1. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия.
– Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.
Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце мероприятия мы должны будем сформулировать законы дружбы.
– О чем будем говорить? /О дружбе./
О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
2. Мозговой штурм «Дружба – это …».
Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …».
Детям предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Дети их зачитывают самостоятельно и аргументируют.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- Обратимся к известным словарям и узнаем значение слова дружба. В толковом словаре Ожегова Сергея Ивановича дается такое определение понятия ДРУЖБА:
Поэтому и говорят - Не в службу, а в дружбу (т.е. не по обязанности, а из дружеского расположения). Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добрые, отзывчивые.
Дружба – бескорыстная стойкая приязнь — так определяет дружбу
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом Толковом словаре.
Оба изречения вывешиваются на доску, воспитатель при этом задает вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Настоящая дружба – это честная дружба и не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, и такие ребята, которые выбирают себе друга по одежке, «за красивые глазки» или с какой-то иной выгодой. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив.
3. Обсуждение проблемных ситуаций и их анализ
Послушайте рассказ “Друзья”.
Однажды Костя принес в школу электронную игру“Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Костя.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Костин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс роботов-трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Костя.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Костя. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом?
Почему?
Вывод: дружба должна быть бескорыстной.
Послушайте рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
4. Работа с пословицами о дружбе.
Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Обратите внимание на пословицы, которые мы написали и развешали вокруг.
У вас на столе лежат карточки, на которых написаны половина пословицы, вы должны составить пословицу и объясните, как вы её понимаете.
О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Дети подбирают пословицы и объясняют её смысл, комментируют пословицу.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Друга иметь – себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
5. Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Дети выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
6. Работа над проектом «Моделирование законов дружбы».
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемные ситуации, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Законы дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим друзьями. Вам нужно вместе, сообща смоделировать законы, по которым нужно строить отношения с друзьями. Своё понимание, что значит дружить, что можно, а чего нельзя в дружбе.
Ход выполнения интерактивного упражнения:
1.Детям выдаются карточки с определениями законов дружбы и предлагаются в ходе обсуждения написать законы дружбы. ( Возможна организация нескольких групп – при наличии достаточного количества детей, тогда можно оценивать ход работы и выбрать лучшую группу.) Учитель собирает листочки, передает экспертной комиссии из числа ребят или воспитателей. Они подводят итог и вырабатывают единые законы, которые вывешиваются.
Критерии оценки:
- участники смоделировали законы дружбы;
- участники придерживались правила - работать дружно;
- коллектив дружный;
2.Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.
3. Каждой группе раздаются фломастеры, ручки, ножницы, скотч.
4. По истечении времени каждая группа должна:
А) изложить свои законы, правила дружбы;
Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.
5.Заслушивание проектов. Сформулированные законы дружбы вывешиваются на доске.
Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями. Эти законы мы повесим на видное место и постараемся их соблюдать и жить по ним. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Один за всех и все за одного.
Всегда будь честным и откровенным с другом;
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Не ябедничай, если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.
Не ссорься и не спорь с другом по пустякам. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Не выдавай чужие секреты, помогай другу в беде.
Не обманывай, не предавай, не унижай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом, не бойся попросить прощения.
Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что – то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят. Помогай другу: если умеешь что – то делать, научи и его.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в настоящее время, но и перенесёте во взрослую жизнь.
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия
- Что вы сегодня делали на этом воспитательном часе?
- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?
- О чём заставил задуматься?
- Как вы чувствовали себя во время работы?
- Что нового о дружбе узнали в процессе работы?
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
- Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
На доске висит плакат, на котором записаны качества, которыми должен обладать человек, умеющий дружить:
добрый, вежливый, честный, щедрый,
сильный, внимательный, заботливый,
преданный, умеющий хранить секреты,
отзывчивый, трусливый, жадный,
хорошо учится, любезный, терпеливый,
льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
ленивый, строгий, общительный,
бескорыстный, трудолюбивый
- А теперь возьмите листы цветной бумаги и обведите каждый свою руку, вырежьте свои ладошки и запишите на них качества, которые вы хотели бы видеть в себе (на каждой ладошке одно качество).
Дети по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву Дружбы и называют качества необходимые для дружбы.
Вот и подошел к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг к другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.