Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обучение студентов ремонтным работам"»
Тема: Организация и методика обучения ремонтным работам.
План
1. Учебно-воспитательные цели занятий по ремонтным работам, их место в учебном плане.
2. Содержание программы.
3. Организация работы студентов в период практики.
4. Установочный вводный инструктаж на практике по ремонтным работам.
5. Инструктирование студентов на занятиях.
Вопрос 1. Учебно-воспитательные цели занятий по ремонтным работам, их место в учебном плане.
По предмету «Система Т.О. и ремонта машин» предусмотрены занятия ПО по ремонтным работам, на которых студенты осваивают организацию и технологию ремонта машин, изучают оборудование рабочих мест, устройство и принцип действия используемых стендов, приборов. Приспособлений использование альбомов технологических карт. В процессе ремонтных работ у студентов совершенствуется умения и навыки по разборочно-сборочным работам, полученные на ЛПЗ по спец предметам, по выполнению слесарно-ремонтных операций, изученных на ПО по общеслесарным работам. В процессе обучения нужно воспитывать у студентов чувство ответственности за качество ремонтных работ, обеспечивающих работоспособность сельхоз техники, приучать экономно расходовать материалы, зап. части ит. д. При обучении в условиях пр-ва уч-ся осваивают передовые методы ремонта, своевременное ремонтное оборудование, культуру труда производственных рабочих.
Вопрос 2. Содержание программы.
Учебным планом на раздел П.О. по ремонтным работам для студентов со сроком обучения 3 года отведено 96 часов. Тематический план содержит 7 учебно-производственных тем по ремонту СХМ, отдельных узлов и агрегатов тракторов и автомобилей (типовых соединений и деталей, сцеплений тормозов, механизмов управления, колес и т.д.) по ознакомлению с технологией ремонта двигателей и сложного оборудования, со сборкой и обработкой двигателей.
По организации и технологии ремонта согласно программе выполняются приемы.
Подготовка машин (узлов) к ремонту - очистка, мойка.
Разборочные работы.
Дефектовка.
Устранение неисправностей.
Сборка.
Обкатка.
Вопрос 3. Организация работы студентов в период практики.
В учебных мастерских многих колледжах нет условий для полного выполнения учебной программы по рем практике - для ознакомления студентов с современным ремонтом оборудованием, высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, новыми технологическими процессами труда передовиков и новаторов производства. Такие возможности значительно расширяются в период обучения студентов на производстве, т.е. в ЦРМ.
Поэтому обучение групп по отдельным темам следует организовать в ближайших рем. мастерских и пунктах ТО.
Практическое обучение студентов ремонтным работам удобно организовать по 10-ти звенной форме. Такой способ организации ПО студентов приемлем как в условиях мастерских учебного заведения, так и на рем. предприятиях.
Каждое рабочее место оборудуется в соответствии с требованиями учебной программы комплектом инструментов, приспособлений, съемников, документацией на ремонт деталей и сборочных единиц, инструкций по ТБ, учебно-наглядными пособиями (схемами, плакатами, таблицами).
На рабочих местах следует использовать ходовые машины, для этого до начала занятий, необходимо определить количество техники колледжа, подлежащей ремонту, рассчитать потребность в зап. частях.
Вопрос 4. Установочный вводный инструктаж на практике по ремонтным работам.
При проведении ремонтной практики на ремонтных предприятиях в начале практики необходимо проводить установочный инструктаж.
Ознакомить с задачами рем. практики в условиях производства.
Разъяснить содержание работ студентам.
Ознакомить с организационными формами обучения и порядком перемещения по рабочим местам.
Ознакомить с распорядком дня.
Инструктаж по ТБ специалистами предприятия.
До начала практики мастер должен ознакомить работников предприятия с программой практики, обязанностями студентов, уровнем подготовленности.
Вопрос 5. Инструктирование студентов на занятиях.
При обучении студентов в колледже, в помощь мастеру выделяются свободные от занятий мастера, на производстве инструктирование могут проводить высококвалифицированные рабочие. Студенты могут работать в составе бригад рабочих. Основной метод освоения приемов ремонта-наблюдения студента.
Примерный порядок инструктирования:
Организационная часть.
Вводный инструктаж (20-30 мин)
Сообщение целей и задач учебного дня.
Общий вводный инструктаж
Характеристика рабочих мест.
Назначение слесарно-монтажного инструмента, приспособлений, стендов.
