Научная статья на тему: ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Научная статья на тему: ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задержкой психического развития (ЗПР) принято считать различные по происхождению состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и недоразвитием познавательной деятельности по типу олигофрении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Асланова Дилобар Кадировна
Бухарский медицинский колледж, Узбекистан
Задержкой психического развития (ЗПР) принято считать различные по происхождению состояния легкой интеллектуальной недостаточ¬ности, занимающие промежуточное положение между интеллекту¬альной нормой и недоразвитием познавательной деятельности по типу олигофрении.
К причинам возникновения ЗПР можно отнести биологические факторы - генетические, инфекции, травмы, интоксикации, кото¬рые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие органиче¬ские повреждения головного мозга; и социальные факторы - недостаточное воспитание, дефицит информации и другие. Однако чаще всего этиология ЗПР имеет мультифакториальный характер со значительным влиянием наследственности, перинатальной патологии и социальных факторов.
Характерные проявления патологии:
• запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
• эмоциональная незрелость;
• неравномерность развития отдельных психических функций;
• функциональный, обратимый характер нарушений.
Чаще всего задержка психо-речевого развития обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, навыков и умений, адаптации к учебным требованиям.
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению в связи со следующими особенностями:
• выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания;
• отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле;
• низкая познавательная активность;
• недостаточное развитие тонкой моторики рук;
• в ряде случаев повышенная двигательная активность;
• недостаточны или искажены навыки чтения, письма;
• эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Кроме того, ЗПР нередко могут сопутствовать такие расстройства как моторная и сенсо-моторная алалия, синдром гиперактивности, аутистикоподобные проявления или эпилепсия.
Такая задержка развития, в отличие от олигофрении, не характеризуется равномерным отставанием в проявлении психических функций. По мере взросления у ребенка улучшается общее состояние, сглаживаются отдельные проявления патологии, но так бывает не всегда. Иногда и во взрослом возрасте нарушения остаются на уровне психического отклонения. Их коррекция требует раннего педагогического вмешательства.