Топливная система дизеля состоит из систем низкого и высокого давлений. Система высокого давления обеспечивает подачу топлива к форсунке и впрыскивание его в цилиндры, состоит из топливного насоса высокого давления и форсунок соединенных нагнетательным трубопроводом. Система низкого давления предназначена для хранения запаса топлива, его фильтрации, подогрева (при низких температурах окружающего воздуха) и подачи к насосам высокого давления. Для подачи топлива к топливному насосу высокого давления и для циркуляции топлива в системе низкого давления предназначен топливоподкачивающий насос. Хорошая наполняемость топливных насосов высокого давления достигается за счёт избыточного давления в топливном коллекторе. Поэтому производительность топливоподкачивающего насоса выбирают в 2-5 раз больше, чем необходимо для реализации полной мощности дизеля. В группу топливоподкачивающих устройств входят насосы с приводом от электродвигателя и механическим приводом от вала дизеля. Недостаточная надежность топливоподкачивающего насоса с приводом от электродвигателя привела к необходимости использования на дизелях тепловозов двух агрегатов, один из которых - резервный. Поэтому на некоторых сериях тепловозов устанавливают 2 таких агрегата, один из которых резервный. Например на дизеле 5Д49 один топливоподкачивающий насос с электроприводом используют при запуске дизеля, а второй с механическим приводом от валя дизеля обеспечивает питание его топливом во время работы. Топливоподкачивающий насос с приводом от электродвигателя применяется наиболее часто. Обычно он шестеренного типа; в практике двигателестроения применяются также насосы поршневого, лопастного диафрагменного типов. ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ С ПРИВОДОМ ОТ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА обеспечивает подачу топлива из бака через фильтры в топливный коллектор. При частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин подача насоса (рис. 4) составляет 2520 л/ч (42 л/мин). В чугунном корпусе 8 расположены две стальные цилиндрические прямозубые шестерни 1 и 6 (Z = 10), находящиеся в зацеплении. Корпус имеет два обработанных фланца 18 для крепления всасывающей и нагнетательной труб. С торцов корпус закрыт крышками 3 и 9, которые стянуты шестью шпильками 7. Рис.4 Топливоподкачивающий насос 1, 6 - ведомая и ведущая шестерни; 2, 5 - втулочные подшипники; 3, 9 - задняя и передняя крышки; 4, 16 - ведомый и ведущий валы; 7 - шпилька; 8 - корпус насоса; 10, 17 - сальники; 11, 12 - стопорные кольца; 13 - шестерня привода; 14 - шариковый подшипник; 15, 18 - фланцы Передняя крышка 9 одновременно является корпусом шарикового подшипника 14, на который опирается вал 16 ведущей шестерни 6. Двумя другими опорами вала служат бронзовые втулки 5, запрессованные в расточки крышек. Положение опорно-упорного шарикового подшипника 14 фиксируется стопорными кольцами 11 и 12. Вал 4 ведомой шестерни 1 вращается в двух других бронзовых втулках 2, также запрессованных в крышках. Втулочные подшипники 2 и 5 смазываются топливом, для подвода которого на поверхности крышек сделаны выемки, соединенные с канавками а во втулках. Шестерни 1 и 6 напрессованы на валы 4 и 16. Ведущая шестерня 6 дополнительно фиксируется шпонкой. На переднем конце ведущего вала 16 укреплена при помощи шпонки и корончатой гайки шестерня привода 13 (Z = 26). В расточках передней крышки установлены три сальника. Два сальника 17 препятствуют просачиванию топлива по валу. Сальник 10, дополнительно закрепленный в корпусе стопорным кольцом, не допускает просачивания масла, смазывающего шестерню 13 и подшипник 14. Между сальниками 10 и 17 в передней крышке 9 имеется открытая полость А для вытекания просочившегося топлива или масла. Насос прикреплен к главному масляному насосу дизеля при помощи фланца 15, отлитого за одно целое с передней крышкой 9. Аварийная работа. При выходе из строя топливоподкачивающего насоса система переводится на аварийный режим при котором топливо, минуя фильтры грубой очистки, через клапан 18 аварийного питания поступает к фильтрам тонкой очистки и далее в топливные коллекторы. Подъем топлива к топливным насосам в этом случае происходит в результате разрежения в топливо проводе, создаваемого плунжерами насосов высокого давления. Под действием атмосферного давления топливо из бака поднимается к клапану аварийного питания, приподнимает шарик клапана и поступает в топливные коллекторы. При работе на аварийной системе дизель может развить мощность не более 2/з номинальной. Дизель типа 5Д49. Дизель (рис. 122) имеет два топливных насоса: один топливоподкачивающий 10, работающий только во время пуска дизеля, и другой основной 3 с приводом от дизеля. При выходе из строя основного насоса топливоподкачивающий включается тумблером, расположенным в аппаратной камере, на постоянный режим работы. В случае выхода из строя обоих насосов, подача топлива в топливные коллекторы осуществляется через клапан 7 аварийного питания за счет разрежения в топливо проводе, создаваемого плунжерами насосов высокого давления. |