11.10. 2016 г.
3 группа, 2 год обучения
Открытое занятие кружка «Мир игрушки»
по теме:
«Изготовление декоративного панно из шпатлевки «Рождение Вселенной»
Руководитель кружка: Хаведжи-Пона Эльвира Асановна
«Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» - писал Василий Александрович Сухомлинский.
Так, основной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и пр.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству, техническим достижениям.
Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Время, в которое мы живем – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяют на коммерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По своей сути это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Как современное, так и народное декоративное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Тип занятия: практическое.
Цель занятия:
привить детям практические трудовые навыки, воспитать у них художественный вкус, развить творческую активность, фантазию и воображение, воспитать в них стремление к изучению Космоса и тайн Вселенной.
обучение учащихся изготовлению декоративного панно из шпатлевки и различного бросового материала «Рождение Вселенной».
Задачи:
1. Обучающая: познакомить с понятием декоративное панно, сувенирная картина; научить изготовлению декоративного панно из шпатлевки, безопасным способам и приемам работы с шпатлевкой и с клеевым пистолетом.
2. Развивающая: развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию и самостоятельность на основе организационно-практических умений.
3. Воспитательная: художественно-эстетическое воспитание, интерес к Космосу и законам Вселенной, привитие навыков культуры труда.
Форма занятий: беседа, практическая работа, объяснение нового материала, закрепление пройденного.
Оборудование: лист ДВП размером 40х60 см., клей ПВА, силиконовый клей, пистолет для использования силиконового клея, простой карандаш, синтетические кисти различного размера, мастихин, белоснежная оконная шпатлевка, гуашь, вода, пластиковые, стеклянные и силиконовые шарики разного диаметра, акриловый глянцевый лак-спрей, багетная рамка, образец готового изделия, наглядная инструкция по технике безопасности для работы с клеевым пистолетом.
Структура занятия:
Организационная часть:
- приветствие учащихся;
- проверка посещаемости;
- сообщение темы и цели занятия;
- проверка подготовки необходимых материалов и инструментов;
- инструктаж по технике безопасности;
Основная часть:
- закрепление изученного материала на предыдущем занятии;
- объяснение нового материала, рассказ о Космосе, планетах Солнечной системы, просмотр готового образца панно;
- викторина «Что я знаю о Космосе»;
- игра «Доскажи словечко»;
- практическая часть: нанесение шпатлевочной основы на лист ДВП, набросок эскиза, приклеивание объемных декоративных элементов, раскрашивание, закрепление лаком.
Заключительная часть:
- подведение итогов;
- просмотр выполненных панно;
- поздравление присутствующих;
- получение учащимися домашнего задания;
- уборка рабочего места.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем открытое занятие. Для начала проверим посещаемость (проводится перекличка детей по журналу).
Тема нашего занятия: «Изготовление декоративного панно из шпатлевки «Рождение Вселенной». Целью занятия станет обучение вас изготовлению декоративного панно из оконной шпатлевки и различного бросового материала.
Объемные и фактурные картины практически всегда смотрятся "дорого" и особенно изыскано. Такая картина будет шикарно смотреться в доме, в офисе, в зале кафе и даже на даче. Изучив последовательность несложных манипуляций, вы сможете создавать свои собственные шедевры именно под ваш интерьер, именно в вашем любимом цветовом ключе - индивидуальные, неповторимые и изысканные.
Как правило, все объемные картины выполняются шпатлевкой с добавлением клея ПВА. Оба этих недорогих материала можно купить в любом строительном магазине. Бросовый материал можно найти в любом доме.
Для успешного проведения занятия необходимы материалы и инструменты, такие как: лист ДВП размером 40х60 см., клей ПВА, силиконовый клей, пистолет для использования силиконового клея, простой карандаш, синтетические кисти различного размера, мастихин, белоснежная оконная шпатлевка, гуашь, вода, пластиковые, стеклянные и силиконовые шарики разного диаметра, акриловый глянцевый лак-спрей, багетная рамка.
Проверьте наличие вышеперечисленного на своём рабочем месте (дети проверяют).
В начале занятия еще раз напоминаю о правилах безопасности:
Содержите рабочее место в чистоте, уберите
посторонние предметы.
Во время работы будьте внимательны, не отвлекайтесь и не отвлекайте других;
Передавайте колющие и режущие предметы и
располагайте на столе ручкой от себя;
Не режьте ножницами на ходу;
Будьте аккуратны при работе со шпатлевкой, гуашью и лаком следите чтобы материал не попадал в рот, глаза и на одежду;
Соблюдайте технику безопасности во время работы с клеевым пистолетом (представлено наглядное пособие).
О, космос! Ты – предел мечтаний!
Ты покоряешься, но нами ты ещё не покорён.
Полны твои глубины сказок без названий,
Перед которыми встаём мы на поклон!
Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале ХХ века. Естественно, развитие авиации и космических технологий повлияло и на зрительное восприятие художников и дизайнеров.
Что же нового привнесла в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?
Для большинства из нас первый полет в самолете - переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.
Искусство "космического века" вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, - и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого.
Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества.
Если в 60-х почти каждый мальчишка мечтал стать космонавтом, то теперь, к сожалению, интерес к тайнам звездного неба сильно ослаб. Астрономия исключена из обязательной школьной программы, знания молодежи о космосе поверхностны. Именно поэтому я, как руководитель кружка декоративно-прикладной направленности ставлю своей целью пробудить ваш интерес к теме Космоса и Вселенной, мягко подтолкнуть к созданию работ на эти темы, чем вызвать стремление к изучению тайн Вселенной и космических просторов.
| | |
Дорогие ребята, в 12 апреля 2016 года исполнилось 55 лет со дня первого полёта человека в космос. Этот день навсегда вошёл в мировую историю, как День покорения космоса. В этот день Человек впервые преодолел притяжение Земли и вырвался на просторы Вселенной. И сделал это наш соотечественник - Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл дорогу в Космос другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, вышел в открытый космос, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полёт был самым трудным и опасным.
Юрий Гагарин – это имя, которое знают во всех странах мира. Космонавтов в мире уже множество, но самым известным, самым великим из них навсегда останется наш Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт №1.
До полета первого человека, в космос запускали спутники. Первый искусственный спутник Земли – был запущен 4 октября 1957 года, 3 ноября 1957 года - уже полетела собака Лайка, а 19 августа 1960 года уже не просто полетели, а слетали и вернулись на Землю советские собаки – Белка и Стрелка. Так началась эра освоения Космоса.
С далёких времён люди мечтали заглянуть в космос. Первым российским мечтателем, дерзнувшим возомнить человека птицей, покорителем звёздных миров был русский учёный - Николай Егорович Жуковский. Он, как и его предшественники, начал наблюдать за полётами птиц. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, и основал современную аэродинамику. И его мечта сбылась в 20 веке, благодаря другому выдающемуся русскому учёному и изобретателю – Константину Эдуардовичу Циолковскому, разработавшему теорию межпланетных полётов и основы ракетостроения. Многие из современников считали его безумцем, но именно его труды смогли наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
А первый выход в космос был совершён в марте 1965 года Леоновым Алексеем Архиповичем. Подготовка к нему была немалой – три года. Продолжительность пребывания в открытом космосе была всего 12 минут 9 секунд, но это была ещё одна наша победа.
Первым космонавтом, сделавшим многовитковый полёт вокруг Земли, стал тоже наш соотечественник, космонавт № 2 – Герман Титов.
Первая женщина-космонавт тоже наша соотечественница - Валентина Терешкова. Она совершила свой полёт 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Её подвиг продолжила другая женщина-космонавт - Светлана Савицкая. Спустя девятнадцать лет (1982 г.) она стала первой женщиной, которая вышла из корабля («Салют-7») в открытый космос и пробыла там 3,5 часа. Они с честью выполнили свою работу и доказали, что российские женщины способны на многое, даже на полёт в космические просторы Вселенной. Мировой рекорд по пребыванию женщины на орбите Земли принадлежит тоже россиянке - Елене Кондраковой. Она провела на космической станции «Мир» 169 суток 5 часов 1 минуту. Первый космический аппарат, совершивший в январе 1966 года посадку на Луне, тоже был российским советским изобретением – это станция «Луна-9». Затем был «Луноход-1», который проработал на поверхности Луны почти 10 месяцев, проехал 10 540 м и передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Российский космонавт Валерий Поляков установил мировой рекорд по пребыванию человека в космосе – 437 суток 17 часов 58 минут. Полёты становятся всё более длительными. Изменились и сами космические корабли за это время. Теперь это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Много полезных работ выполняют эти космические аппараты – станции (МКС). С них ведутся наблюдения за солнцем, звёздами. Они собирают метеосводки о погоде и передают их на Землю. Через спутники связи информация транслируется на радио и телевидение. Космические корабли ведут военную разведку и разведку полезных ископаемых Земли. Спутники следят за тем, что человек делает на Земле, наблюдают за состоянием воды, воздуха, сельскохозяйственными посевами, ведут наблюдения за лесами и помогают кораблям и людям, терпящим бедствия. Словом, много нужных и полезных работ проводится с помощью космических аппаратов. И сейчас мечты о космических путешествиях становятся реальностью. И кто знает, может кто-то из вас через сколько-то лет полетит на встречу с другими цивилизациями или в космическое туристическое путешествие посмотреть другие миры и планеты. Сегодня для нас кажется привычным, что с Земли стартуют космические корабли, стыкуются космические аппараты, на космических станциях месяцами и даже уже годами живут и трудятся космонавты.
А совсем недавно это было мечтой и фантастикой. И когда 55 лет назад, 12 апреля 1961 года в космос впервые в мире поднялся человек на космическом корабле «Восток-1» - это было невероятным событием и огромной сенсацией во всём мире. Этим Человеком был наш соотечественник, наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Всего 108 минут длился его полёт, но он ответил на главный вопрос: полёты в космос возможны. Космос покорился Человеку.
Практическая работа:
Сегодня, в продолжение нашей космической темы, мы изготовим декоративное панно «Рождение Вселенной» из шпатлевки и бросового материала.
Для основы панно нам понадобиться лист тонкого ДВП размером 40х60 см. Покрываем лист толстым слоем белоснежной оконной шпатлевки, смешанной с клеем ПВА.
Даем просохнуть.
Пока наша основа для панно подсыхает, проведем маленькую викторину: «Что я знаю о Космосе?». Отвечаем на вопросы:
(Константин Эдуардович Циолковский)
(Космодром)
(Ракета)
(Юрий Гагарин)
(Валентина Терешкова)
(А. Леонов)
(Скафандр)
(Белка, Стрелка)
(Светлана Савицкая)
(Валерий Поляков)
(Первый полёт человека в космос)
Итак, основа под панно готова. Теперь наносим эскиз карандашом. После нанесения эскиза, с помощью силиконового клея приклеиваем к основе объемные детали из бросового материала (различные пластиковые и резиновые мячики (разрезанные на две половины), стеклянные и пластиковые бусины), имитирующие планеты и звезды.
С помощью кистей и мастихина наносим шпатлевку на приклеенный материал и формируем рельеф панно.
Оставляем подсыхать.
Пока наше панно подсыхает, мы сыграем в космическую игру «Доскажите словечко…»:
***
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть, чтоб
Нужен мощный …
(телескоп)
***
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
(луна)
***
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
(ракета)
***
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …
(космонавт)
***
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
Умный дядя…
(астроном)
***
В черных дырах темнота
Чем-то черным залита.
Там окончил свой полет
Межпланетный…
(звездолет)
***
Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные…
(галактики)
***
А галактики летят
В рассыпную, как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся…
(Вселенная)
А теперь продолжим работу. Следующим нашим шагом будет раскрашивание панно гуашью. Для того чтобы сделать рельеф более выраженным, а цвета более насыщенными, гуашь смешивают с шпатлевкой и только после этого наносят.
Наше декоративное панно практически готово.
После того как высохнет гуашь, мы покрывает рисунок глянцевым лаком-спреем и оформляем рамочкой-багетом.
Наше панно готово.
Теперь мы со своими работами можем принять участие в выставке-конкурсе «Космические фантазии».
Домашнее задание:
Домашним заданием для вас будет изготовление игрушки-инопланетянина из любого бросового материала. Подойдите к этому заданию творчески, на следующем занятии мы проведем конкурс на лучшую игрушку.
Спасибо ребята, вы отлично поработали и многому научились, замечательно играли и хорошо отвечали на вопросы. Вы, надеюсь, много нового открыли для себя на этом занятии, узнали интересные исторические факты из отечественной космонавтики, которые пригодятся вам в жизни. А кто-то захочет, может быть, стать космонавтом или космическим исследователем и учёным.
На сегодня занятие закончено, перед уходом не забудьте привести свое рабочее место в порядок.
Литература:
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М., 1995.
Комарова Т. С. “Дети в мире творчества” – Москва: Мнемозина, 1995.
Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М.: Просвещение, 1985.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1989.
Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий: Учебник для худ. пром. училищ и училищ прикладного искусства. -М.: Сов. художник, 1984.
Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. -М.: Сов. художник.
Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. -М.: Сов. художник, 1986.
Марк Брейк. Самые-самые большие загадки времени и пространства.
Кристин Санье. Космос.
Людмила Петрановская. Звездное небо.
Александр Ткаченко. Летающие звезды.
Стивен Хокинг, Люси Хокинг, Гальфар Кристоф. Джордж и тайны Вселенной.
Глен Мерфи. Про космос, черные дыры и все такое прочее.
Ник Горькавый. Небесные механики.
Интернет-ресурсы: http://www.myshared.ru/, http://www.masterclassy.ru/