Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Кошки"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Методическая разработка занятия
«Кошки.
Происхождение, значение, породы».
Подготовила:
Титова Людмила Игоревна,
педагог дополнительного образования
г. Арзамас, 2017г.
Цель: ознакомить учащихся с семейством кошачьих на примере домашней кошки
Задачи:
- образовательные:
рассказать об истории приручения кошек,
выведенных породах,
значении кошек,
отношении к ним в разное время в разных странах
- развивающие: расширить детский кругозор
- воспитательные:
воспитывать добрые чувства,
привить любовь к животным, учить заботиться о них.
Форма проведения: игра - путешествие
Оборудование – карта, презентация, фотографии кошек и их родственников, разрезанные фотографии различных пород кошек, картинки кошек из мультфильмов, сигнальные круги, «кошачьи ушки».
3.Изучение нового материала (игра-путешествие «В стране кошек»)
3.1. Станция №1 - Историческая
3.2. Станция №2 - Семейство -Кошачьих
3.3. Станция №3 - Чудо-кошка
3.4. Станция №4 – Спортивная (физкультминутка)
3.5. Станция №5 - Породы кошек
3.6. Станция №6 - Кошачьи приметы
3.7. Станция №7 - Пойми меня
3.8 Станция №8 - Известные кошки
4.Итог занятия.
5.Видео ролик «Смешные кошки».
6.Рефлексия.
Ход занятия
Педагог:
1. Орг. момент
- Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу! У всех хорошее настроение? Тогда начинаем!
2. Разминка.
- Без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведение вызывают у человека улыбку. Часто они невероятно похожи характером на своих хозяев. С ними жизнь кажется беспокойной, но такой интересной и наполненной.
Конечно, вы поняли, что речь идет о наших четвероногих друзьях.
Мы с вами говорили уже о многих домашних животных, на последнем занятии вы узнали много нового о собаках.
Давайте вспомним, что нового вы узнали? Для этого я раздам вам сигнальные круги:
Если утверждение верно-вы показываете – зелёный, а если нет, то -красный
Будьте внимательны:
1.Собака-друг человека? (да)
2.Собака относится к классу – Млекопитающие? (да)
3.Собаку крупной сторожевой породы можно держать в квартире? (нет)
4.Сенбернар, ньюфаудленд, бобтейл, доберман, хаски-это всё породы собак? (да)
5.Какой орган чувств у собак в 14 раз лучше развит, чем у человека?
6.Самая распространённая порода собак - спасателей – это пудель?(нет)
7.В возрасте до месяца щенки почти ничего не видят?(да)
8.Самые быстрые собаки - это гончие? (да)
9.Предком собаки является волк? (да)
10.Кинолог-это специалист изучающий поведение собак?(да)
3. Изучение нового материала
Педагог:
- Молодцы, хорошо потрудились, а теперь отгадайте загадку
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это…
Кот.
(слайд №1)
- На сегодняшнем занятии мы будем знакомиться с кошкой - удивительным и самым загадочным из всех домашних животных. Она особенна уже тем, что пришла жить к человеку (была приручена) позже всех других животных, которые сейчас служат людям.
Поднимите руку те, у кого дома они есть. Вот видите – сколько ребят держит дома этих милых пушистых зверюшек. (слайд №2)
А вот как известный писатель А. Куприн описал свою любимицу Ю - Ю:
«Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка, ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом...
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыжего пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая, с огненными пятнами, на груди - пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках»
Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну кошек. В котором узнаем о них много нового. Совершить его можно, имея воображение и фантазию. Вот карта нашего путешествия. Посмотрите на неё. (детям демонстрируется карта-путешествия «Страна кошек», нарисованная на ватмане)
Станция №1- Историческая
Педагог:
-Для начала вернемся в прошлое, и узнаем, как же появились наши пушистые любимцы.
Предком всех домашних кошек, вероятно, была степная кошка.(слайд №3) Эти животные оказались более дружелюбно настроены к человеку, и приручить их было значительно легче, чем любую другую дикую кошку. Большинство учёных полагают, что степные кошки впервые были одомашнены в Египте около 4 тысяч лет назад. С того времени они распространились по всему свету. Сейчас на земле их нет только в Антарктиде. Сегодня в мире насчитывается свыше 500 миллионов домашних кошек и 60 различных пород.
-В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. В честь кошки возвели целый город – Бубастис (слайд №4) В огромном храме, который было видно отовсюду, стояла статуя богини радости и веселья Баст. (слайд №5)
Это - женщина с головой кошки. В одной руке она держала музыкальный инструмент, в другой - корзиночку, в которую клали цветы и лакомства, например, мышей.
Для кошек устраивали веселые праздники, на которые собирался весь город. Считалось, что статуэтки с изображением кошки приносят счастье.
