МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по предмету «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО» ПО ПРОФЕССИИ Автомеханик
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по предмету «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО» ПО ПРОФЕССИИ Автомеханик
В учебной мастерской обучающиеся знакомятся с инструментами, оборудованием, овладевают приёмами работы с инструментами, оборудованием, приспособлениями, используемыми при выполнении работ с металлом, получают первоначальными знаниями и навыками по слесарной обработке металлов, формируют общие и профессиональные компетенции по профессии, а в дальнейшем применяют их на производстве, при ремонте автомобилей на производственной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Модернизация в системе профессионального образования ставят перед педагогами задачи поиска и внедрения новых инновационных форм и средств в обучение, способствующих развитию интереса к обучению обучающихся и получаемой профессии, его качеству. От мастерства, опыта работы и профессионализма педагога требуется такая организация учебного процесса, при которой каждый урок должен быть интересным, неординарным, запоминающимся, а обучающиеся смогли проявить себя, найти применение знаниям, раскрыть свои творческие способности, полюбить будущую профессию, стать квалифицированными специалистами.
Начальным этапом овладения профессией являются учебные мастерские.
В учебной мастерской обучающиеся знакомятся с инструментами, оборудованием, овладевают приёмами работы с инструментами, оборудованием, приспособлениями, используемыми при выполнении работ с металлом, получают первоначальными знаниями и навыками по слесарной обработке металлов, формируют общие и профессиональные компетенции по профессии, а в дальнейшем применяют их на производстве, при ремонте автомобилей на производственной практике.
Тенденции развития и модернизация образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Безусловно, на современном этапе обучения урок производственного обучения без технического обеспечения не столь продуктивен. Обучающиеся, которые вне учебного заведения, активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Поэтому при планировании урока педагог должен внедрять и использовать ИКТ: работа на компьютере, демонстрация презентаций на мультимедиа проекторе, использование ЭОР на разных этапах обучения, демонстрация видеофильмов по программе.
Для качественного проведения урока необходимо грамотно составить план – конспект урока. План-конспект урока - это основной документ для проведения конкретного урока по теме. Стандартных, обязательных форм планов-конспектов урока не установлено, но есть определённая структура урока производственного обучения – вводный, текущий и заключительный инструктаж. Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания урока, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений, опыта мастера, но структура уроков производственного обучения не изменяется.
Хорошо составленный конспект, с использованием ИКТ, ЭОР, презентаций помогает вести современный урок производственного обучения на высоком технологическом уровне.
В конспекте урока излагается основная сущность учебного материала, определяются цели и задачи урока, определяется материально – техническое оснащение урока, разрабатываются производственные задание, критерии его оценивания, приводятся необходимые обоснования по отдельно взятой теме.
Конспект целесообразно составлять целиком на тему, которая может быть рассчитана на 6, 12 или 18 часов.
Например, учебная практика по профессия «Автомеханик», по теме №8 (согласно плана п/о) «Сверление отверстий», рассчитана на 12 часов. Мастер п/о составляет план – конспект урока по данной теме на 2 урока, например, 1 урок - «Сверление сквозных отверстий», 2 урок – «Сверление глухих и ступенчатых отверстий», при этом можно корректировать ранее составленный конспект дидактическими материалом: дополнять его материалом по теме из интернета, включать ЭОР по теме, видеофильмы, использовать новый дидактический материал, составлять и презентации к уроку и т.д.. Таким образом, конспект становится сборником дидактических, методических и технических материалов, куда мастер вносит всё новое, что он изучил, узнал, разработал, составил и использовал на уроке. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.
В данной разработке представлены отдельные элементы современного урока, с использованием ЭОР на разных этапах деятельности обучающихся (при повторении, изучении нового материала и его закреплении), дидактического материала, рейтинговой таблицы, образца изготавливаемого изделия, критериев его оценивания, обозначена деятельность мастера п/о и обучающихся на уроке производственного обучения, определены формы и методы обучения, запланировано использование презентации при изучении нового материала. и дан развёрнутый план конспект урока.
