Мастер-класс «Покорение вершины» по теме «Углеводороды»
Мастер-класс «Покорение вершины» по теме «Углеводороды»
Создание условий для систематизации и совершенствования знаний студентов об углеводородах, умение использования интерактивной доски и применение на практике приемов работы с данным оборудованием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Покорение вершины» по теме «Углеводороды»»
Мастер-класс
«Покорение вершины» по теме «Углеводороды»
Цель: создание условий для систематизации и совершенствования знаний студентов об углеводородах, умение использования интерактивной доски и применение на практике приемов работы с данным оборудованием.
Дисциплины: химия, специальные дисциплины.
Курс: второй.
Цель: Создание условий для систематизации и совершенствования знаний студентов об углеводородах.
Задачи:
Обучающая: Повторить, обобщить и систематизировать знания студентов об углеводородах, классах углеводородов, строении, свойствах и применении углеводородов.
Воспитательная: Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности и стремления к достижению успеха.
Развивающая: Развивать внимание, память, умение сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать выводы, позитивную активность. Развивать коммуникативные навыки работы в группе, познавательный интерес к окружающей жизни.
Тип занятия: ЗОСЗ (занятие обобщения и систематизации знаний).
Форма проведения: занятие – экспедиция.
МПС: физика «Строение вещества. Молекулы»,информатика «Использование программ «АсtivInspire», география «Высокогорные области. Тянь Шань», биология «Химический состав клетки», русский язык «Дальнейшее обогащение словарного запаса химической терминологией», материаловедение «Пластические массы», охрана труда и основы промышленной экологии «Оказание первой медицинской помощи», русский язык и литература.
Психологический настрой студентов, проверка присутствующих и готовности к занятию. Постановка цели и задач занятия.
Мотивация учебной деятельности студентов-альпинистов.
Представление команд.
II. Актуализация и коррекция опорных знаний и умений.
Мы отправимся путешествовать в горы, и даже скорее не путешествовать, а покорять новую горную вершину – пик Хан-Тенгри — высочайшую точку всего Тянь-Шаня. Высота — 7010 метров (с ледником), без учёта ледяной толщи — 6995 м. Его название в переводе с тюркского означает «повелитель неба», с китайского Тянь-Шань означает «небесные горы». Пик Хан-Тенгри расположен в Иссык-Кульской области недалеко от границы Кыргызстана с Казахстаном. По сторонам от горы Хан-Тенгри находится казахстанская и китайская границы.
Горные вершины, пусть даже и химические, очень грозны и капризны. Они покоряются только тем, кто исполнителен, грамотен, терпелив, трудолюбив. Вот сегодня мы и выясним, можете ли вы стать химическими альпинистами.
В путешествие мы отправимся двумя группами - альпинистов. Каждая группа выбирает проводника, который будет координировать действия всей группы и при необходимости брать всю ответственность на себя. О результате восхождения будем судить по сумме высот всей группы. В маршрутных листах проводники будут указывать высоту. На каждом этапе необходимо выполнить определенные задания и добраться до «вершины знаний». За правильный ответ группа получает жетон, на котором указано, на какую высоту вы поднимаетесь.
И так, наш путь лежит в мир необычный, интересный, загадочный. Известно, что обитатели этого мира состоят из атомов углерода и водорода, которые входят в состав всех живых организмов, являются биоэлементами. Это?... Углеводороды!
III. Повторение, обобщение и систематизация понятий и усвоение соответствующей системы знаний, теоретических положений и ведущих идей науки.
- Знакомство альпинистов с маршрутом.
Описание маршрута:
1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение. Задание. Магический рюкзак.
1. Универсальное средство защиты дыхания – правила поведения. (Нет, противогаз)
2. Тетрахлорметан используют как средство для тушения пожаров в специальных огнетушителях. (Да, тетрахлорметан, в молекуле которого нет водорода, совсем не горит)
3. Организованный вывоз населения из зоны чрезвычайной ситуации - эвакуация. (Да)
4. Альпинист, отправляясь в поход, налил горячий чай во фляжку из пластмассы. Фляжка имела маркировку: «Для холодной воды». Правильно ли поступил альпинист? (Нет, неправильно. Фляжка с маркировкой: «Для холодной воды» изготовляется из полиэтиленовой пластмассы низкого давления)
5. Комплекс предупредительных мер – авария. (Нет, профилактика)
6. Йодоформ (СНI3) – антисептическое (обеззараживающее) средство. Используется наружно в виде присыпок и мазей. (Да. Йодоформ, нанесенный на ранку, окисляется кислородом воздуха и выделяет йод. Йод – антимикробное средство.
8. Каучук быстрее «стареет», чем резина. (Да, в каучуке полиизопреновые цепи имеют двойные связи, которые легче окисляются кислородом воздуха, поэтому в отличие от резины каучук «стареет» быстрее)
2 этап: Прогноз погоды из Интернета. Вопросы:
1. Общая формула алкенов (СnН2n).
