Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности студентов»
Информационно-коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся
«Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли». Василий Александрович Сухомлинский.
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. XXI век — век высоких компьютерных технологий.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы учителей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы.
. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
. Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
. На протяжении моей педагогической деятельности в своей работе регулярно использую ИКТ. ИКТ способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении школьников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.
В своей работе я использую информационно - коммуникационные технологии:
- в подборе иллюстративного материала к занятиям (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- в подборе дополнительного материала из различных источников к образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- в обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- в создании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;
- в использовании Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в школьном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
-в организации участий различных дистанционных олимпиад, викторин и конкурс: «Центр дистанционной сертификации учащихся» ФГОС тест, Учи.ру
- в оформление буклетов.
. Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Применение информационных компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей:
.
• повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;
• активизирует познавательную деятельность;
• развивает мышление и творческие способности ребёнка;
• формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Применение современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной необходимо.
Компьютер как инструмент, помощник учителя в подготовке и проведении урока, позволяет расширить рамки учебника, сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся, повышающим качество образования.