Данная методическая разработка урока по слесарному делу поможет мастерам производственного обучения, ведущих производственное обучение в группах по металлообработке, при планировании уроков производственного обучения.
Таблица 1
I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
№
Этапы урока
Время
Мотивация
ИКТ и
ЭОРесурсы
Деятельность
преподавателя
обучающегося
1.
Организационный
момент урока.
2 мин.
Настроить учащихся к практической деятельности в мастерской.
Вступительное слово мастера.
Организует внимание учащихся.
Проверка отсутствующих и готовность обучающихся к уроку производственного обучения (спецодежда, перчатки).
Назначение дежурных.
Самоорганизация обучающихся.
Дежурный докладывает о готовности группы к уроку.
2.
Вводный инструктаж
Формулирование темы и цели урока.
Мотивация темы.
35- 40мин
Настроить учащихся на получение новой информации.
Сообщает тему, цели урока.
Знакомит с планом урока, производственным заданием, способами деятельности.
Мотивирует обучающихся к восприятию и осмыслению социальной и практической значимости изучаемой темы.
(Сообщение учителя сопровождается показом слайдов презентации по теме)
Опрос обучающихся по темам «Разметка, рубка металла и опиливание».
Обсуждает вместе с обучающимися их ответы, комментирует и анализирует.
Воспринимают, осмысливают, отвечают.
Анализируют свои знания и комментарии педагога.
2.2
Изложение нового материала по теме «Сверление отверстий».
Формулирование цели урока и задач совместно с учащимися.
15 -20 мин
Формирование профессиональных и общих компетенций по теме урока «Сверление отверстий».
Презентация.
Сопровождение мультимедиа.
ЭОР –тип И - информационный
Мотивирует учащихся на получение новых знаний - задаёт проблемный вопрос.
Организует условия для самостоятельного поиска решения проблемы.
Актуализация знаний учащихся (связь с теоретическим циклом).
Демонстрирует приёмы работы на сверлильном станке при сверлении отверстий. Указывает на т/б при работе на станках, причины брака и способы их устранения.
Подталкивает учащихся к решению проблемного вопроса.
Рассматривает типичные ошибки, способы их предупреждения и устранения.
Активизирует деятельность обучающихся на данном этапе урока.
3. Совместно с мастером выстраивают технологический процесс выполнения задания.
4. Анализируют ход выполнения работы.
5. Выполняют отдельные трудовые приёмы.
6. Проявляют индивидуальные творческие способности по изменению алгоритма выполнения задания.
3.
Текущий инструктаж.
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение производственного задания.
150 мин.
Выполнение практической работы.
1. Осуществляет целевые обходы рабочих мест обучающихся, дополнительное инструктирование при необходимости оказание помощи и показ практических навыков по отработке отдельных операций.
2. Организует самостоятельную работу учащихся.
3. Предлагает обучающимся при изготовлении изделия руководствоваться образцом-эталоном, а также образцами с поэтапным выполнение задания.
4. Анализирует, наблюдает, совместно с обучающимися корректирует их деятельность, направляет на исправление ошибок в работе.
1. Самостоятельно выполняют производственное задание, отрабатывают практические навыки по новой теме.
2. Самостоятельно или совместно с мастером п/о контролируют свою работу.
3. Анализируют и исправляют ошибки во время выполнения задания.
4. Развивают творческое отношение к выполнению работы.
5. Воспитывают ответственность, дисциплинированность, культуру выполнения работы.
6. Формируют практические навыки в
работе по данной теме.
4.
Заключительный инструктаж.
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Выдача домашнего задания
15 – 20 мин
Подведение итогов
урока производственного обучения.
Мультимедиа – рейтинговая таблица
1.Сообщяет о достижении цели урока: анализирует выполнение практического задания.
2.Определяет качество изделий, оценивает результат работы совместно с обучающимися, анализирует и комментирует ошибки, допущенные в процессе работы.
3. Отмечает лучшие работы и неудавшиеся.
4. Анализирует соблюдение, ТБ и нормы времени, организацию рабочего места.
5.Объявляет оценки за выполнение задания.
1. Воспринимают, оценивают работу свою и своих сокурсников.