Техника безопасности.
Распределение по рабочим местам.
Сообщение порядка перемещения по рабочим местам.
Звеньевое инструктирование (рабочими на рабочих местах).
III. Участие студентов в выполнении ремонтных работ и текущее инструктирование.
Задачи текущего инструктажа мастера: обеспечить занятость каждого студента, своевременное перемещение по рабочим местам, наблюдение за работой студента, беседа с обучающимися и с рабочими на рабочих местах.
IV. Групповой заключительный инструктаж
Проводится в конце рабочего дня - анализируется работа группы, отдельных звеньев и студентов. Можно привлекать к этому виду инструктажа квалифицированных рабочих.
(К конспектированию)
Тема: Организация и методика проведения уроков п.о. по слесарному делу.
Вопрос: 1. Типы и структура уроков по слесарному делу при изучении операционных тем и при выполнении комплексных работ.
Вопрос: 2. Методика проведения водного инструктажа при изучении операций.
Вопрос: 3. Самостоятельные упражнения студентов и методика проведения текущего инструктажа.
Вопрос: 4. Методика проведения заключительного инструктажа.
Вопрос: 5. Особенности инструктирования студентов при выполнении комплексных работ.
Вопрос: 6. Критерии оценок.
1. Все уроки п.о. по слесарному делу проводятся по структуре:
Организационная часть
Вводный инструктаж
Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж.
Заключительный инструктаж.
При изучении отдельных (первые 9тем) применяется тип урока по формированию умений. При выполнении комплексных работ (последняя тема) урок по формированию навыков.
( подробная структура и содержание уроков этих типов в уроке №10).
2. Т.к. при изучении операционных тем согласно программе мастер должен дать студентам теоретические знания об операциях, применяемых инструментах и т.д. объяснить и показать приемы их выполнения вводный инструктаж на таких занятиях, которые проводятся в течение 6 часов, занимает около 50- 55 минут, одновременно всей группой.
Примерное содержание вводного инструктажа по теме « Разметка»
Сообщение темы и цели урока.
Проверка готовности студентов к уроку.
(беседа по операции)
Инструктирование студентов
Определение операции, использование ее в работе механизатора.
Инструменты и приспособления, применяемые при разметке (линейки, циркули, чертилки, кернеры и т.д.)
Ознакомление студентов с содержанием заданий.
Объяснение и показ приемов нанесение рисок параллельных и перпендикулярных линий, радиусных кривых и окружностей, разметки по шаблону.
Объяснение способов контроля своих действий, предупреждение ошибок и брака.
Вопросы правил Т.Б. и организации рабочих мест.
Передовые способы выполнения разметки.
Объяснение правил пользования инструкционной карты.
Ответы на вопросы студентов (закрепление материала инструктажа.)
Выдача заданий.
3. Упражнение студентов и текущий инструктаж - основная часть урока (около 5 часов). В этой части урока студенты выполняют упражнения по операциям, которые указаны в программе, руководит работой студентов мастер в виде текущего инструктажа - может наблюдать со своего рабочего места за каждым студентом, обходить рабочие места, отвечать на вопросы студентов, задачи текущего инструктажа при этом такие: наблюдать за действиями студентов, своевременно помогать исправлять ошибки, следить за соблюдением правил т.б. оказывает необходимую помощь. Текущий инструктаж может проводиться и по коллективной форме, т.е. со всей группой одновременно, это бывает тогда, когда многие студенты допускают однотипные ошибки или нарушения. Мастер должен остановить работу всей группы и провести дополнительный инструктаж.
По окончании работ студентов, мастер проверяет и оценивает их. Студенты убирают и сдают рабочие места.
4. Задачи и содержание заключительного инструктажа.
(СМ УРОК №10).
5. Основная задача комплексных работ заключается в том, чтобы закрепить у студентов знания и совершенствовать умения по выполнению изученных операций при изготовлении учебно-производственных работ. Т.к. студенты на таких уроках не получают новые знания и умения, вводный инструктаж проводится в течение 30-35мин, основной метод - беседа с обучающимися. Пример проведения вводного инструктажа при изготовлении молотка: (переписать вводный инструктаж из плана урока).
Текущий и заключительный инструктажи проводятся как при изучении операций.
6. Оценка знаний и умений студентов на п.о. проводится по принятой пяти бальной системе.
Основные показатели оценок уч-ся :
При изучении операционных тем.
При выполнении комплексных работ.
