- содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;
- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.
Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания;
- развить логическое мышление;
- развить творческую активность.
- содействовать развитию умения работать в команде;
Воспитательные:
- повысить шахматную культуру
- выработать позитивное отношение к процессу обучения
- выработать навык работы в обучающей игре.
- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах. - получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству
- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания.
Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Этапы урока
Вид и форма контроля
Формы и методы методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг.момент
Проверка готовности класса и оборудования;эмоцианальный настрой на занятие.
3 мин
Фронтальная Индивидуальная
Приветствие.
Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая главная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра?
У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота противника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота противника и тоже выиграть.А какая цель у шахматистов?
Приветствуют учителя и друг друга
Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя.
Индивидуальный. Проверка готовности к занятию.
Повторение.
7 мин
Игрововой фронтальный
- Шах или мат черному королю? (мат)
- Шах или мат черному королю? (шах)
- Шах или мат черному королю? (мат)
- Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может)
- Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю. (ферзя и ладью, сильные фигуры
Дети повторяют понятия шах и мат, решают задачи, представленные на магнитной доске.
- Одним ходом нужно поставить мат черным. (1. Л а6-а8 х) .
- Посмотрите на эту позицию.
- Как поставить мат в один ход? (1. Фf3x)
-
Решение: (1.Фf1x)
Белые начинают и дают мат в один ход
Решение: 1.К а7х
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Разбирают шахматные позиции, ищут решение поставленных задач.
Закрепление
7 мин
Дифференцированный
Задание: А теперь я предлагаю вам проверить себя, как вы усвоили материал, решив задачки на мат в один ход (на столах у ребят лежат карточки и фломастеры) Белые начинают и дают мат в 1 ход