4. Элементы залегания наклонного слоя: линия падения, линия простирания, угол падения
Рассказ
3. Подведение итогов лекции: 1. Вопросы на проверку усвоения новой темы
2. Домашнее задание: 3. § 9.1 стр.127-137
Беседа,
опрос
План урока:
Организационный момент. Приветствие студентов, ознакомление с планом урока, целью урока.
Контроль и повторение ранее изученного материала по теме: «Основы исторической геологии». Фронтальный опрос.
Изучение материала новой темы: «Основные формы залегания осадочных пород». Лекция с элементами диалога.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие студентов. 1.1 Ознакомление студентов с темой и целями учебного занятия.
1.2 Контроль и повторение знаний по ранее изученным темам, подготовка к усвоению нового материала.
Контроль и повторение ранее изученного материала по теме:«Основы исторической геологии». Фронтальный опрос.
Вопросы:
Предмет изучения исторической геологии?
Что такое стратиграфическая и геохронологическая шкала? Каким подразделениям стратиграфической шкалы однозначно соответствуют подразделения геохронологической шкалы?
Подразделения
стратиграфические
геохронологические
Эонотема
Эон
Эратема (группа)
Эра
Система
Период
Отдел
Эпоха
Ярус
Век
Зона
Фаза
Звено
Пора
Какими методами определения относительного и абсолютного возраста горных пород пользуются геологи?
Какое значение имеют руководящие ископаемые? Какие руководящие ископаемые животные вам известны?:
Рис 1. Трилобит Рис 2. Аммонит
Рис 3. Белемнит Рис 4. Брахиопод
Какие глобальные геологические процессы прошлого хорошо изучены в рамках исторической геологии?:
Крупнейшие оледенения в истории Земли: Гуронское древнейшее оледенение, позднерифейское, вендское, ордовикское оледенение Гондваны.
2. Приблизительные периоды образования крупнейших складчатостей: Беломорской, Гудзонской, Байкальской, Салаирской, Каледонской, Герцинской, Киммерийской и т.д.
3. Глобальные тектонические события прошлого: образование суперматериков Пангеи-0, Пангеи-1, Пангеи-2, Гондваны, Лавразии, Лавруссии, открытие и закрытие древних океанов Панталассы, Япетуса, Уральского.
Изучение материала новой темы: «Основные формы залегания осадочных пород». Лекция с элементами диалога.
План занятия:
Форма залегания слоя, элементы залегания слоя - подошва, кровля, истинная и видимая мощности, пережим, выклинивание, линза, прослой.
Элементы залегания наклонного слоя: линия простирания, линия падения, угол падения
Рис 9. Элементы залегания наклонного слоя
Закрепление новых знаний.
Контрольные вопросы:
Что такое слой? В результате каких процессов идет осадконакопление?
Каким образом измеряется мощность пласта? Чем отличаются видимая и истинная мощности?
В каких случаях возникает несогласие залегания слоев? Факторы, влияющие на вид слоистости.
Каким образом, с помощью горного компаса определить элементы залегания наклонного слоя? Характерные признаки этих элементов.
Подведение итогов урока.
Повторение основных понятий, пройденных на уроке. Выявить совместно с ученикамисвязь полученных новых знанийс пройденным материалом – основными стадиями протекания экзогенных процессов:
1 Разрушительная работа
2 Денудация
3 Аккумуляция
4 Диагенез;
показать применение изученной ранее стратиграфической шкалы в рамках новой темы – структурной геологии, в частности, во время изучения взаимоотношений между слоистыми толщами; логически связать усвоенный материал с предстоящей практической работой: «Основы работы с горным компасом».