МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Тема: Направление сестринской деятельности по профилактики неинфекционных заболеваний.
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
(базовый уровень)
Купино
2018
Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № « » 2018
Председатель
______________________ Степанова А.В.
Автор-составитель: преподаватель первой квалификационной категории Черняк Е.А.
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному модулю «Проведение профилактических мероприятий» по теме «Направление сестринской деятельности по профилактики неинфекционных заболеваний.».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
знать:
3 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
З 2 -проводить и осуществлять мероприятия по профилактики неинфекционных заболеваний
Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 1.1 - 1.3
Методы и формы, используемые на занятии:
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение№1), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Направление сестринской деятельности по профилактики неинфекционных заболеваний.
Место проведения: кабинет основ профилактики
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
- знать современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья; основы иммунопрофилактики различных групп населения.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).
3. Развивающая: развивать способность к организации собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать:
З 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
З 2 - проводить и осуществлять мероприятия по профилактики неинфекционных заболеваний.
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
Междисциплинарная интеграция:
ПМ. 02
Внутридисциплинарная интеграция:
Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.
Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации
Направление сестринской деятельности по профилактике неинфекционных заболеваний
Основы иммунопрофилакти ки инфекционных заболеваний различных групп населения
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер, проектор.
Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, написание реферата по теме: «Проведение противоэпидемических мероприятий»
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1.; ОК 8.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию
10 мин.
Использование активных форм опроса с указанием цели:
-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
-индивидуальный опрос
4.
Изложение нового материала (Приложение №2)
50мин
Формирование теоретических знаний
5.
Физкультминутка
реализация. ОК 13 (приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
5 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6.
Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания
15
Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
7.
Подведение итогов
5 мин.
Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
8.
Задание на дом
Приложение №4
5 мин.
Работа с лекционным материалом,
Всего
90 мин
Приложение №1.
Фронтальный опрос
Теоретическое задание № 1
Текст задания: Определите соотношение понятий «здоровье» и «болезнь»
Критерии оценивания: Даны точно определения здоровья человека по 3состояниям.
Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».
Система оценивания:
5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся дает точно определение здоровья человека по 3состояниям. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».
4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся дает не точно определение здоровья человека по 3состояниям. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».
3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся дает определение здоровья человека по 2 состояниям. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».
2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающийся дает определение здоровье человека. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 1 стадия в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь», не точно
Условие выполнения задания:
Место выполнения задания: учебная аудитория
Максимальное время выполнения задания: 5 мин
Эталон ответа:
Определение здоровья, предложенное ВОЗ, включает такое состояние человека, при котором:
1.сохраняются структурные и функциональные характеристики организма;
2.сохраняется высокая приспособляемость (адаптация) к изменениям в привычной природной и социальной среде;
3.сохраняется эмоциональное и социальное благополучие. Адаптация (от ср.-лат. adaptatio — приспособление) — все виды
врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов на уровне клетки, органа, системы органов и организма в целом. На уровне организма человека под адаптацией понимают его приспособление к постоянно меняющимся условиям существования. Сохранение внешних функций организма по отношению к среде обеспечивается состоянием внутренних процессов в системе. Систему следует считать адаптированной, если структура системы обеспечивает ее нормальное функционирование в данных условиях среды. Адаптация может быть полной и частичной. К некоторым факторам (условиям) среды организм человека не может адаптироваться из-за их экстремальности (слишком высокие и низкие показатели температуры, повышенная радиация, изменение состава воздуха и т.д.). Скорость и полнота адаптации к одним и тем же условиям среды различны и обусловлены состоянием здоровья, эмоциональной устойчивостью, физической тренированностью, типологическими особенностями, полом, возрастом конкретного человека.
Болезнь, заболевание — нарушение нормальной жизнедеятельности организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. В основе нарушений адаптации лежат изменения структуры и/или функций органов или систем, возникающие в ответ на действие патогенных факторов.
Здоровье и болезнь — две стороны жизни. Немецкий учёный М. Петтенкофер писал: «Часто мы поступаем как расточительный наследник богатых родителей, не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству. Мы расходуем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда из здоровых превращаемся в больных».
Между состояниями здоровья и болезни существует множество форм, связей и взаимных переходов.
В понятии «клинически здоровый человек» можно условно выделить две стадии:
1.компенсаторная стадия — человек чувствует себя здоровым, нет субъективных проявлений заболевания; за счет внутренних резервов происходит эффективная адаптация к изменениям условий внутренней и внешней среды, в том числе и к дей ствию экстремальных факторов;
2.стадия дезадаптации — влияние длительно действующих неблагоприятных или экстремальных факторов приводит к истощению внутренних резервов организма человека и нарушению адаптации и саморегуляции.