1- Правильность выполнения приемов по операциям.
2- Полнота выполнения задания.
3-Соблюдение правил т.б.
4-Самостоятельность в работе.
1- Соответствие работы установленным техническим требованиям.
2- Выполнение нормы времени.
3- Соблюдение правил т.б.
4- Самостоятельность в работе.
Тема: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Самостоятельная методическая работа мастера:
изучение указаний органов ПТО по вопросам учебно-воспитательной работы;
изучение основ психологии, педагогики, методики обучения и воспитания;
изучение материалов научных исследований, проблем ПТО;
изучение передового педагогического опыта (посещение уроков других мастеров, изучение методических разработок и рекомендаций);
изучение методической и специальной литературы по предмету;
стажировка на передовых предприятиях;
подготовка докладов на пед. чтения, конференции, семинары; (!)
изучение вопросов экономики отрасли НОТ;
составление методических разработок.
2. Методическая помощь мастерам и преподавателям:
посещение и анализ уроков;
консультации по вопросам педагогического самообразования;
консультация по вопросам подготовки и проведения занятий;
консультация по вопросам при подготовке докладов на учебно-методические темы;
вовлечение преподавателей и мастеров в педагогическую работу по единой педагогической теме;
организация и руководство педагогическим наставничеством.
3. Методическая работа руководителей профессиональных колледжей:
Руководители профессиональных колледжей -
оказывают помощь пед. работникам в совершенствовании пед. мастерства;
контролируют выполнение планов самостоятельной методической работы мастерами, преподавателями;
проводят индивидуальную работу с пед. работниками колледжа;
оказывают помощь методическим комиссиям;
проводят методические совещания с педагогическими работниками;
систематически работают над повышением квалификации.
Методическая работа заместителя директора по УПР
организация и руководство работой методической комиссии;
индивидуальная методическая работа с преподавателями и мастерами;
оказание помощи преподавателям и мастерам в самостоятельной методическом работе;
оказание помощи по выполнению квалификации преподавателей и мастеров.
Тема: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОЛЛЕДЖЕ
1. Задача методической работы в колледже:
Уровень профессиональной подготовки студентов, качество их воспитания зависят от методической работы в колледже, которая направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в колледже, систематическое повышение идейно-политического уровня мастеров, преподавателей, их педагогического и профессионального мастерства.
Методическая работа в колледже способствует повышению интереса педагогического коллектива к педагогической деятельности, формированию у них потребности творческого поиска наиболее эффективных путей учебно-воспитательной работы.
Общее руководство методической работы осуществляет директор колледжа. Непосредственными ее организаторами являются заместители директора по УР и УПР.
2. Формы методической работы.
Основными формами методической работы в колледже являются:
1) Коллективная:
педагогический совет,
методические комиссии,
методические совещания,
педагогические чтения, семинары, конференции,
школы передового педагогического опыта.
2) Индивидуальная:
самостоятельная работа мастера,
методическая помощь мастерам и преподавателям со
стороны руководителей колледжа,
методическая помощь со стороны методической комиссии,
помощь опытных мастеров менее опытным.
3. Участие мастера в коллективной методической работе.
3.1. Педагогический совет колледжа - постоянно действующий коллективный орган учебного заведения - обсуждает важнейшие вопросы совершенствования учебно-воспитательной методической работы и производственной деятельности.
Основные вопросы, обсуждаемые педагогическим советом:
Мероприятия по выполнению решений колледжем правительства по вопросам совершенствования обучения и воспитания;
Перспективное и текущее планирование работы колледжа, итоги учебно-воспитательной и финансово-хозяйственной деятельности;
Состояние и меры по совершенствованию теоретического и производственного обучения, производственной практики;
Методическая работа директора колледжа
руководство работы педагогического совета;
оказание помощи в с\метод. работе преподавателей и мастеров,
проведение индивидуальной метод, работы с членами пед. коллектива,
содействие повышению квалификации и росту педагогического и профсоюзного Мастерства преподавателей и мастеров.
Методическая работа зам. директора по УВР
оказание помощи преподавателям и мастерам в воспитании студентов,
оказание метод, помощи в совершенствовании преподавания общественных дисциплин,
оказание преподавателям, мастерам, воспитателям методической помощи в повышении их идейно - политического уровня.
