Просмотр содержимого документа
«Без прав - нет обязанностей»
Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа I-III ступеней № 13 г. Енакиево»
БЕЗ ПРАВ – НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ
(Разработка библиотечного урока
по правовому воспитанию
3-4 классы )
Подготовила
Заведущая библиотекарь
Музюкина В. И.
2016
Тема: БЕЗ ПРАВ – НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ.
Цель проведения: закрепить знания учащихся о Всеобщей декларации прав человека и правах детей, записанные в Конвенции о правах ребёнка.
Оборудование: выставка книг, правовое домино, плакат с высказыванием «…Человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». Декларация прав ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий: Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? И т.д.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар, неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых незаурядных драках…
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась, уже вам известная Всеобщая декларация прав человека.
-Ребята, а когда была Всеобщая декларация прав человека? (1948г.)
Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то на Земле всегда будет мир и покой.
Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что дети имеют право на особую заботу и внимание. 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка.
Что же записано в Конвенции о правах ребёнка? (выходят дети).
1.Пуст, наконец, узнает каждый и расскажет всем,
Что ребёнок – тоже человек, только маленький совсем.
2. Поэтому ученые люди, заслужившие «браво»,
Хотят изменить судьбу детей и написали для нас мудрое право.
Это право нужно знать и никогда не забывать.
3. Ни какая сила не имеет право меня принуждать,
А особенно к плохому направлять.
4. Могу учить все, что меня интересует
И имею право сам выбирать с кем мне играть.
5. Никто не может меня унижать, бить и оскорблять,
Я взрослого всегда могу на помощь призывать.
6. Если мама или папа уже не живет с нами,
Нельзя мне запретить встречаться с ними временами.
7. Никто не может читать моих писем без разрешения,
Я имею право на личную тайну и собственное суждение.
8. Могу желать чтоб каждый признавал мои права всекда.
А если отличаюсь от других то это не беда.
9. Так в стихах изложили права всех детей в целом свете.
Чтобы они служили как можно лучше детям.
Ведущий: А сейчас мы вспомним ваши права, записанные в Конвенции ООН о правах ребёнка, а помогут нам в этом известные сказочные герои.
Итак: в Конвенции о правах ребенка записано:
«Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».
Посмотрите, как этим правом воспользовалась ваша давняя знакомая (сценка «Красная шапочка и Серый Волк на новый лад.)
Красная Шапочка: (Выходит, напевая песенку) Мне не страшен Серый Волк.
Волк: Это кто тут такой храбрый, меня не боится. А, старая знакомая, Красная Шапочка. Сейчас я тебя съем.
Красная Шапочка: Не имеешь право, меня есть. Каждый человек, в том числе и я, имеет право на личную неприкосновенность. Это во – первых, а во – вторых я обладаю приёмами кон-фу.
Волк: Какое ещё право? Вот у меня все права. Я, сильнее тебя, мой желудок требует пищи, и я должен его слушаться.
Красная Шапочка: Попробуй только приблизиться и тогда ты узнаешь.
Волк: Ладно, ладно, ухожу. Ну что за жизнь наступила, все имеют право на неприкосновенность, и Красная Шапочка, и Три поросёнка и даже заяц. А мне что теперь делать, кого есть, с голоду скоро помру, вон как живот подвело.
Красная шапочка: Не огорчайся, вот конфету, она очень вкусная. А если пообещаешь нас не трогать, то я возьму тебя к своей бабушке, и она угостит нас вкусным обедом.
Волк: Ладно! Обещаю! Пошли!
Ведущий: Ребята, вспомните, в каких ещё сказках было покушение на личную неприкосновенность, жизнь и свободу сказочных героев. («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кот в сапогах», «Три поросёнка».)
В Конвенции о правах ребёнка сказано, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному обращению.
Вспомните, в каких сказках нарушено это право? («Гуси – лебеди», «Ивасик – телесик», «Золотая антилопа».)
В 9 статье Всеобщей декларации прав человека сказано:
«Никто не может быть подвергнут произвольному задержанию или изгнанию».
В каких сказках нарушается это право? ( «Сказка о царе Салтане», Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
Статья 17 гласит: «Каждый человек имеет право владеть имуществом . Никого нельзя произвольно лишать его имущество».
В каких сказках нарушено это право? («Приключения Буратино», «Приключения Чипполино», «Заюшкина избушка».
В статьях 31и 32 Конвенции о правах ребёнка сказано, что ребёнок имеет право на отдых и досуг. Никто не должен принуждать ребёнка к непосильному труду, представляющему опасность для его здоровья.
Как вы думаете, ребята, в какой сказке нарушались эти статьи Конвенции. («Золушка».)
Ребята, а сейчас я предлагаю отгадать загадки:
Для того, чтоб стать учёным и поэтом, и врачом,
Машинистом и ткачом, лесорубом и шахтёром,
Космонавтом и актёром, поваром и бизнесменом,
Водолазом и спортсменом
Нужно многому учиться, не лениться, а…(трудиться).
Папе с мамой помогая в доме, в поле и в саду,
С детства наши ребятишки приобщаются к …(труду).
Ребята, мы предлагаем вам воспользоваться правом на отдых. Сейчас вы посмотрите сценки и определите, кто из героев не правильно понимает свои права.
Сценка «У доктора».
Ребёнок: Ах, доктор, у меня, жар, внутри колет, снаружи жжёт, сердце в пятки ушло, голова тяжелая, как гиря. Полечите меня.
