеке. Он состоит из каталожных карточек, на которые записывают каждую поступившую в библиотеку книгу.
Каталожная карточка несет информацию о книге и ее содержании. Эти сведения записываются в определенном порядке и в своей совокупности называются «библиографическим описанием». На каталожной карточке указываются фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, число страниц, наличие иллюстраций и другие данные. Эти данные берутся с титульного листа книги. Титульный лист - элемент книги, страница, на которой напечатано название, имя автора, год и место издания.
(Преподаватель показывает наглядно саму каталожную карточку, дает обучающимся несколько карточек для внимательного изучения. Также на плакате приведен пример библиографического описания.)
Но кроме этих сведений вам необходимо знать местонахождение книги на полке, то есть ее адрес. Таким адресом является шифр книги.
Шифр на каталожной карточке помещается в верхнем левом углу и записывается в виде дроби, где в числителе ставится индекс, а знаменателе - авторский знак.
Верхняя часть шифра (индекс) указывает отдел, в котором находится книга, а нижняя часть (авторский знак) - место внутри отдела. Таким образом, каждая книга получает определенное место.
Может кто-то уже знает: «Для чего нужен каталог с карточками?». Ответы обучающихся…
Правильно. С помощью каталога можно узнать:
• есть ли в библиотеке нужная вам книга, если вы знаете ее автора и название;
• уточнить заглавие книги, если автор известен;
• какие произведения данного автора имеются в библиотеке;
• год издания, объем книги, издательство;
• из аннотации краткое содержание книги.
Пользование каталогом сберегает время. Чтобы даже «галопом» просмотреть, к примеру, тысячу книг, расположенных на полке, потребуется несколько дней. Тысячу карточек в небольшом деревянном ящике проглядеть за 1-2 час. Конечно, работа с каталогом требует известных навыков. Некоторые из них, мы с вами и попытаемся приобрести.
Каталоги и картотеки в библиотеке бывают двух видов: алфавитные и систематические.
В алфавитном каталоге, как вы уже поняли, все книги располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям, независимо от содержания книги. Карточки на книги авторов-однофамильцев расставляются в алфавитном порядке по их инициалам, например:
Толстой А. К.
Толстой А. Н.
Толстой Л. Н.
Карточки авторов с двойными фамилиями ставятся после карточек авторов с одной фамилией.
Описание книг одного автора начинается с собраний его сочинений, потом следуют карточки, описывающие его отдельные произведения. Расстановка карточек изданий одной и той же книги производится в обратнохронологическом порядке, то есть самые новые издания находятся впереди.
Когда читателя интересует какая-либо определенная тема - «Космонавтика», «Солнечная система», «История России» и т.д. И он хотел бы узнать, какие об этом есть книги в библиотеке, ему следует обратиться к систематическому каталогу.
В систематическом каталоге карточки размещены в соответствии с содержанием произведений, то есть по определенным отраслям знаний: по философии, искусству, истории, медицине и так далее.
Внутри каждого из разделов карточки расположены в обратно -хронологическом порядке. Главная особенность СК заключается в логическом порядке всех его частей и отделов. В основе лежит заранее разработанная классификационная схема, которая обозначается цифрами и буквами:
2 – естественные науки (математика, физика, химия, география, биология)
М – Краеведение.
3 – Техника. Технические науки
4 – Сельское и лесное хозяйство.
5 – Здравоохранение. Медицинские науки.
6 / 8 Общественные и гуманитарные науки.
(Обществоведение, история, экономика, политика, право, военное дело)
70 / 79- Культура. Наука. Просвещение. Образование. Физкультура.
80/84 -Филологические науки. Художественная литература.
85 - Искусство. Искусствознание.
86 – Религия. Мистика. Свободомыслие.
87 – Философия.
88 – Психология.
9 – Литература универсального содержания.
Вот такое расположение в каталогах и на полках-стеллажах.