2. Тип гибридизации атомов углерода в алканах (sp3-гибридизация).
3. Первый представитель гомологического ряда алкинов (этин (ацетилен).
4. Длина связи в алкенах (0,134 нм).
5. Окисляют ли бромную воду циклоалканы? (нет, не окисляют).
6. Назовите продукт реакции гидрирования этилена (этан).
3 этап: Снежная лавина. Задание. Найдите пару.
Правильный ответ:
СН3 - СН2 - СН3 пропан
СН2 = СН - СН=СН2 бутадиен-1,3
СН=СН ацетилен
С6Н6 бензол
СН3-С = СН-СН2-СН3 2-метилпентен-2
СН3
СН3 1-метил-2-этилциклопропан
С2Н5
4 этап: Первая доврачебная помощь.
1. Загадочный газ. Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ? (метан)
2. Дождь помог. В 1852 г. немецкий химик Фридрих Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ? (ацетилен)
3. Случайное открытие. В 1814 году в Лондоне появилось газовое освещение. Светильный газ хранили в железных баллонах под давлением. В летние ночи освещение было нормальным, а зимой – тусклым. Владельцы газового завода обратились за помощью к химику Фарадею. Он установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллона и превращается в жидкость. Так был открыт всем известный теперь … (бензол)
4. «Химические мертвецы». Какие соединения русский химик-органик Михаил Иванович Коновалов назвал «химическими мертвецами»? (Русский химик М.И. Коновалов (1858-1906) образно назвал алканы (парафины) «химическими мертвецами» за их малую химическую активность, которая определяется наличием прочных σ - связей С-С и С-Н)
5 этап: Снежные пещеры. Проверка:
Гомологический ряд алкинов СН = С - СН3 пропин
С3Н4 пропин СН2 = СН - СН2- СН2- СН3 пентен-1
С4Н6 бутин СН3 - СН3 этан
С5Н8 пентин
С6Н10 гексин
С7Н12 гептин
С8Н14 октин
С9Н16 нонин
С10Н20 децин
IV. Закрепление знаний.
6 этап: Мраморное сердце Тян- Шаня.
Задание 1. Как распознать на основе химических свойств три жидкости: бензол, гексан и гексен? Задание 2. Как из метана можно получить бензол и получить ацетилен?
Ответ 1: добавляя ко всем трем жидкостям бромную воду, наблюдаем исчезновение красно-бурой окраски брома в пробирке с гексеном; с бензолом и гексаном бромная вода не взаимодействует. Чтобы распознать бензол, добавим в две оставшиеся пробирки небольшое количество брома с железными стружками. Появление бромбензола С6Н5Br (тяжелой жидкости) свидетельствует о присутствии бензола; в пробирке с гексаном никаких изменений не произойдет.
Ответ 2: Метан необходимо подвергнуть термоокислительному пиролизу и получить ацетилен: t◦15002СН4 → С2Н2 + 3Н2↑
Тримеризацией ацетилена можно получить бензол: t◦, кt «С»3С2Н2 → С6Н6
7 этап: Побежденная вершина.
Предельные УВ: одинарные связи, парафины (от латинского parumaffinis, что означает не обладающий сродством), нафтены, С6Н14,СnH2n+2.
Непредельные УВ: кратные связи, бензольное кольцо, СН2=С=СН2, реакции полимеризации, С2Н4, изомерия положения кратной связи,СnH2n-2.
Общее: СхНу, изомерия углеродного скелета (для аренов - изомерия углеродного скелета боковой цепи, циклоалканов - размер цикла и положение заместителей), валентность С – IV, ковалентная связь. После покорения вершины звучит песня В. Высоцкого «Прощание с горами».
8 этап*: Привал.
Интересные факты.В 2002 году Национальный банк Киргизии выпустил банкноту в 100 сомов с изображением на обороте пика Хан-Тенгри (6995 м). Пик Хан-Тенгри на обороте 100 сомовой банкноты Киргизии 2002 года. Резервное задание: Студентам предлагается собрать на интерактивной доске пазлы «Применение этилена, метана».
V. Подведение итогов экспедиции.
Горы - величественное творение природы. Тот, кто хоть раз побывал в горах, никогда не забудет их красоты. Уважаемые химики-альпинисты, наше восхождение завершено. Примите наши поздравления. Все участники благополучно дошли до вершины. Правда, вершина у каждого своя. Но, главное, что вы ее одолели. Пройдет еще немного времени, и ваши познания в химии станут еще выше и тогда, мы отправимся покорять следующие вершины. А что же сегодня?1 команда: … метров. 2 команда: … метров.
VI. Рефлексия. Изысканные звезды.
Теперь я могу…Я научился…Было трудно…У меня получилось…Было интересно…Меня удивило…Сегодня я узнал (а)…
VII. Домашние задание.Подготовьте творческое задание «Шпаргалка». Задание: Составьте шпаргалку по теме «Углеводороды».