Между состояниями здоровья и болезни существует переходное состояние, характеризуемое как «неполное здоровье» или «предбо-лезнь». На этой стадии дезадаптационные изменения в организме накапливаются, организм мобилизует защитные силы, стараясь компенсировать возможные нарушения. Снижается неспецифическая защита организма, что проявляется в снижении жизненного тонуса, повышенной утомляемости и восприимчивости к различным заболеваниям.
Предболезнь (еще не болезнь, но уже и не здоровье) — латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания. Об этом периоде Авиценна писал: «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное».
Этот период обратимый: при изменении образа жизни, исключении действия факторов риска организм сохраняет возможность выйти из стадии предболезни за счет внутренних ресурсов.
При недостаточных резервах организма и продолжении действия факторов риска стадия предболезни переходит в стадию болезни, которая характеризуется общими и местными проявлениями, свойственными каждому конкретному заболеванию.
«Болезнь — драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей при погашенных свечах, когда же появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда второй акт», — писал великий французский хирург Рене Лериш.
Согласно определению ВОЗ болезнь — жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособленческих механизмов.
Теоретическое задание № 2
Текст задания: Определение понятия неинфекционные заболевания.
Критерии оценивания: Перечислены основные факторы риска по 3 критериям,
определены 7 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 4 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 3 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
Система оценивания:
5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет основные факторы риска по 3 критериям, определены 7 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 4 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 3 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет основные факторы риска по 2 критериям, определены 6 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 4 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 3 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся перечисляет основные факторы риска по 2 критериям, определены 6 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 3 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 2 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающийся перечисляет основные факторы риска менее чем по 2 критериям, определены менее 6 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы менее 4 основных групп неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы менее 3 основных стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
Условие выполнения задания:
Место выполнения задания: учебная аудитория
Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
Эталон ответа:
Неинфекционные заболевания
Во второй половине XX в. во многих странах изменились основные причины смерти: на первый план вышли неинфекционные забо левания. Они не передаются от человека к человеку и, как правило, медленно прогрессируют. В их основе факторы риска, соответствующие следующим критериям:
1.высокая распространенность в большинстве популяций; 2.достоверный независимый вклад факторов риска в развитие заболеваний;
3.снижение риска развития заболеваний при контроле этих факторов.
ВОЗ определяет семь ведущих факторов риска (несколько факторов могут действовать и одновременно), влияющих на преждевременную смертность населения в России:
1.артериальная гипертензия (35%);
2.гиперхолестеринемия (23%);
3.курение (17,1%);
4.нездоровое питание, недостаточное потребление фруктов и овощей (12,9%);
5.ожирение (12,5%);
6.злоупотребление алкоголем (11,9%);
7.низкая физическая активность (9%).
К неинфекционным заболеваниям, служащим причиной 80% всех смертей в России, относятся болезни органов кровообращения, органов дыхания, злокачественные новообразования, сахарный диабет.
Неинфекционные заболевания распространены во всех возрастных группах и во всех регионах. Эти заболевания часто связывают с пожилым возрастом, но статистические данные показывают, что перед факторами риска неинфекционных заболеваний уязвимы представители всех возрастов.
Развитие неинфекционных заболеваний в основном зависит от курения, гиподинамии, нарушений питания, стрессов.
Приложение №2.
2Согласно рекомендациям ВОЗ выделены три основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
1.Популяционная стратегия: формирование ЗОЖ посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению ЗОЖ, обеспечения условия ведения ЗОЖ; улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
2.Профилактическая стратегия: выявление лиц высокого риска и коррекция у них факторов риска:
снижение распространенности курения и потребления табака;
улучшение качества питания;
увеличение физической активности;
смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов, повышение качества жизни;
снижение потребления алкоголя;
профилактика потребления наркотических средств.
3. Вторичная профилактика: диспансерное наблюдение больных с неинфекционными заболеваниями с целью предотвращения развития обострений, осложнений, инвалидизации, преждевременной смертности.
Реализация популяционной стратегии возможна только на межведомственной основе путем вовлечения в процесс целого ряда министерств, коммерческих и общественных структур, главная задача которых заключается в обеспечении условий для ведения ЗОЖ.
Профилактическая стратегия реализуется в рамках системы здравоохранения, при этом особая роль возлагается на первичное звено здравоохранения — участковую службу и службу общей практики, в деятельности которых правильно организованная профилактическая работа должна занимать не менее 30-40% рабочего времени. Это обусловлено тем, что результат назначения даже самых действенных лекарственных средств, выполнения самых современных интервенционных и оперативных вмешательств будет существенно менее эффективным при сохранении у больных тех факторов риска, которые послужили основными пусковыми и поддерживающими механизмами развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний.
