Данная работа призвана помочь начинающим и опытным педагогам по Начальной военной подготовке среднеобразовательных школ и колледжей. Работа выполена в текстовом формате.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности без карты»
Конспект урока по НВП в 10 классе.
Преподаватель-организатор НВП СОШ№5 г. Павлодара Емельянов С.В.
Тема. Ориентирование на местности без карты. Г-7, Т-1.
Цели урока:
Дать понятие об ориентировании и азимутах Объяснить способы определения сторон горизонта. Научить определению сторон горизонта и магнитного азимута по компасу, закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по теме урока ,привести их в систему, дополнив новыми знаниями;
Развитие основных умений выполнять работу по основному алгоритму; развитие внимания, логического мышления; формировать умение применять на практике навыки военно-прикладного характера.
Воспитание патриотизма, интереса к предмету, умений работать в группах.
Ход урока.
Метод. Урок объяснения нового материала. Рассказ, беседа, показ, практическая работа.
Учебные вопросы: 1. Понятие об ориентировании.
2. Способы определения сторон горизонта.
3 Понятие об азимутах.
Время. 45 минут. Место. Кабинет НВП.
Ход урока.
Вводная часть.: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям
1-й учебный вопрос.
Военная топография – отрасль военных знаний о местности, разрабатывающая способы ее изучения и производства полевых измерений при подготовке и ведения боев Таблица №1
Основные задачи военной
топографии.
Изучение различных типов и элементов местности, их влияние на действия войск и применение техники.
Создание на местности сетей опорных точек для привязки к ним (определения координат) целей, ориентиров, своих огневых позиций и наблюдательных пунктов.
Проведение измерительных и других топографических работ, применяемых при разведке противника и местности, подготовке стрельб, проектировании инженерных сооружений и решении других задач в боевых условиях.
Усовершенствование способов изучения местности, ориентирования и целеуказания при управлении войсками в бою.
Ориентирование на местности – значит определить свое местоположение относительно сторон горизонта, окружающих предметов, рельефа, расположения своих войск и противника, находить нужное направление движения и выдерживать его в пути.
Ориентирование требует умение правильно выбрать и использовать ориентиры, определять на местности направления (то есть измерять углы) и расстояния.
Ориентир – хорошо видимые (заметные) местные предметы и элементы рельефа, относительно которых определяют местоположение, направление движения и указывают положение целей и объектов.
2-й учебный вопрос.
Способы определения сторон горизонта объясняю по таблице №2
Таблица №2
Способы определения сторон горизонта.
По компасу.
Наиболее надежный и точный способ.
По небесным светилам.
Приближенный.
По местным признакам.
Требует результата проверки по другим признакам.
По луне.
Фаза луны
19 ч.
01 ч.
07 ч.
1-я четверть
Юг
Запад
---
полнолуние
Восток
Юг
Запад
Последняя четверть.
---
Восток
Юг
По солнцу и часам
В любое время дня.
1. Установить часы горизонтально.
2. Часовую стрелку направить в сторону Солнца.
3. Прямая разделяющая угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 циферблата указывает направление на Юг.
По полярной звезде.
Муравейник
Почти всегда находится на южной стороне дерева, пня или куста. Южная сторона муравейника отложе северной стороны.
Алтари православных церквей и кирок обращены на восток, колокольни – обычно к западу:перекладины крестов на куполах расположены по направлению север – юг, причем продольный конец нижней перекладины указывает на север; алтари костелов обращены на запад; кумирни – фасадом обращены к югу.
Мох – покрыты большие камни и скалы с северной стороны.
Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны часто бывает грубее.
По солнцу.
07.00
На востоке
13.00
На юге
19.00
На западе
3-й учебный вопрос.
Объясняю учащимся, что:
Истинный азимут (А) – угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов между северным направлением истинного меридиана и направлением на определенную точку.
Магнитный азимут (Ам) - угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов между северным направлением магнитного меридиана (северным концом магнитной стрелки) и направлением на определенную точку.
Если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение называется восточным и считается положительным (+), к западу – западным со знаком (--) «минус». Магнитное склонение помещается в виде схемы на полях карты под нижней стороной ее рамки.
Сближение меридианов – угол между истинным меридианом данной сетки и вертикальной линией координатной сетки.
Если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение называется восточным и считается положительным (+), к западу – западным со знаком (--) «минус».
Зависимость между (А), (Ам) и магнитным склонением выражается формулой:
А= Ам + ( + магнитное склонение )
Алгоритмы определения магнитного азимута и направления.
Для определения магнитного азимута, направления на какой либо предмет надо:
Стать лицом к наблюдаемому предмету;
Установить визирное приспособление прорезью – на себя, а мушкой – на наблюдаемый предмет;
Ориентировать компас вращением крышки (установить 0-е деление против северного конца стрелки компаса;
Против указателя мушки прочитать отсчет по лимбу. Это и будет магнитный азимут.
Для определения направления по заданному азимуту надо:
Установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный азимут;
Поворачиваясь, подвести 0 (нуль) лимба под северный конец стрелки;
Через линию «прорезь-мушка» определить направление на местности.
Обратный азимут определяется следующим образом:
если прямой азимут меньше 180 градусов, то его величина прибавляется к 180 градусам:
если прямой азимут больше 180 градусов, то из его величины вычитается 180 градусов.
Поясняю, что обратный азимут необходим для определения направления движения в обратном направлении.
Практическая работа.
После объяснения второго вопроса предлагаю учащимся определить магнитный азимут на местные предметы, проверяя действия учащихся делаю замечания и исправляю допущенные ошибки.