Вывозить кошек из Египта было строжайше запрещено. Это приходилось делать нелегально. Поэтому лишь через 1600 лет первые домашние кошки появились в Риме, а ещё приблизительно через 600 лет – в Англии.
Но не во всех странах сразу полюбили кошек.
В Европе в средние века кошку преследовали, т. к. считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло чёрным котам:(слайд № 6 )полагали, что они приносят в дом несчастья. Это суеверие сохранилось до сих пор. А вот в Англии и Испании боятся белых котов, и верят, что чёрные коты приносят счастье.
Внимание мы прибыли с вами на вторую станцию
Станция№2 - Семейство Кошачьих
Педагог:
-На этой остановке мы узнаем о родственниках кошек. Для я предлагаю вам отгадать загадки «цветик- семицветик» - семейство кошачьих».
Постарайтесь узнать родственников кошки по описанию. (учащимся предлагается отрывать по одному лепесточку от цветка, на каждом напечатана загадка)
Этот зверь быстрее ветра
И могу заверить вас -
Он сто двадцать километров
Развивает скорость в час.
У него прямые ноги,
Словно у борзого пса,
Но причислен он в итоге
Всё же к кошкам. Чудеса!
Этот зверь немногочислен,
В книгу Красную зачислен.
Очень схож с ним леопард.
А зовут его …
(Гепард).
Раз — полоска, два — полоска...
Рыжий зверь идет в матроске!
Три, четыре, пять и шесть...
Хочет всех поймать и съесть!
(Тигр)
Сервал живет в Африке, манул и каракал в Африке и в Азии. Это разные виды одного и того же зверя. У него на ушах кисточки, а на морде бакенбарды. Это...
(Рысь.)
Вид у этого зверя царственный, величественный. Его так и называют - царь зверей.
(Лев)
Живут они высоко в горах Памира, Алтая и Гималаев. Они очень любят в снегу валяться и играть; съезжают с утеса на спине, в самом низу быстро переворачиваются и всеми четырьмя лапами падают в сугроб. Кто это? (Снежный барс)
Цвет у этой крупной кошки
И не белый, и не серый! -
Ночью темной на дорожку
Вышла черная...
(Пантера)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард)
-Ребята-вы всё правильно ответили, но вижу немножечко устали
Отправляемся на следующую станцию.
Станция №3- «Чудо-кошка» (видеролик)
Педагог:
- На этой станции кошки расскажут нам о своих необыкновенных качествах.
1.У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. В густом лесу или траве она может услышать жертву до того, как её увидит. В то же время её слух весьма своеобразен. Кошка может не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздаётся у неё над ухом.
2.Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете почему? Кошка проснулась, потянулась - и ну вылизывать себя. Поела, попила - и снова вылизывает себя с головы до лап. Кошки постоянно вылизывают не столько грязь, сколько...собственный запах. Все кошки - и домашние, и дикие - охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность - останешься голодной.
3.Глаза у кошки крупные, и смотрят они в одном направлении. У кошки очень острое зрение. Большинство кошек видят в темноте в 6 раз лучше, чем человек. Особенно хорошо они видят передвигающихся животных. Если же животное не двигается, кошка может его и не заметить. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин. И действительно - у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах.
4.Кошки верно определяют расстояние до предмета. Они спокойно ходят в темноте. Помогают кошкам в этом вибрисы - длинные жёсткие волосики, которые мы называем усами.
5. Кошка наделена поразительной памятью и наблюдательностью. Она все замечает, обо всем помнит.
6.Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, а лазает ловко, используя свои когти.
7.Кошки обладают лечебными свойствами, доказано, что они могут улучшать состояние здоровья своих хозяев.
Вижу, что вы, ребята, немножечко устали!
Предлагаю вам встать и провести весёлую физкультминутку!
Станция №4- «Спортивная»
Отдохнули, давайте продолжим наше путешествие
Внимание мы прибыли на пятую станцию
Станция №5 «Породы кошек» (слайд № 7)
Педагог:
-Здесь мы узнаем о породах кошек. Для этого вам надо сложить их фотографии. (работа в парах)
(на каждую парту раздаются пазлы)
По -очереди учащиеся называют породы, а педагог про них рассказывает
ДОНСКОЙ СФИНКС (слайд № 8)
Порода «голых» (бесшерстных) кошек. Выведена на основе естественных мутаций – рождения лысых котят у обычных домашних кошек. Характер у сфинксов совсем не кошачий. Нежные и общительные, эти кошки полностью лишены агрессии. Часто предпочитают кого-то одного из семьи, не боятся собак и других животных, легко обучаются.
