Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Средства защиты информации от противоправных посягательств в сети интернет».»
Ликинова О.А.
Разработка урока: «Средства защиты информации от противоправных посягательств в сети интернет».
Введение
Данный урок направлен на то, чтобы сделать "всемирную паутину" безопасной для детей и научить детей правильно вести себя в Интернет-пространстве.
Рассматривая возможности Интернета, уникальные с точки зрения образовательных применений, следует выделить его положительное влияние, которое обусловлено прямым воздействием на обучающегося в целях формирования позитивной траектории его социализации, обучения решению жизненно важных проблем, предоставления выбора «виртуального» социального окружения («виртуальных» сообществ) и пр.
Обоснование актуальности
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.
Цель
Сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи
ознакомить учащихся:
с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;
как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
Ожидаемые результаты
Соблюдая правила защиты информации учащиеся должны выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Структура урока:
1. Организационный этап ( обозначение проблемы) – 3мин.
2. Актуализация знаний – 5 мин
вопросы
Какова роль информации в современном обществе?
Почему современное общество называют информационным?
Что такое, по Вашему, информатизация общества? Каковы его особенности?
Какие Вы используете меры защиты информации, чтобы ее не уничтожили, не похитили?
Какие Вы знаете меры защиты информации.
Как вы считаете как будут меняться методы защиты информации в зависимости от того кто является собственником?
Какие примеры несанкционированного и непреднамеренного воздействия на информацию вы можете привести?
3. Сообщение темы урока и постановка цели и задач.
4. Объяснение нового материала 18 мин (Презентация
https://prezi.com/r09lhhw6yele/presentation/
5. Итоги урока 4 мин.
Понятие «информация» сегодня употребляется весьма широко и разносторонне. Трудно найти такую область знаний, где бы оно не использовалось. Огромные информационные потоки буквально захлестывают людей. Как и всякий продукт, информация имеет потребителей, нуждающихся в ней, и потому обладает определенными потребительскими качествами, а также имеет и своих обладателей или производителей. Как вы понимаете понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности». Знакомство с основными понятиями.
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информация – сведения или сообщения.
Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.
Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности (целостность, доступность и, если нужно, конфиденциальность информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных).
Правовые.
Законодательная база в сфере информационной безопасности включает пакет Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, межведомственных руководящих документов и стандартов.
Аппаратные.
• средства контроля доступа
• средства межсетевого экранирования
• средства гарантированного хранения
• средства защиты от сбоев
• электропитания и защиты кабельной системы
инструментальные средства администратора безопасности
Программные.
Антивирусы лаборатории Касперского
Dr .Web
ESET NOD32
AVAST
McAfee Antivirus
Symantec
Электронная подпись.
В 2002 году был принят Закон РФ «Об электронно-цифровой подписи», который стал законодательной основой электронного документооборота в России. По этому закону электронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной подписи в документе на бумажном носителе.
При регистрации электронно-цифровой подписи в специализированных центрах корреспондент получает два ключа: секретный и открытый. Секретный ключ хранится на дискете или смарт-карте и должен быть известен только самому корреспонденту. Открытый ключ должен быть у всех потенциальных получателей документов и обычно рассылается по электронной почте.
Процесс электронного подписания документа состоит в обработке с помощью секретного ключа текста сообщения. Далее зашифрованное сообщение посылается по электронной почте абоненту. Для проверки подлинности сообщения и электронной подписи абонент использует открытый ключ.
Правила.
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте антивирусную программу.
• Применяйте брандмауэр.
• Создавайте резервные копии важных файлов.
• Будьте осторожны при загрузке содержимого
• Думайте о том, с кем разговариваете.
• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.