2. Анализируют ошибки в своей работе, находят причины брака.
3. Подводят итог своей работе и достижения целей урока.
4.1
1 мин.
Домашнее задание:
Называет тему для повторения.
Записывают задание.
4.2
Уборка рабочих мест.
Обходит совместно с дежурными рабочие места и принимает их.
II. ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Сверление отверстий».
Цели:
Дидактическая цель: совершенствовать знания по теме и научить учащихся применять знания и навыки в профессиональной деятельности при самостоятельном выполнении работ.
Обучающая: сформировать знания, умения и навыки по данной теме и практическому применению их в профессиональной деятельности, сформировать профессиональные и общие компетенции по профессии.
ПК1.3Осуществлять ремонт узлов и деталей автомобиля и устранять неисправности, используя виды и способы слесарных операций.
ОК1. – ОК8.
Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся познавательного интереса к выбранной профессии, умению работать в коллективе.
Развивающая: развивать интерес к избранной профессии средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Компьютер и мультимедийная приставка для демонстрации презентации.
Образцы поэтапного выполнения задания (уголка)
Образец уголка.
Критерии оценивания производственного задания.
Рейтинговая таблица.
Место проведения: слесарная мастерская
Межпредметные связи:
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Слесарное дело и технические измерения
«Слесарная обработка отверстий ».
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Общепрофессиональный цикл:
«Материаловедение»
«Свойства металлов и сплавов», «Железоуглеродистые сплавы».
«Охрана труда»
«Электробезопасность. Организация безопасных методов работы».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 минуты).
Здравствуйте! Садитесь. Проверка присутствующих на уроке. Визуальный осмотр обучающихся, с целью определения готовности их к уроку (спецодежда, перчатки) и настрой учащихся на получение знаний.
2. Вводный инструктаж (35 – 40 мин).
Мастер объявляет тему урока «Сверление отверстий», цели и задачи.
Вводное слово мастера по применению и использованию этой слесарной операции в профессии, значимости знаний и практических умений по данной теме при выполнении ремонтных работ автотранспортных средств, при этом демонстрирует детали машин и механизмов, с элементами этой слесарной операции.
Для формирования практических умений по теме «Сверление», сегодня на уроке вы будете изготавливать изделие, в котором имеются отверстия. Демонстрирует образец производственного задания, при изготовлении которого необходима эта слесарная операция.
Мебельный уголок предназначен для прочной фиксации деревянных конструкций, которые имеют в соединении прямой угол. Мебельный уголок изготавливается из листовой стали толщиной 1 мм. Для его крепления используют саморезы или шурупы, головки которых будут выступать из отверстий над поверхностью уголка, если его крепить в просверленные отверстия.
Ставит перед учащимися проблемный вопрос:
Вопрос: Что необходимо сделать дополнительно с отверстием, какую слесарную операцию, и каким инструментом, чтобы головка самореза не выступала из отверстия над поверхностью металла?».
Мотивирует обучающихся на получение знаний по теме «Сверление», на формирование практических умений, которые помогут ими решить проблемный вопрос, а так же к восприятию и осмыслению социальной и практической значимости изучаемой темы.
Давайте с вами вместе посмотрим на образец и определим, какие же слесарные операции необходимо использовать при его изготовлении?
Сегодня повторим отдельные вопросы по теме «Опиливание».
Опрос по пройденному материалу.
Повторение пройденного материала(5- 6 мин)
Опрос обучающихся с использованием ЭОР–тип контроль знаний по теме «Опиливание»
Приложение №8 Приложение №9 Приложение №810
Преподавательподводит итог данного этапа урока.
Анализирует, комментирует ответы учащихся, отмечает активных ребят, и призывает пассивных обучающихся включаться в работу.
2.2 Объяснение нового материала(15 – 20 мин).
Обучающимся представляется презентация по теме урока с использованием ЭОР, плакатами на доске по теме «Сверление отверстий», демонстрацией
инструментов, оборудования, приспособлений, готовых изделий, образца производственного задания – мебельного уголка. Мастер п/о ведёт объяснение нового материала по теме «Сверление отверстий» по презентации.
