Конспект урока по СБО на тему: "Приготовление блюд из круп".
Конспект урока по СБО на тему: "Приготовление блюд из круп".
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке на тему "Приготовление блюд из круп" предназначен для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы. Обучающиеся знакомятся с многообразием круп, способами их первичной и тепловой обработки. Учитель расширяет представление обучающихся о многообразии блюд, приготовленных из различных круп. На практической части занятия учит обучающихся готовить гречневую кашу на воде с добавлением сливочного масла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
практический (работа с инструкционной картой, приготовление каши, уборка рабочего места)
Ход урока
1. Организация начала урока
Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.
2. Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить новую тему, поставить перед обучающимися цель.
- Тема сегодняшнего урока «Приготовление блюд из круп». (Запись темы урока в тетрадь).
- Сегодня мы с вами познакомимся с основами видами круп, способами их первичной и тепловой обработки, многообразием блюд из круп. На практическом занятии вы будете учиться варить гречневую кашу на воде, стараясь соблюдать при этом все правила безопасной работы на кухне.
3. Повторение пройденного материала
Цель: повторить материал, изученный на прошлом уроке.
- Из какого основного продукта готовят макаронные изделия?
- Назовите блюда, которые можно приготовить из макаронных изделий.
- Какое блюдо мы учились готовить на прошлом уроке.
- Расскажите рецепт приготовления макарон с сыром.
4.Изложение нового материала
Цель: изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания.
- Ребята, скажите, что вы предпочитаете кушать на завтрак? А что следует употреблять на завтрак?
- Да, действительно, многие предпочитают есть на завтрак бутерброды. Вместо того чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши уходит не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши человек получает на целый день, ведь любая каша – питательная и ценная пища. Совершенно верно по этому поводу гласит русская пословица: «Русского мужика без каши не накормишь».
- Скажите, какой продукт является основным для приготовления каши? (Крупа)
- Какие виды круп вы знаете?
(Демонстрация изображений круп на слайде, натуральных образцов)
Манная крупа производится из пшеницы.
Перловую крупу готовят из ячменя. Эта крупа варится долго и требует предварительного замачивания в воде.
Овсяная крупа.
Рисовая крупа.
Пшенная крупа – из проса.
Первичная обработка крупы.
- Внимательно посмотрите образцы круп. Есть ли в них примеси? В каких видах круп наибольшее количество примесей? Можно ли крупы в таком виде использовать для приготовления блюд?
- Что вы можете сказать о первичной обработке круп?
- Крупы перед приготовлением перебирают, просеивают, некоторые крупы моют, подсушивают. Выбор способов первичной обработки зависит от вида крупы.
Таблица «Первичная обработка круп»
Крупа
Переборка
Просеивание
Мытье
Подсушивание
Замачивание
Гречневая
+
+
+
Рисовая
+
+
Овсяная
Пшенная
+
+
Манная
+
Перловая
+
+
+
(2-3 часа)
- Самое известное блюдо из круп – это каша. Но и каша бывает разной: жидкой, вязкой, рассыпчатой.
- Как вы думаете, от чего зависит густота каши? (От количества жидкости).
- Рассыпчатые каши готовят из риса, гречневой, пшенной, перловой круп. Их варят на воде или бульоне. Крупу засыпают в кипящую жидкость, помешивают. Когда крупа впитает всю жидкость, поверхность каши выравнивают, кастрюлю закрывают крышкой, уменьшают нагрев и доводят до готовности. Рассыпчатая каша должна состоять из мягких крупинок, не склеенных между собой.
Вязкие каши сначала варят на воде, так как рис, перловая, пшенная крупы в молоке развариваются труднее, чем в воде, поэтому их крупу варят 5-7 минут, затем заливают горячим молоком и доводят до кипения.
Жидкие каши варят, как и вязкие, но жидкости берут больше. Их готовят из манной крупы, овсяной крупы, риса, пшена.
Жидкие и вязкие каши должны быть без комочков.
- Как вы думаете, какие блюда, кроме каш, можно приготовить из круп?
- Это первые блюда (супы), вторые блюда (запеканки, гарниры, котлеты), сладкие блюда (пудинги, муссы, биточки), закусочные блюда (салаты).
Запеканки готовят из рисовой, пшенной, манной, овсяной вязких каш. В них добавляют яйца, сахар, масло, ванилин и, кроме того, изюм, цукаты или курагу.
Пудинги отличаются от запеканок тем, что в их состав входят взбитые в густую пену белки. Они придают готовым изделиям пышность и пористость.
Запеканки и пудинги должны иметь слегка подрумяненную, не подгоревшую корочку.
Котлеты и биточки готовят из охлажденной вязкой каши, в которую добавляют сахар, сырые яйца и хорошо перемешивают. Формируют в виде котлет или биточков, панируют в сухарях и обжаривают с обеих сторон.
Практическая работа «Приготовление гречневой каши на воде»
Цель: Учить обучающихся готовить гречневую кашу на воде.
Сообщение темы практического занятия.
Гречневая каша с давних времен в России считалась исконно русским блюдом. Один из русских агрономов пишет: «Гороховый суп или гороховый кисель с охотки едят, как лакомство, но его нельзя есть ежедневно, он скоро надоедает. Между тем гречневая крупа не надоедает никогда. Из всех круп она выделяется своей питательностью». Ведь недаром русские пословицы гласят: «Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной отец родной», «Не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша в печи стоит».
(Демонстрация изображений блюд на слайде).
Ознакомление с инструкционными картами.
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с кухонной электроплитой, горячей жидкостью, моющими средствами.
Организация обучающихся. (Обучающиеся моют руки с мылом, надевают фартуки, убирают волосы под косынку).
Распределение обязанностей между обучающимися.
Практическое выполнение заданий. (Учитель контролирует соблюдение обучающимися трудовой дисциплины, санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности; демонстрирует правильные приемы работы; следит за выполнением заданий).
Сервировка стола.
Дегустация приготовленного блюда.
Уборка рабочего места.
Подведение итогов практического занятия.
Закрепление нового материала
Цель: закрепить в памяти обучающихся полученные знания.