Интегральный показатель состояния здоровья — физическое развитие, т.е. изменение форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.
Известны три группы методов оценки физического развития (табл. 2.1).
Методы оценки физического здоровья:
1.антропометрия (стандарты);
2.корреляция (отличия показателей обследуемого от стандартов);
3.индексы (показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах).
Функциональное состояние — комплекс свойств, определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.
При физической нагрузке наиболее важны изменения сердечнососудистой и дыхательной системы, важнейшие показатели — ЧСС, АД и их изменения.
- ЧСС в покое — 60-80 в минуту.
-АД нормальное: максимальное 100-130 мм рт.ст., минимальное 60—79 мм рт.ст.
Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеют оценка изменений работы сердца и АД после физической нагрузки и длительность восстановления.
Функциональная проба — часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля, они служат наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Наблюдение за физическим развитием населения носит систематический характер, распространяется на различные возрастно-поло-вые группы населения и включает:
1.наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;
2.углубленное изучение половозрастных закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характером и формами медицинского обслуживания, занятием спортом;
3.разработку половозрастных оценочных норм — стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;
Основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике:
длина и масса тела (отражают развитие костного скелета и мускулатуры);
окружность грудной клетки на вдохе и выдохе (характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов);
рост в положении сидя (характеризует пропорциональность тела);
окружность головы (на l-м году жизни);
смена молочных зубов на постоянные;
степень выраженности вторичных половых признаков;
возраст наступления менархе и т.д.
Данные о физическом развитии собирают в процессе специально организованных исследований на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.
Контроль физического развития человека начинается с момента рождения ребенка. По отношению к отдельным группам населения установлена четкая периодичность оценки показателей физического развития:
новорожденные — при рождении и выписке;
дети 1-го года жизни — ежемесячно;
дети в возрасте от 1 года до 3 лет — I раз в 3 мес;
дети от 3 до 7 лет — 2 раза в год;
дети и подростки от 7 до 18 лет — в школах 1 —2 раза в год;
учащиеся средних специальных и высших профессиональных организаций — по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;
допризывники — в военкоматах по местожительству;
военнослужащие — по месту службы 1—2 раза в год;
трудоспособное население — при проведении профилактических осмотров на предприятии;
остальное население — при диспансеризации 1 раз в 3 года.
Определение и анализ показателей физического развития позволяет сделать выводы о тенденциях развития индивидуального организма и вклада в общественное здоровье. На основе результатов можно сделать выводы о динамике процессов акселерации (ускоренного физического развития) или ретардации (замедленного физического развития).
Приложение №3.
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №4.
Самостоятельная работа
Текст задания: Прочтите лекцию, текст учебника и дайте краткий ответ на поставленные вопросы
Теоретическое задание № 1
Текст задания: Определение основных целей стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
Критерии оценивания: выделены основные цели стратегии
названы 4 цели- 1стратегии,названы 6 целей –2 стратегии,названы 4 цели –3 стратегиии.
Система оценивания:
5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся, дает точно определение основные цели стратегии; названы 3 цели- 1стратегии, названы 5 целей 2 стратегии, названы 4 цели –3 стратегии.
4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся, даёт точно определение цели стратегии; названы 3 цели- 1стратегии, названы 4 целей 2 стратегии, названы 3 цели –3 стратегии.
3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся, даёт точно определение цели стратегии; названы 3 цели- 1стратегии, названы 4 целей 2 стратегии, названы 3 цели –3 стратегии.
2 «неудовлетворительно - ставится в том случае , если обучающийся дает определение цели стратегии; перечисляет менее 3 цели- 1стратегии, названы менее 4 целей 2 стратегии, названы менее 3 цели –3 стратегии.
Условие выполнения задания:
Место выполнения задания: учебная аудитория
Максимальное время выполнения задания: 5 мин
Эталон ответа:
Согласно рекомендациям ВОЗ выделены три основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.
1.Популяционная стратегия: формирование ЗОЖ посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению ЗОЖ, обеспечения условия ведения ЗОЖ; улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
2.Профилактическая стратегия: выявление лиц высокого риска и коррекция у них факторов риска:
снижение распространенности курения и потребления табака;
улучшение качества питания;
увеличение физической активности;
смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов, повышение качества жизни;
снижение потребления алкоголя;
профилактика потребления наркотических средств.
