Открытый урок с ученицей 7 класса. Урок был проведен на неделе откурытых уроков в ГККП "Школа искусств №1". произведение К.Сен-Санса "Лебедь" очень интересное и сложное в плане исполнения. Много работы над звуком, интонацией. В разработе описывается биография композитора, есть информация о произведении. Описана работа над звуком и интонацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагог урок начинает с рассказа сказки о композиторе, просмотр слайдов (презентации).
Шарль-Ками́ль Сен-Са́нс (9 октября 1835, Париж — 16 декабря 1921,Алжир) — французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.
К наиболее известным произведениям композитора относятся: Интродукция и Рондо каприччиозо (1863), Второй фортепианный концерт (1868), Концерт для виолончели и фортепиано №1 (1872) и №3 (1880), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877), Третья симфония (1886) и сюита «Карнавал животных» (1887).
«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник «Жирного вторника». Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтистПоль Таффанель, кларнетист Шарль Тюрбан, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 года (года смерти композитора), проходили в частных домах и салонах. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру: в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.
«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кромелебедя, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» — А. Майкапар о «Карнавале животных»[1]
Анализируем эмоциональное развитие пьесы «Лебедь». Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно. Если сначала композитор хотел показать тихие всхлипывания и вздохи, рассказал о каком-то происшествии, то затем , возможно, хотел, чтобы услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и негодование. В конце произведения наступает успокоение, смирение.
Если мы очень постараемся, то можем передать интонацию всех этих разнообразных чувств и эмоций.
Интонация - это главное в музыкальном исполнительстве. Это - музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой, даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при выдохе. (начинаем играть пьесу) рр - означает ,как будто где-то далеко или очень давно ..... пальцами чувствуем тишину. Ещё при переходе на легато в другой звук должно быть ощущение, что звук тянется к другому звуку
И далее до конца произведения: работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы, работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, придумываем подтекстовку мелодической фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте, затем , поработав отдельно над каждой фразой , объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие, параллельно происходит работа над ошибками ,если они имеются в тексте, (штрихами, аппликатурой, артикуляцией).
Педагог исполняет пьесу и затем просит оценить свою игру - что понравилось учащемуся, а что не понравилось. Затем сам даёт оценку своему исполнению. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценка.
Литература:
"Большой энциклопедический словарь" издания Брокгауза и Ефрона.
"Музыкальный словарь" Гуго Римана.
Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1964г.