Доктор: Садитесь, больной. Да не на стол, а на стул. Так, откройте рот, вытяните руки вперёд, закройте глаза, достаньте пальцем нос.(Достаёт «молоток» и ударяет по коленям больного).
Ребёнок:(подскакивая) Доктор, Вы зачем дерётесь, я к вам лечиться пришел, а Вы меня калечите, У меня и так в ухе стреляет, в спине колет, теперь в коленке ёкает.
Доктор: Успокойтесь, больной. Скажите лучше в каком классе вы учитесь?
Ребёнок: В третьем.
Доктор: Какие сегодня уроки в школе?
Ребёнок: Ну, как обычно чтение, математика, русский язык. Вот только по математике контрольная будет.
Доктор: (внимательно смотрит на больного, хмурит лоб и говорит) Всё ясно! У вас очень опасная болезнь: инсламанто гагнгриеноза симптом.
Ребёнок: Что – что? Говорите понятнее.
Доктор: Болезнь называется воспаление хитрости. Нужно сделать укол.
Ребёнок: Какой ещё укол? Не хочу уколы. Я лучше пойду контрольную писать.
Доктор: Ну вот убежал, а ещё говорил: «хочу лечиться». Только мне кажется ему надо было честно сказать: «Не хочу учиться».
Ведущий: Как вы думаете, ребята, правильно ли ученик воспользовался своим правом на получение медицинской помощи?
Сценка «В музее».
Экскурсовод: Сегодня мы с вами познакомимся с картинами художников, которые относятся к разным жанрам живописи.
Посетитель: (с блокнотом) Повторите, пожалуйста, последнюю фразу, я не расслышал.
Экскурсовод: Я повторю, когда буду рассказывать дальше, слушайте внимательно.(Показывает на зимний пейзаж). Это – пейзаж, изображение живой природы, которое мы можем видеть за окном.
Посетитель: Не правильный какой- то пейзаж, сейчас за окном весна, а тут, обманул нас художник.
Экскурсовод: Никто вас не обманывал. Когда художник писал эту картину, была зима. Картина эта получила большую известность и хранится в музее, чтобы желающие могли полюбоваться ею. Проходим дальше.
Посетитель: (Пристально вглядывается в портрет Пушкина и громко кричит). Эй идите все сюда. Я знакомого нашёл!
Экскурсовод: Зачем так кричать. Вы же в музее, а не в лесу. Нет ничего удивительного, что вы узнали на портрете великого русского поэта А.С.Пушкина.
Посетитель: Знаю, знаю. Это тот, котрый написал про старуху и корыто.
Экскурсовод: (Осуждающе смотрит на посетителя). В нашем музее есть и другие картины. Проходим дальше. Вот перед вами натюрморт. Посмотрите какие чудесные яблоки, груши, сливы.
Посетитель: А попробовать можно? Хоть одну ягодку.
Экскурсовод: Попробовать конечно нельзя. Они ведь нарисованы. Но в этом и проявляется талант художника, что нарисованное нам кажется живым и красивым, что его хочется потрогать, понюхать, попробовать. Но музейные экспонаты можно только рассматривать. Приходите, ребята, почаще к нам в музей, потому что каждый человек имеет право любоваться, изучать произведения искусств.
Ведущий: Как вы думаете, ребята, правильно ли воспользовался этим правом мальчик.
Вот, ребята, мы и подошли к другому вопросу. Оказывается, у каждого из нас есть не только права, но и обязанности. Например у каждого человека есть право на труд, но и каждый должен выполнять свою работу хорошо. Ваш труд – это ваша учеба. Право на образование закреплено в 29 статье Конвенции. Но чтобы подготовиться к активной взрослой жизни, вы обязаны прилежно учиться. Вот сейчас мы проверим, как вы использовали право на образование, чему вы научились в школе.
Итак, «Весёлая викторина»
Однажды сорок бабушек ловили трех поросят. Одного поросенка схватили 3 бабушки, второго схватили в два раза больше бабушек. Остальные поймали третьего. Сколько бабушек держали третьего поросенка?(31 бабушка).
Какие ноты спрятались в этих словах.
По – МИ – дор, РЕ – бята, ФА – СОЛЬ, о –СИ –на, ДО –рога, ко – ЛЯ – ска.
«Загадочные превращения».
ТОЧКА – веТОЧКА – ласТОЧКА – досТОЧКА - косТОЧКА.
Во что ещё может «превратиться» точка?
Ведущий: Молодцы ребята! Умело вы используете знания, полученные на уроках.
Ребята, вы изучили Конвенцию ООН о правах ребенка, познакомились с её принципами, с эмблемами каждого из них. А сейчас мы поиграем в правовое домино. (Игра). Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Теперь вы знаете свои права. Но вы должны всегда помнить: права одного человека кончаются там, где наступают права другого человека.
Например, вы имеете право на отдых, поэтому можете отдыхать, веселиться, но при этом не должны забывать, что живущие рядом с ними люди тоже имеют право на отдых. Поэтому вы должны так себя вести, чтобы не мешать другим, не лишать их такого же права.
Вы имеете право на достойное обращение с вами, но никогда не должны забывать, что точно такое же право имеют все вокруг вас.
И ещё я хочу, чтобы вы всегда относились к окружающим вас так, как вы хотите, чтобы относились к вам. Хотите, чтобы с вами были добрыми – будьте добрыми сами. Всё зависит от нас.
Ребята! Давайте вспомним слова самого доброго сказочного героя Кота Леопольда.
Дети: «Ребята! Давайте жить дружно!» Звучит песня М.Пляцковского.