3. Вторичная профилактика: диспансерное наблюдение больных с неинфекционными заболеваниями с целью предотвращения развития обострений, осложнений, инвалидизации, преждевременной смертности.
Реализация популяционной стратегии возможна только на межведомственной основе путем вовлечения в процесс целого ряда министерств, коммерческих и общественных структур, главная задача которых заключается в обеспечении условий для ведения ЗОЖ.
Профилактическая стратегия реализуется в рамках системы здравоохранения, при этом особая роль возлагается на первичное звено здравоохранения — участковую службу и службу общей практики, в деятельности которых правильно организованная профилактическая работа должна занимать не менее 30-40% рабочего времени. Это обусловлено тем, что результат назначения даже самых действенных лекарственных средств, выполнения самых современных интервенционных и оперативных вмешательств будет существенно менее эффективным при сохранении у больных тех факторов риска, которые послужили основными пусковыми и поддерживающими механизмами развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний.
Теоретическое задание №2
Текст задания: Охарактеризуйте понятие, физическое развитие, как показатель здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний.
Критерии оценивания: Определены методы оценки физического здоровья по3 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 4 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 7 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 10 показателям.
Система оценивания: применяется дихотомическая система, за каждый правильный ответ — 1 балл
5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающимся в полном объеме определены методы оценки физического здоровья по 3 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 4 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 7 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 10 показателям.
4 «хорошо» - ставится в том случае , если обучающимся в полном объеме определены методы оценки физического здоровья по 3 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 4 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 6 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 8 показателям.
3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающимся в полном объеме определены методы оценки физического здоровья по 2 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 3 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 6 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 8 показателям.
2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающимся определены методы оценки физического здоровья менее чем по 2 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены менее чем 3 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике менее чем по 6 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения менее чем по 8 показателям.
Условие выполнения задания:
Место выполнения задания: учебная аудитория
Максимальное время выполнения задания: 5 мин
Эталон ответа:
Интегральный показатель состояния здоровья — физическое развитие, т.е. изменение форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.
Известны три группы методов оценки физического развития (табл. 2.1).
Методы оценки физического здоровья:
1.антропометрия (стандарты);
2.корреляция (отличия показателей обследуемого от стандартов);
3.индексы (показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах).
Функциональное состояние — комплекс свойств, определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.
При физической нагрузке наиболее важны изменения сердечнососудистой и дыхательной системы, важнейшие показатели — ЧСС, АД и их изменения.
- ЧСС в покое — 60-80 в минуту.
-АД нормальное: максимальное 100-130 мм рт.ст., минимальное 60—79 мм рт.ст.
Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеют оценка изменений работы сердца и АД после физической нагрузки и длительность восстановления.
Функциональная проба — часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля, они служат наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Наблюдение за физическим развитием населения носит систематический характер, распространяется на различные возрастно-поло-вые группы населения и включает:
1.наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;
2.углубленное изучение половозрастных закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характером и формами медицинского обслуживания, занятием спортом;
3.разработку половозрастных оценочных норм — стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;
Основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике:
длина и масса тела (отражают развитие костного скелета и мускулатуры);
окружность грудной клетки на вдохе и выдохе (характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов);
рост в положении сидя (характеризует пропорциональность тела);
окружность головы (на l-м году жизни);
смена молочных зубов на постоянные;
степень выраженности вторичных половых признаков;
возраст наступления менархе и т.д.
Данные о физическом развитии собирают в процессе специально организованных исследований на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.
Контроль физического развития человека начинается с момента рождения ребенка. По отношению к отдельным группам населения установлена четкая периодичность оценки показателей физического развития:
новорожденные — при рождении и выписке;
дети 1-го года жизни — ежемесячно;
дети в возрасте от 1 года до 3 лет — I раз в 3 мес;
дети от 3 до 7 лет — 2 раза в год;
дети и подростки от 7 до 18 лет — в школах 1 —2 раза в год;
учащиеся средних специальных и высших профессиональных организаций — по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;
допризывники — в военкоматах по местожительству;
военнослужащие — по месту службы 1—2 раза в год;
трудоспособное население — при проведении профилактических осмотров на предприятии;
остальное население — при диспансеризации 1 раз в 3 года.
Определение и анализ показателей физического развития позволяет сделать выводы о тенденциях развития индивидуального организма и вклада в общественное здоровье. На основе результатов можно сделать выводы о динамике процессов акселерации (ускоренного физического развития) или ретардации (замедленного физического развития).
Осмысление и систематизация полученных знаний
Тестовые задания:
К теме: «Профилактика неинфекционных заболеваний».
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Укажите факторы риска развития неинфекционных заболеваний: