kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Истина – цель самопознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока самопознание. Истина-вечная суть первичной реальности, это свойство, лежащее в основе творения, это первозданная природа человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Истина – цель самопознания»


План урока самопознания

Кол-во обуч-ся_______

Группа_______

Дата:

Урок №3

Тема: Истина – цель самопознания

Ценность: истина, праведное поведение

Качества: уметь отличать хорошие поступки, быть честным самим собой, доброта, отзывчивость, уравновешенность, честность


Цель: содействовать формированию знаний и развитию у обучающихся мотивы к поиску истины, как важной ценности в познании себя и окружающего мира. 
Задачи: 

образовательная: расширение субъективного опыта студентов в познании истины;
- раскрыть значение истины в жизни человека; 
развивающая: развитие умения понимать значимость поиска истины для становления и развития человека; 
воспитательная: воспитывать обучающихся к стремлению быть честным с самим собой. 

Ресурсы

видеоматериал

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

Мысленная прогулка в лесу.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

Какие чувства вы испытали, находясь в этом состоянии?

Проверка домашнего задания

Работа по вопросам

Примечание

2.Позитивное высказывание (цитата)(7 мин)

Абай

Пока не знаешь - молчи, Пока блуждаешь - молчи. В бесцельных днях и в ночи Пустых забав не ищи. Чтоб человеком ты был И вровень с веком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери. Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство -Вот пять врагов твоих, знай.

А разум и доброта, Упорство, скромность и труд -Вот пять друзей, согласись. Увидев зло - отвернись, К беде пороки ведут. Добро увидев, о нем Ты помни ночью и днем. Коль с детства книги читать -Ученым можешь ты стать. Не унывай, маловер! Бери с великих пример. Не говори: «Я не тот!» Учись - и знанье придет.

Беседа

  1. Чему должен учиться человек?

  2. Что является главным в человеке?

  3. К чему вы стремитесь?

  4. Что наполняет вашу жизнь смыслом?

Первый вопрос беседы напрямую связан со стихо­творением Абая, в котором есть строки:

Чтоб человеком ты был

И вровень с веком ты был...

Идея, заключенная в этих строках, - нужно быть человеком! - напоминает о хорошо известной каждому изучающему предмет самопознание истине. Важно, чтобы она уже в начале учебного года задала тон всему курсу. Рассуждая над вторым вопросом, учащиеся выскажут свою позицию о том, что значит для них быть человеком, а отвечая на второй и третий вопросы, обратятся к своему жизненному опыту. Задача учителя - дать возможность высказаться всем желающим и обобщить сказанное, подведя к важнейшей мысли о том, что постижение сущности человека, постижение себя и окружающего происходит всю жизнь и является смыслом существования человека на Земле.

Цель данного этапа урока – закрепить ведущую идею урока: истину можно открыть через познание себя. Для развития познавательного интереса учеников учитель предлагает им прочитать цитату урока, подумать над смыслом изречения Ф. Феллини и прокомментировать его.

Из всех приключений и поисков истин, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – путешествие внутрь самого себя, путь познания самого себя и найденных истин.

Федерико Феллини

         Поясните смысл изречения.

Презентация "Истина – цель самопознания"

3.Рассказывание истории . Лекция

На сегодняшний день предмет «Самопознание» встает на новый этап своего развития основной задачей, которого является раскрытие духовно-нравственной глубины и общечеловеческого ценностного потенциала предмета «Самопознание». Самый важный дар, который мы можем дать нашим детям это способность найти в своем сердце вечные общечеловеческие ценности, присущие каждому человеку.

Образовательный материал, который стал основой содержания духовно-нравственного воспитания, ориентирован на ценности, отличающиеся гуманистической направленностью.

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: пожилые люди, мудрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования.… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными для всех людей ценностями. Это – высшая духовно-нравственная ценность человека.

Истина – это вечная суть первичной реальности, это свойство, лежащее в основе творения, это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях – прошлом, настоящем и будущем и не подвержена изменениям в материальном и духовномизмерениях.

На уровне человеческой морали истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, правдивость, верность своим словам и обещаниям.

По существу, истина - это основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Опыт ее постижения, созвучный биению сердца, дыханию легких и голосу совести, возможен только изнутри. Поэтому народная мудрость гласит, что опыт - величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, праведного поведения, мира, ненасилия и любви.

Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе. Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что, в конце концов, правда восторжествует.

Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Именно поэтому Махатма Ганди провозглашал, что эта истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.

Итак, изречение «Говори правду» означает приобщение к духовной истине, которая есть вечная истина, неизменная во все времена, - говорили древние мудрецы. Это искренние слова, идущие из глубины души, это сокровенный голос совести.

Под истиной часто понимают точное изложение того, что происходит вокруг. Однако, то, о чем утверждают сегодня, завтра может измениться в корне. Вот, например, актёр в театре играет роль царя. Он надевает корону, сидит на троне, издаёт указы, управляет государством.… Закончился спектакль, актёр снимает корону, одевает свой костюм и идёт домой. То, что мы видели в театре – правда, и то, что было после спектакля – тоже, правда. Это можно назвать фактами, но не истиной. Истина же постоянна и неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Даже если какие-то объекты и существуют 100-200 лет, тем не менее, это не вечность. Всё что имеет рождение – имеет окончание. Так же и человек при рождении получает «билет» до станции Смерть. И, что бы человек ни делал в своей жизни, в назначенное время, прибудет в конечный пункт. Так вот за время жизни человек и должен осознать истину о том, что вечно, а что преходяще и научиться различать вечное и постоянное от изменяющегося и преходящего. А неизменна наша внутренняя духовная суть, она стоит над временем и качествами. Даже просто слушая и читая об истине, человек ощущает счастье.

Стремление познать истину побуждает человека задавать себе вопросы: Кто я? Какова цель моей жизни? Слова «Познай Себя» были начертаны над входом в храм Аполлона в Дельфах, в местопребывании священного оракула, который тем самым хотел сообщить посетителям важную весть о том, что каким бы великим ни было снизошедшее на них откровение от оракула, это не спасет их от дальнейших страданий, если они не сумеют увидеть истину, заключенную в этом афоризме – Познай Себя. Человека, познавшего себя, уже мало интересует прошлое и будущее, он постоянно живет в вечном настоящем. Эти слова также означают следующее – прежде чем о чем-либо спрашивать, сначала задай себе ключевой и самый главный вопрос своей жизни: Кто Я?

Великий Абай Кунанбаев написал такие мудрые слова о важности получения для человека, прежде всего, духовных знаний:

Смотри, не заблудись и знай, куда идти.

Вот выходи сюда на верные пути,

Не хвастай, коль не учен,

Будь скромностью наделен.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец.

Осознание истины открывает путь мощному потоку энергии, который наполняет внутреннее пространство человеческого существа. Цель обучения проявлению истины – поддержать ребёнка в поисках его истинной природы и осознания того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как истина – это и есть природа человека.

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E , которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё. Есть лишь одна абсолютная истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней.

Качества честности, правдивости, приверженности справедливости являются проявлением в человеке общечеловеческой ценности – истина. Очень важно для человека говорить правду. Произношение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека. Подробное описание происходящих процессов на молекулярно-клеточном уровне во время произнесения неправды опубликованы в работах по волновой генетике профессора П.П.Гаряева, которого выдающийся педагог Ш.А.Амонашвили часто приглашает выступать на Международные педагогические чтения по гуманной педагогике.[45]

Древние говорили, что надо всегда говорить правду, и правду надо говорить очень мягко. Если эта правда может ранить человека, то лучше ее не говорить.

Человек наделён интеллектом, позволяющим с помощью различения отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, доброе от злого. Важно развивать в детях способность различать, создавая предпосылки для развития следующего уровня получения достоверной информации – интуиции.

Истина не ограничена пространством и временем. Для всех стран, всех эпох, для всех и каждого истина – одна и та же. Истина неизменна. Она – одна, хотя принимает форму множества.