Методическая работа зам. директора по УР
(общеобразовательные предметы)
организация методической работы по общеобразовательным предметам,
организация повышения квалификации преподавателей общеобразовательных предметов,
связь с областными методическими объединениями и секциями метод, комиссиями техникумов.
Методическая работа старшего мастера.
проведение индивидуальной методической работы с мастерами п. о.,
работа с методическими комиссиями по профессиям по совершенствованию п. о.,
проведение инструктивно-методических совещаний, семинаров,
организация стажировки мастеров,
оказание помощи мастерам п. о. в составлении метод, разработок,
выполнение учебных планов и программ:
вопросы планирования уч. работы,
вопросы организации метод, работы
4. СТРУКТУРА - это логическое построение урока, каждый урок п. о. независимо от типа состоит из следующих частей:
Организационная часть - 2-5 минут.
Вводный инструктаж - от 10-50 минут и более.
Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж - 90-95 % времени урока.
Заключительный инструктаж - от 5 до 15 минут.
Продолжительность каждой части зависит от организационной формы урока (на уроке один учащийся, звено, звенья или группа), от подготовленности мастера и студента к уроку, от сложности заданий и т.д.
Примерное содержание урока п. о.
№ п/п
Ход урока
Назначение отдельный частей и элементов урока.
1
Организационная часть:
Отвлечь студентов от того, чем они занимались до начала урока и настроить на учебную деятельность
1.1. Проверка присутствия
1.2. Проверка внешнего вида
2
Вводный инструктаж
Подготовить студентов к сознательному в наибольшей степени самостоятельному в выполнению заданий с помощью безопасных и рациональных приемов, не допускающих брака и ошибок (ввести в курс предстоящей работы).
2.1. Сообщение темы и цель урока
Довести до студентов краткое содержание заданий (тема) и желаемый результат урока (цель).
2.2. Проверка готовности студентов к уроку
Выяснить, насколько студенты владеют знаниями и умениями, полученными на теоретических занятиях и на предыдущих уроках п. о.
2.3. Инструктирование студентов по заданиям:
Подготовка к самостоятельной работе.
- объяснение порядка работ;
- ознакомление с оборудованием, инструментом;
- показ приемов;
- предупреждение ошибок;
- организация рабочего места;
- соблюдения правил ТБ и т. д.
2.4. Закрепление материала инструктажа
Проверка понимания указаний мастера.
3
Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж.
3.1. Работа учащихся
Формирование проф. умений и навыков.
3.2. Текущее инструктирование
Руководство работой учащихся, обеспечить формирование правильных умений и навыков.
- контроль за порядком и правильностью заданий, за соблюдением правил ТБ и т. д.;
- оказание необходимой помощи;
-дополнительные указания;
3.3. Прием работ
3.4. Уборка рабочих мест
4
Заключительный инструктаж:
Подведение итогов урока (показать результаты урока).
4.1. Сообщение достигнутой цели урока;
4.2. Анализ работы студентов(недостатки и положительное)
4.3. Сообщение оценок
4.4. Задание на дом.
5. ДРУГИЕ (неурочные) ФОРМЫ п.о.
Урок п. о. имеет ограниченную область применения в учебных мастерских на полигоне.
При обучении в условиях производства (на полях колхозов, совхозов, в ремонтных предприятиях) применяются следующие формы обучения:
Обучение в составе ученических бригад (звеньев);
Обучение на самостоятельных рабочих местах;
Обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
Индивидуальное прикрепление студентов к квалифицированным рабочим;
Экскурсии;
Дополнительные занятия с обучающимися.
3. Упражнения студентов и текущий инструктаж (время).
1. Содержание и порядок упражнений
1.1.
1.2.
1.3. и т. д.
2. Задачи и порядок текущего инструктажа.
4. Заключительный инструктаж (порядок).
12. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА УРОКА.
При записи плана урока нужно оставлять свободные поля, где в ходе урока делаются пометки.
Не следует включать в план урока пункты, отражающие стандартные, постоянные обязанности мастера (проверка явки студентов, осмотр внешнего вида и т. д.).
Для удобства пользования планом каждый его пункт выделять подчеркиванием, шрифтом или обозначением.
Указать время на каждую часть урока (можно текущее (8 ч. -8ч. 45мин.) можно фактическое (15 мин.)).
Степень подробности плана инструктажа зависит, определяет сам мастер в зависимости от опыта.
Для определения учебных задач к уроку следует анализировать уровень теоретич. и практич. подготовки студентов к этому уроку (определить тем самым какие знания