Пользование систематическим каталогом облегчает алфавитно-предметный указатель, с которого и нужно начинать поиск. Указатель представляет собой картотеку названий и понятий (предметных рубрик), расположенных в алфавитном порядке, и индексов - где, в каком разделе следует искать нужную книгу.
Основное правило при использовании алфавитно-предметного указателя - точно определить предмет поиска.
При подготовке реферата, сочинения на определенную тему лучше всего обратиться к систематическому каталогу.
Как разыскать краеведческую информацию? Можно обратиться к краеведческому каталогу. Краеведческий систематический каталог — это библиографическая информация о вашем крае, книги, статьи, рассказы и очерки из центральных и местных газет, журналов и сборников.
Как вы думаете:
- какой вид продукции самый быстрый и оперативный?
- где можно почерпнуть сведения о последних достижениях науки, технике, прочитать о ходе каких-либо соревнованиях, о недавних событиях в политической, культурной жизни? (ОТВЕТЫ – газеты, журналы)
Периодические издания - самый оперативный вид печати. Здесь можно получить сведения о caмых последних достижениях науки, техники, о последних событиях политической и культурной жизни.
Систематическая картотека статей содержит описание статей из журналов за последние пять лет, сгруппированная по тематике. На каталожных карточках указаны автор и заглавие статьи, сведения о журнале (название; число, месяц, год издания; страницы, на которых расположена данная статья). На плакате указан пример библиографической записи периодического издания. Также есть печатный каталог серии “Роман газета”
Закрепление.
Итак, повторим основные термины и понятия.
Библиотечный каталог - представляет собой перечень книг и других источников информации, имеющихся в библиотеке;
Каталожная карточка - несет информацию о книге и ее содержании.
Шифр книги - местонахождение книги на полке, то есть ее адрес
Титульный лист - элемент книги, страница, на которой напечатано название, имя автора, год и место издания;
Алфавитный каталог - все карточки располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям, независимо от содержания книги;
Систематический каталог - карточки размещены в соответствии с содержанием произведений, то есть по определенным отраслям знаний: по философии, искусству, истории, медицине и так далее.
Практическое задание.
Сейчас вы поделитесь на четыре команды, и каждой команде я дам задание по работе с каталогом.
(Обучающиеся делятся на команды.) Задание записано на листках. Обучающиеся читают.
Для команды 1
Есть ли в библиотеке книга А. С. Грина «Алые паруса»? Какие еще книги данного автора имеются в библиотеке?
Вам необходимо установить: сколько в библиотеке книг А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Для команды 2
Есть ли в библиотеке книга «Всадник без головы»? Кто ее автор, какое издание самое новое в каталоге?
Найдите книгу по фантастике.
Для команды 3
Найдите книгу по охране леса.
Есть ли в библиотеке книга А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»? Какие еще книги данного автора имеются в библиотеке?
Для команды 4
Какие книги по мифологии имеются в библиотеке, есть ли в них иллюстрации?
Где можно найти информацию о биографии А.С. Пушкина?
1. Последовательность и распределение этапов библиотечного урока по времени.
2. Организация познавательной деятельности на библиотечном уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
3. Соблюдение охранительного режима.
4. Подведение итога библиотечного урока.
II. Содержание библиотечного урока
1. Научная, воспитательная и развивающая направленность библиотечного урока.
2. Правильность подбора учебного материала на библиотечного уроке.
3. Связь теории с практикой.
4. Организация повторения на библиотечного уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.
5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам библиотечного урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
Чередование методов обучения.
Оборудование библиотечного урока и его использование.
Методы опроса. Правильность ответа учащихся.
4. Функциональный анализ библиотечного урока.
Насколько структура библиотечного урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям школьного коллектива. Наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности педагога-библиотекаря и учащихся. Соответствие стиля отношений педагога-библиотекаря и учащихся успешному формированию результата библиотечного урока.
5. Оценка конечного результата урока.
Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися. Определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом. Причины этого разрыва. Оценка достижений воспитательных и развивающих задач библиотечного урока.