Демонстрация презентации
Приложение №1 (Презентация)
Приложение №2
Видео фильм Приложение №3
Во время объяснения мастер п/о демонстрирует практический показ крепления сверла в трёх кулачковом патроне, настройку сверлильного станка к работе, подготовку металла к сверлению, опирается на знания по предмету «Слесарное дело и технические измерения», «Материаловедение», демонстрирует приёмы сверления сквозных отверстий с использованием пассатижей и ручных тисков на сверлильном станке, при этом комментирует свои действия напоминает правила т/б при работе на сверлильном станке, опирается на знания обучающихся по предмету «Охрана труда на предприятии».
Закрепление нового материала (2 – 4 мин)
А) Контроль знаний обучающихся с использованием ЭОР - тип контроль знаний.
Приложение № 11 Приложение №12
В) Мастер п/о предлагает одному из учащихся продемонстрировать сверление отверстия в металле в определённой последовательности, с учётом правил по т/б и прокомментировать свои действия, а также качество просверленного отверстия.
Мастер п/о анализирует ответы и работу обучающихся.
Объяснение выполнения производственного задания. Критерии оценивания задания. Норма времени на его выполнение.
Демонстрация образца – мебельный уголок, с поэтапным его выполнением.
Приложение №4
Знакомство с рабочим чертежом Приложение №5
Демонстрация презентации изготовления мебельного уголка. Приложение №6
Совместно с обучающимися мастер п/о выстраивает алгоритм его выполнения. Он напоминает, что не обязательно строго следовать ему, можно изменить порядок выполнения слесарных операций, здесь каждый из вас может проявить свой индивидуальный подход и творчество, но так, чтобы в конечном итоге получилось то задание, которое выдано мастером п/о. т.е.. у мебельного уголка должны соответствовать габаритные размеры, согласно чертежу, были выполнены все слесарные операции, которые были заявлены для его изготовления и качество его выполнения.
В заключение объяснения мастер п/о возвращается к проблемному вопросу « Что необходимо сделать дополнительно с отверстием, какую слесарную операцию, и каким инструментом, чтобы головка самореза не выступала над поверхностью отверстия металла?»
Выслушивает мнения обучающихся, комментирует, анализирует их и подводит итог.
Ответ на проблемный вопрос: Да действительно, можно рассверлить отверстие на неполную глубину сверлом большего диаметра, например, сверлом диаметром 10мм, чтобы головка самореза спряталась в нём и не выступала над поверхностью уголка. Но можно эту операцию выполнить и другим специальным инструментом – зенковкой. Операция эта называется – зенкованием, и с ней мы с вами будем знакомиться на следующем уроке п/о.
Демонстрирует рабочий чертёж производственного задания, он имеется у каждого на рабочем месте. Призывает быть внимательным.
Затем мастер п/о предлагает одному или двум обучающимся повторить алгоритм выполнения производственного задания, перечислить виды слесарных операций, которые необходимы для его выполнения, а также делает акцент на отработке упражнений по теме «Сверление отверстий», и качестве его выполнения.
Сообщает критерии оценивания производственного задания, количество баллов за работу и предполагаемая оценка по баллам. Совместно с обучающимися корректирует их, и вывешивает рейтинговую таблицу. Приложение №7
Обучающиеся приступают к самостоятельной работе.
3. Текущий инструктаж (практическая часть 150 мин)
Мастер п/о организует самостоятельную работу обучающихся.
Выполнение производственного задания обучающимися.
Мастер п/о в процессе работы учащихся осуществляет целевые обходы рабочих мест:
Наблюдает за работой обучающихся;
Следит за правильной организацией рабочего места;
Направляет деятельность обучающихся на правильность построения технологического процесса, выполнения задания;
Предотвращает ошибки, анализирует вместе с обучающимся и направляет на их исправление;
Следит за соблюдением Т/Б при выполнении слесарных работ;
Отдельным обучающимся демонстрирует приёмы работы с инструментами и оборудованием, а также выполнение отдельных приёмов слесарных операций.