Мы переносим истину на мирские дела и отождествляем ее с внешним миром. Правда в мирском или материальном смысле: это сообщение того, что на самом деле произошло или правдивое изложение мысли. Считается, что следовать Истине – это в точности передавать то, что было сказано, сделано, увидено, или услышано. Однако, настоящая, правда – это совесть. Например, в дом проник вор и что-то украл. По подозрению в краже полиция на следующий день задерживает этого человека. Вор заявляет, что не совершал кражи. Но его совесть всегда будет напоминать ему о содеянном. Слова полны фальши, но совесть всегда правдива.

Когда слова следуют за совестью, они превращаются в истину. Из-за истины можно столкнуться с трудностями. Но нельзя предаваться лжи ради того, чтобы избежать трудностей. Обманывая, вы можете избежать наказания, но в свое время подвергнетесь серьезным испытаниям.

Список использованной литературы.

1. Назарбаева С.А. Этика жизни-Алматы,2001

2.Мукажанова Р.А.., ОмароваГ.А.Методика преподавания дисциплины «Самопознание в школе» -Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.

3.Сборник материалов Республиканского вебинара, «Миссия учителя в духовно-нравственном образовании подрастающего поколения в аспекте образовательной программы «Самопознание» 2013г.,г. Петропавловск.


4.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин)

Для закрепления материала студентам предлагается ре­шить проблемные ситуации и найти выход из конфликта через положительные эмоции. Дети продолжают работать в четырех группах. Педагог предлагает каждой из них свое задание. Пусть ребята постараются обыграть в виде сценки конфликтную ситуацию, а затем разрешить ее с помощью положительных эмоций. При этом 1-я группа должна вы­разить сожаление; 2-я группа - признать свою вину полно­стью; 3-я группа - признать свою вину частично; 4-я груп­па - попросить прощения за свою нечаянную вину.

Ребята могут придумать конфликтные ситуации сами или воспользоваться теми, которые предложит учитель. На­пример:

  1. У соседа по парте пропал учебник. Он думает, что это ты его взял.

  2. Однокурсник дал тебе попользоваться авторучкой на паре, а ты ее сломал.

  3. Твоей подружке сказали, что ты о ней плохо отзыва­лась. Она скажет тебе, что очень обиделась на тебя.

Затем дети вместе с учителем делают вывод, что отрица­тельные эмоции мешают общению людей, препятствуют их дружбе и могут приводить к конфликтам и ссорам.

Вывод: каждому из нас необходимо уметь владеть свои­ми эмоциями, чтобы не становиться рабом отрицательных переживаний и находить выход из любых конфликтных си­туаций с помощью положительных эмоций.

Резюме

В качестве смыслового итога уроков на тему "В поиске истины” учитель предлагает цитату Г. Лессинга:

Достоинство человека измеряется не той истиной, которой он владеет, а тем трудом, который он приложил для её приобретения.

Готхольд Лессинг


5.Домашнее задание.(3мин)

Выучить цитату


6.Заключительная минута тишины.(5 мин)

Представьте источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где всё гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает её благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льёт на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днём – разочарование, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия – вашей энергией.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Истина – цель самопознания

Автор: Жумагулова Мира Елемесовна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Урок самопознания в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(26) "uroksamopoznaniiav6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "304992"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457858722"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "План урока самопознания в 6 классе "Вера в себя""
    ["seo_title"] => string(51) "plan_uroka_samopoznaniia_v_6_klassie_viera_v_siebia"
    ["file_id"] => string(6) "392086"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487159512"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "открытый урок по самопознанию на тему "Учение-мой труд""
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyiurokposamopoznaniiunatiemuuchieniiemoitrud"
    ["file_id"] => string(6) "274908"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452483086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по самопознанию на тему "Книга - источник знаний" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokaposamopoznaniiunatiemuknighaistochnikznanii3klass"
    ["file_id"] => string(6) "317384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460354767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок самопознания. Учение - мой труд."
    ["seo_title"] => string(37) "urok-samopoznaniia-uchieniie-moi-trud"
    ["file_id"] => string(6) "274508"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452416532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства