16.12. 2015 г.
3 группа, 2 год обучения
Открытое занятие кружка
«Мир игрушки» по теме:
«Изготовление сувенирной новогодней елки из изолона»
Руководитель кружка: Хаведжи-Пона Эльвира Асановна
Художественно-творческая деятельность, включающая в себя в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей любого школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
В процессе изготовления сувениров-подарков создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, учителю важно наполнить слово “красивое” конкретным содержанием.
Кроме того, в процессе работы над созданием сувенира у ребенка развивается фантазия, воображение, логическое мышление, память, умение работать самостоятельно. Воспитывается трудолюбие и художественный вкус, формируется творческое отношение к труду, вырабатываются навыки и умения, которые пригодятся в жизни.
Для создания самых разнообразных поделок, игрушек и сувениров помимо определенного поделочного, природного и различного, специально приобретаемого материала можно воспользоваться так называемым бросовым материалом, который всегда есть под рукой.
Работа с бросовым материалом учит детей бережливому отношению к природе, обращает их внимание на проблему утилизации мусора. И даже если изготовление поделок не решает глобальную проблему утилизации, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе. Эстетические переживания, вызванные общением с природой, воспитывают любовь к Родине, прививают вкус к прекрасному. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования: поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения домашнего интерьера, для подарков, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться). При планировании работы с учащимися, необходимо учитывать возрастные особенности детей: правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом; продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений; процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции; дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы, тщательно соблюдать технику безопасности.
Тип занятия: практическое.
Цель занятия:
привить детям практические трудовые навыки, воспитать у них художественный вкус, развить творческую активность, фантазию, воспитать в них бережное отношение к природе. Данная разработка сочетает в себе не только различные виды практической работы по изготовлению сувениров, но и знакомят детей с экологическими проблемами нашей планеты, в частности – утилизацией мусора и различных бытовых отходов.
обучение учащихся изготовлению сувенирной новогодней елочки из бросового материала – строительного утеплителя «Изолон».
Задачи:
1. Обучающая: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие; научить изготовлению сувенира-елочки из бросового материала «Изолон», безопасным способам и приемам работы с режущими предметами и с клеевым пистолетом.
2. Развивающая: развивать творческие способности, художественный вкус, самостоятельность на основе организационно-практических умений.
3. Воспитательная: воспитание уважения и бережного отношения к природе, привитию навыков культуры труда.
Форма занятий: беседа, практическая работа, объяснение нового материала, закрепление пройденного.
Оборудование: ножницы, силиконовый клей, пистолет для использования силиконового клея, простой карандаш, строительный утеплитель «Изолон», мелкие елочные украшения – шарики, мишура, образец готового изделия, наглядная инструкция по технике безопасности для работы с клеевым пистолетом.
Структура занятия:
Организационная часть:
- приветствие учащихся;
- проверка посещаемости;
- сообщение темы и цели занятия;
- проверка подготовки необходимых материалов и инструментов;
- инструктаж по технике безопасности;
Основная часть:
- закрепление изученного материала на предыдущем занятии;
- объяснение нового материала, рассказ о бережном отношении к природе, экологическом загрязнении нашей планеты и проблемах его решения, в частности – утилизации мусора, просмотр готового образца сувенира;
- загадка о мусоре;
- познавательная игра-головоломка «Совок»;
- практическая часть: изготовление основы-конуса и деталей елочки, склеивание деталей между собой, декорирование мишурой и игрушками.
Заключительная часть:
- подведение итогов;
- просмотр выполненных сувениров;
- поздравление присутствующих;
- рефлексия – проверка эмоционального состояния учащихся;
- получение учащимися домашнего задания;
- уборка рабочего места.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем открытое занятие.
Для начала проверим посещаемость (проводится перекличка детей по журналу).
Тема нашего занятия «Изготовление сувенирной новогодней елки из изолона». Целью занятия станет обучение мною вас конструированию и сборке новогоднего сувенира – елочки из бросового материала, строительного утеплителя «Изолон». Что такое изолон? Изолон – это эластичный полиэтиленовый материал, используемый в строительстве и проведении ремонтных работ утеплитель зданий. При его использовании остается много мусора, который загрязняет нашу планету (к слову, полиэтилен разлагается в земле от 500 до 2000 тысяч лет.) Для утилизации такого материала используются специальные мусороперерабатывающие заводы. Мы с вами, конечно в настоящее время не можем решить эту проблему глобально, но внесем небольшой вклад в ее временное решение: изготовим деталь интерьера – сувенир.
Для успешного проведения занятия необходимы материалы и инструменты, такие как: ножницы, силиконовый клей, пистолет для использования силиконового клея, простой карандаш, строительный утеплитель «Изолон», мелкие елочные украшения – шарики, мишура.
Проверьте наличие вышеперечисленного на своём рабочем месте (дети проверяют).
В начале занятия еще раз напоминаю о правилах безопасности:
Содержите рабочее место в чистоте, уберите
посторонние предметы.
Во время работы будьте внимательны, не отвлекайтесь и не отвлекайте других;
Передавайте колющие и режущие предметы и
располагайте на столе ручкой от себя;
Ножницы во время работы должны находиться справа
кольцами к себе, лезвия ножниц должны быть сомкнуты, при работе с ними необходимо следить за
направлением резания, придерживая заготовку пальцами левой руки;
Передавать ножницы можно кольцами вперёд с
сомкнутыми лезвиями;
Не режьте ножницами на ходу;
Соблюдайте технику безопасности во время работы с клеевым пистолетом (представлено наглядное пособие).
С древних времен перед человечеством стояла проблема мусора, но никогда она не стояла так остро как сейчас. Среднестатистический житель выбрасывает за год более 360 кг твердых бытовых отходов, и в это число не входят промышленные и строительные отходы, которых мы выбрасываем намного больше. Весь этот мусор нуждается в утилизации, то есть в уничтожении или переработке. На одного человека приходится 1 т мусора в год.
«Что такое мусор?» Мусор – это то, что стало нам уже не нужным.
Какие виды мусора вы знаете? Мусор бывает 3 видов: промышленный мусор (отходы производства больших заводов и фабрик), строительный мусор (отходы строительных и отделочных материалов), бытовой мусор (пищевые отходы, жестяные банки, бумага, стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и пр.) Мало кто знает, что… стеклянная бутылка разлагается 1 миллион лет, полиэтиленовый пакет – от 500 до 2000 лет, окурки сигарет – от 1 до 5 лет, огрызок яблока – 1-2 месяца, в некоторых случаях дольше.
Какие виды утилизации мусора вы знаете? 1. сжигание мусора; 2. переработка мусора; 3. организация свалок; 4. поделки из бытового мусора.
Практическая работа:
Сегодня, в преддверии новогодних праздников и поддержу нашей родной планеты мы с вами изготовим новогоднюю елочку-сувенир из бросового материала «Изолон». Такой материал наверняка остается у всех, у кого в доме был ремонт.
Для начала нам необходимо сделать из изолона конус. Вырезаем из утеплителя квадрат, сворачиваем его в конус, края скрепляем силиконовым клеем. Будьте очень осторожны при работе с клеевым пистолетом.
Теперь обрезаем нижний край равно. Основа нашей елочки готова.
Сделаем маленькую переменку, отгадайте загадку: «Когда наводят дружно порядок и уют, все, что всем не нужно, мне люди отдают». Правильно: «Мусорное ведро».
А теперь небольшая игра головоломка «Совок».
Задание: из спичек сложен совок, внутри которого находится мусор. Переместите всего 2 спички так, чтобы мусор оказался вне совка. Можно менять положение совка в пространстве, но его форма должна оставаться неизменной.
Продолжаем работу над нашей елочкой.
Теперь из утеплителя вырезаем кружочки диаметром 6 -7 сантиметров в количестве 40 штук.
У каждого кружочка склеиваем между собой нижние края, так чтобы получилась маленькая воронка. Оставляем остывать. Когда все 40 кружочков готовы, приступаем к склеиванию деталей. Начиная с основания конуса, аккуратно приклеиваем наши воронки по кругу, от низа к верху.
После того, как все детали приклеены, украшаем елочку мишурой и шариками по желанию.
Наша чудесная елочка готова! Замечательный подарок родным и друзьям. Мы не только сделали с вами красивый сувенир, но также внесли свой вклад в утилизацию строительного мусора и чуть-чуть помогли нашей планете.
Проверка работ, выявление допущенных ошибок.
Домашнее задание:
Домашнее задание у вас будет интересное и творческое. Сделайте красивую подставочку для вашей елки. Нарисуйте и украсьте ее. Проявите фантазию, ваши близкие будут очень рады.
Спасибо детки, хорошо поработали, многому научились. Любите и охраняйте нашу планету и природу. На сегодня занятие закончено, перед уходом не забудьте привести свое рабочее место в порядок.
Литература:
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М., 1995.
Комарова Т. С. “Дети в мире творчества” – Москва: Мнемозина, 1995.
Гринин, А. С. Промышленные и бытовые отходы: хранение, утилизация, переработка: [учеб. пособие] / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. – Москва: ФАИР- ПРЕСС, 2002.
Интернет-ресурсы: http://www.myshared.ru/, http://www.masterclassy.ru/