ПЕРСИДСКАЯ (слайд № 9)
Порода длинношерстных кошек, ведущая свое происхождение из Азии. Персидская – самая домашняя из всех кошек. Отличается ласковым характером и полным доверием к человеку, очень спокойна. Персы привязчивы, доброжелательны и умны. Способны ужиться даже с очень занятым хозяином. Их не волнует «заточение» в квартире, хотя, выпущенные погулять, с удовольствием лазают по деревьям и охотятся.
МЕЙН-КУН (слайд № 10)
«Американская енотовая кошка» – порода полудлинношерстных кошек. Предки ее первоначально жили в Северной Америке (штат Мэн). Легко поддаются дрессировке. Очень сильно привязываются к человеку. Эти нежные и ласковые животные нуждаются в свободном выгуле. Любят спать в самых неподходящих местах. Есть еще одна особенность – приятное тихое мурлыканье, которое мейн-кун издает постоянно.
СИАМСКАЯ (слайд № 11)
Порода восточных короткошерстных кошек, возникшая на территории Тайланда (древнее название – Сиам) более 600 лет назад. Считалась храмовым животным. Сиамских кошек не зря сравнивают с собаками, они самые общительные из всех кошачьих пород и чрезвычайно привязываются к хозяину. Сиамки очень чувствительны, не выносят одиночества и не в меру ревнивы. Эта кошка постоянно нуждается в подтверждении, что ее по-прежнему любят. Если будет в этом уверена, она никогда не разочаруется в вас, не будет проявлять непредсказуемую злобу, а останется такой, какая есть в действительности: ласковым и игривым существом. Сиамки – кошки-интеллектуалки; необыкновенно «разговорчивы». Легко поддаются дрессировке, быстро привыкают к ошейнику и поводку, так что с ними можно гулять, как с собакой.
АНГОРСКАЯ КОШКА(слайд № 12)
Порода полу-длинношерстных кошек. Сформировалась на территории Малой Азии. Возможно, она произошла от скрещивания домашней местной кошки и кавказской дикой (лесной). Свое название получила от города Ангора (Анкара).
Характеристика породы
Ангорская кошка - идеальный домашний питомец, и если вы выберете именно эту породу, то никогда не променяете ее на другую и не пожалеете о своем выборе.
РУССКАЯ ГОЛУБАЯ (слайд № 13)
Естественно сформировавшаяся на территории побережья Белого моря порода короткошерстных кошек, в XVIII-XIX веках известная как Архангельская. У русских голубых кошек спокойный нрав. Преданность хозяевам они демонстрируют довольно своеобразно: вставая на задние лапы, обнимают ногу и при этом тихо мурлыкают. Эта кошка обладает потрясающим охотничьим инстинктом и прыгучестью. Ей свойственна также особая чистоплотность.
ШОТЛАНДСКАЯ ВИСЛОУХАЯ (слайд № 14)
Сравнительно новая порода короткошерстных или полудлинношерстных кошек. Это та же британская короткошерстная кошка, но с характерным строением ушных раковин, которые загнуты вперед и вниз (результат естественной мутации). Скотиш- фолды обладают отменным здоровьем, отличным аппетитом и идеальным для домашнего питомца темпераментом.
МЭНСКАЯ КОШКА (слайд №15)
Короткошерстных домашних кошек. Родина ее — остров Мэн, расположенный в Ирландском море. Известна со времен средневековья, породой считается с середины 19 века. О том, почему у мэнских кошек нет хвоста, в Англии и Ирландии существует несколько преданий и сказок.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОРОТКОШЕРСТНАЯ (слайд №16)
Европейская короткошерстная - естественно сложившаяся порода домашних короткошерстных кошек, имевших предками как домашних кошек, распространившихся в Европе во время римских завоеваний, так и диких лесных европейских кошек.
Хорошо приспособилась к требованиям, предъявляемым к ней человеком. В доме ведет себя спокойно. Доверчивая, охотно играет с детьми и при этом сохранила ловческий инстинкт (даже тогда, когда нет недостатка в пище).
Мы разобрали наиболее распространённые породы.
Наше путешествие продолжается и мы свами прибываем на станцию-
Станция №6- «Кошачьи приметы»
Педагог:
-А, кто -нибудь знает приметы связанные с кошками.
Считается, что своими позами и действиями кошка предвещает будущее,
- Черная кошка перебегает дорогу – к несчастью.
- Закрывает нос лапой – к холоду
- Первой в новый дом, квартиру хозяин впускает кошку, что бы в доме поселилось счастье
- Кошка умывается лапкой-объявляет о предстоящих визитах гостей, как званых, так и непрошенных.
-Умываясь, кошка вытягивает лапу в том направлении, откуда надо ждать гостей.
Задание: Объясните смысл крылатых выражений:
Кошки скребут на душе (слайд 17) — очень грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно.
