Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа
Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа
Урок спланирован по программе «Рукоделие». Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира. Для повышения интереса учеников к изучаемому материалу предполагается посещение этнографического отдела краеведческого музея. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа» органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа»
Методическая разработка урока в музее
« Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа»
Автор: учитель технологии
МБОУ СОШ № 4
г. Ставрополя
Ильиных Анна Анатольевна
2016 г.
Урок-экскурсия
Пояснительная записка
Урок спланирован по программе «Рукоделие». Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира. Для повышения интереса учеников к изучаемому материалу предполагается посещение этнографического отдела краеведческого музея. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа» органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию. Это первый урок раздела.
Тип урока: комбинированный, экскурсия
Класс: 6 класс
Раздел: «Декоративно-прикладное искусство»
Тема:Декоративно-прикладное творчество народов северного Кавказа
Цели экскурсии:
Образовательная– познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства народов северного Кавказа;
Развивающая –расширить кругозор учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательная– способствовать совершенствованию эстетического вкуса; прививать качества аккуратности, собранности, усидчивости, трудолюбия; воспитывать у учащихся любовь к труду;
Подготовка к экскурсии:В период подготовки учитель посещает этнографический отдел краеведческого музея, знакомится с тематикой предлагаемых экскурсий, договаривается с экскурсовода, разрабатывает с ним план проведения экскурсии и дату её проведения.
Подготовка учащихся к экскурсии проводится на предыдущем уроке, где учитель сообщает цель, план предстоящей экскурсии и вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ после экскурсии в своём отчёте.
Ход экскурсии
I. Организационный момент
II. Экскурсия
а) Вводная беседа о правилах поведения в зале этнографии. Вводный рассказ экскурсовода о культуре и быте коренного кочевого и горского населения Северного Кавказа, казаков, русских и украинских крестьян-переселенцев.
б) Экскурсовод показывает учащимся особенности национальной одежды коренного кочевого, горского населения (ногайцы, туркмены, калмыки, карачаевцы, осетины, черкесы, абазины, кабардинцы и т.д.) и одежды казаков и русских крестьян переселенцев (терцы, кубанцы, казаки-некрасовцы, Курская, Воронежская, Нижегородская, Полтавская, Киевская губернии, мордва и т.д.), а также их хозяйственную утварь и орудия домашнего производства, серебряные женские украшения.
в) Учащиеся в группах по 3-4 человека знакомятся с экспозициями и готовят сообщение о традиционных видах декоративно-прикладного искусства следующих этнических групп:
Кочевники степей Предкавказья вXIXвеке – ногайцы, туркмены и калмыки. Их образ жизни воссоздается с помощью модели разборной юрты, подлинных предметов одежды и быта, экспонатов, имеющих отношение к религиозным верованиям данных этносов (исламу и буддизму).
Традиционнаябытовая культураоседлыхземледельцев - горцевСеверногоКавказа, казаков, крестьян-переселенцев из внутренних губерний России и Малороссии, немецких колонистов. Которая включает реконструкцию их типовых жилищ и деталей интерьера, орудия труда, домашнюю утварь, народные костюмы.
Казаки-некрасовцы. Потерпев поражение в крестьянском восстании под предводительством Кондратия Булавина, они покинули Россию и вернулись на Родину лишь в 1962 году, сохранив, при этом, специфику языка, вероисповедания и жизненного уклада.
г) Заключительная беседа.
Какие группы этнического населения представлены в музеи?
Сегодня мы посетили этнографическую экспозицию, которая отражает культуру и быт коренного кочевого и горского населения Северного Кавказа, казаков, русских и украинских крестьян-переселенцев, а также их хозяйственную утварь и орудия домашнего производства. Мы с вами увидели творческие работы мастериц различных этнических групп.
Какой вид декоративно-прикладного искусства понравился вам больше всего? Возьмете ли вы его за основу своей проектной работы?
Выскажите мнение о том, какие произведения декоративно-прикладного искусства можно изготовить из ниток и тканей.
IV. Домашнее задание
Учащиеся получают распечатки с вопросами.
Подготовить письменный отчёт об экскурсии, ответив на следующие вопросы:
Какие виды декоративно-прикладного искусства традиционны для нашего региона?
Какие имеются народные промыслы?
Впечатление об экскурсии.
(Примечание: подведение итогов происходит на следующем уроке технологии после сдачи учащимися письменных отчётов.)