Купить кота в мешке(слайд 19) — приобретать что-либо, не видя, не зная о качестве приобретаемого.
Тянуть кота за хвост (слайд 20 )— нудно, медленно говорить.
Отлично поработали, у нас впереди следующая станция
Станция №7- «Пойми меня»
А вы знаете что по поведению кошек можно понять, что она вам пытается сказать? (я предлагаю вам одеть кошачьи ушки и превратиться в кошек и котиков на несколько минут)
Прищуривание глаз - кошка спокойна, ей хочется спать.
Трётся головой о ваши колени - выражение любви, преданности, жажда ласки.
Мурлыканье - умиротворённость и беззаботность.
Утробное урчание - недовольство, предупреждение.
Короткое мяуканье, иногда повизгивание - “разговор” с другим животным.
Шипение - последнее предупреждение, угроза.
Нервное подёргивание хвостом - гнев.
Громко скребётся когтями - желание привлечь к себе внимание.
Выгнутая дугой спина - устрашающая поза для противника.
Легкое шевеление кончика хвоста - интерес.
Станция №8 - «Известные кошки»
Педагог: Кошки очень любят сниматься, давайте по описанию мультфильмов попытаемся вспомнить их название и роли кошек.
1. В каком мультике кот говорил: «Усы, лапы и хвост – вот мои документы!»?
(«Простоквашино» – Матроскин) (слайд № 21)
2. «Он был рыжий. Когда взрослый черный соседский кот услышал, как зовут рыжего котенка, он сказал:
- Я не советовал бы котенку с таким именем спускаться во двор. Котенка с таким именем во дворе ждут одни неприятности». («Котеиок по имени Гав», Г. Остер.) (слайд № 22)
3. Кто говорил: «Гаити, Гаити не были мы не в какой Гаити, нас и здесь не плохо кормят»
(кот из мультфильма «Возвращение блудного попугая») (слайд № 23)
4. Было у мельника три сына, умирая оставил он им: старшему - мельницу. Среднему - осла. Ну а уж младшему пришлось взять себе ...
(«Кот в сапогах») (слайд № 24)
5. Кто говорил: «Ребята, давайте жить дружно!»?
(«Кот Леопольд») (слайд № 25)
6. В этом мультике рассказывается о бродячих музыкантах.
(кот из бременских музыкантов) (слайд № 26)
7. «У лукоморья дуб зеленый, / Златая цепь на дубе том...»
(Кот ученый, «Руслан и Людмила», А. С. Пушкин.) (слайд № 27)
8. «... Высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей полхвоста - едва она улетела. И опять представился, будто он слепой». (Кот Базилио, «Золотой ключик», А. Толстой.) (слайд № 28)
9. Тетя, тетя Кошка,
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята,
Ты живешь богато...
(Кошка из «Кошкиного дома», С. Маршак.) (слайд № 29)
10. Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки –
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски –
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала,
Говорит котенок: «Мало!»
(С. Маршак «Усатый-полосатый») (слайд № 30)
11. «Ты, мой Враг, ты. Жена моего Врага, ты, Мать моего Врага, - сказала Кошка, - посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока - во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе». («Кошка, которая гуляла сама по себе», Р. Киплинг. (слайд № 31)
4.Итог занятия.
Педагог: На этом наше путешествие заканчивается. Наша карта полностью заполнена,
мы с вами узнали много нового и интересного.
Хочу напомнить вам об ответственности за существо, которое вы возьмете в дом. (слайд № 32) Прежде чем завести котенка, подумайте о том, что вы не имеете морального права выбросить его на улицу, когда он вам надоест. Он - живое существо, и мы должны быть в ответе за тех, кого мы приручили, ведь мы - люди, а значит - разумные существа. Несколько раз спросите себя, готовы ли вы ухаживать за ним, воспитывать, прощать ему кошачьи проказы и шалости.
И в завершении нашего занятия хочу показать вам весёлый
5. видеоролик «Смешные кошки»
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
Будьте же для своих Барсиков и Мурок настоящими, заботливыми друзьями. Ведь " живущая рядом с нами кошка служит теплым, пушистым, усатым и мурлыкающим напоминанием о потерянном рае" (Леонор Финн).
6.Рефлексия
Дорогие ребята сейчас я раздам вам разноцветных кошечек, если вам на занятии было всё понятно и интересно, то на нашу большую карту путешествия вы приклеиваете - рыжую или белую кошечку, а если вы что-то упустили или не поняли, то чёрную.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(256) "Методическая разработка открытого занятия по развитию речи во 2 младшей группе по развитию речи "Кошка с котятами" (рассматривание картины)."
["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_otkrytogho_zaniatiia_po_razvitiiu_riechi_vo_2_mladsh"
["file_id"] => string(6) "366046"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480947507"
}
}