Интерактивная доска, слайды, плакаты, учебники, карточки, прибор теодолит и штатив.
Литература: Родионов В.И. «Геодезия»,в.И. Родионов, В.Н. Волков «Задачник по геодезии»
План проведения занятия
Организационная часть- 3мин
2. Презентация команд – 5мин
Первая команда: «Ориентир»
Вторая команда: «Точность»
3. Игра - 65 мин
4. Подведение итогов урока, награждение команды – 5мин
5. Выдача домашнего задания – 2мин
Ход урока
1. Организационная часть
проверка готовности учащихся и аудитории к занятиям.
проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих в журнале.
В конце каждого тура команды оцениваются по 5 балльной системе.
Учащийся Топаев Бахытбек объяснит и покажет устройство теодолита 2Т30.
2. Презентация команд
3. Игра
I –тур
Поверки теодолитов
Преподаватель: поверки выполняют для того, чтобы убедиться в выполнении условий взаимного расположения геометрических осей теодолита и в случае нарушения этих условий исправить положение той или иной оси.
Существуют 4 вида поверок: поверка уровня, поверка сетки нитей, поверка визирной оси, поверка оси вращения трубы.
(Учащиеся показывают и объясняют на интерактивной доске.)
Поверки команды: «Ориентир»
1) Поверка уровня
Ось цилиндрического уровня на алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси вращения алидады.
Перед выполнением поверки выполняют горизонтирование теодолита. Затем устанавливают уровень по направлению двух подъёмных винтов и с их помощью приводят пузырёк в нульпункт. Поворачивают алидаду на 180º.
Если пузырёк уровня остался в нульпункте, то требуемое условие выполнено – ось уровня перпендикулярна к оси вращения алидады. Если пузырёк уровня ушел из нульпункта, исправительными винтами уровня изменяют его наклон, перемещая пузырёк в сторону нульпункта на половину отклонения.
Рис .1. Поверка уровня
2) Поверка сетки нитей
Вертикальный штрих сетки нитей должен быть перпендикулярен к оси вращения зрительной трубы.
Наводят вертикальный штрих сетки нитей на точку и наводящим винтом трубы изменяют ее наклон. Если изображение точки не скользит по штриху, сетку нитей надо повернуть. Для этого поворачивают корпус окуляра, ослабив четыре винта его крепления к зрительной трубе (рис.2).
Визирная ось трубы должна быть перпендикулярна к оси вращения трубы.
Если визирная ось перпендикулярна к оси вращения трубы, то отсчёты по горизонтальному кругу при разных положениях вертикального круга (круг
слева и круг справа) и наведении на одну и ту же точку будут различаться ровно на 180º. Если разность отчетов отличается от 180°, то ось вращения трубы не перпендикулярна к визирной оси (рис.3). При этом соответствующие отсчёты Л и П отличаются от правильных значений на одинаковую величину с, получившую название коллимационной ошибки.
При выполнении поверки визируют на удалённую точку при двух положениях круга и берут отсчёты Л и П. Вычисляют коллимационную
погрешность с = (Л - П ± 180°) ¤ 2, которая не должна превышать двойной точности теодолита.
Если коллимационная погрешность велика, то наводящим винтом алидады устанавливают на горизонтальном круге верный отсчёт, равный (Л - с) или (П + с). При этом центр сетки нитей сместится с изображения точки. Отвинчивают колпачок, закрывающий винты сетки нитей, ослабляют один из вертикальных исправительных винтов, и, действуя горизонтальными
исправительными винтами, совмещают центр сетки нитей с изображением точки. Закрепив ослабленные винты, поверку повторяют.
Рис 3. Поверка визирной оси: ss - визирная ось; tt - верное положение оси вращения трубы; t1t1, t2t2 -положение оси вращения трубы при круге право и круге лево.
2) Поверка оси вращения трубы
Ось вращения трубы должна быть перпендикулярна к оси вращения алидады.
Установив теодолит вблизи стены здания, визируют на высоко расположенную под углом наклона 25 - 30º точку Р (рис. 4). Наклоняют трубу до горизонтального положения и отмечают на стене проекцию центра сетки нитей. Переводят трубу через зенит, вновь визируют на точку Р и отмечают её проекцию. Если изображения обеих проекций точки не выходят за пределы биссектриссы сетки нитей, требование считают выполненным. В противном случае необходимо исправить положение оси вращения трубы. Исправление выполняют в мастерской, изменяя наклон оси.
Рис.4. Поверка оси вращения зрительной трубы
Оцениваем: активность, знание.
(Подводим итоги первого тура, оцениваем команды по 5 балльной системе).
II-тур
«Кто – сильнее, кто- умнее?!»
Второй тур состоит из 5 задач, для каждой команды.
(Командам раздаются карточки с заданиями).
Задачи для команды «Ориентир»
Задача №1.
Определить румб линии r по заданному азимуту.
А=234°17´
r-?
Решение:
Формула: 3 четверть (ЮЗ) r= А-180
r=234°17´-180=54°17´
234°17´
- 180
= 54°17´
Задача №2.
Определить МО вертикального круга теодолита ТТ5 по отсчетам.
П=5°26´, Л=354°36´
Решение:
Формула: МО=П+Л+360°/2
МО=5°26´+354°36´+360°/2=720°02´/2=360°01´
Задача №3.
По измеренному дирекционному углу α2-3=110°07´ стороны 2-3 и внутреннему углу β2=83°14´. Определить дирекционный угол α3-4.
Дирекционный угол α3-4 определяют по формуле
α3-4 = α обр3-2 -β2= α2-3+180-β2
Решение:
α3-4 =110°07´+180-83°14´=206°53´
110°07´
+ 180
290°07´
- 83°14´
206°53´
Задача № 4
Определить румб линии 2-3, если r1-2=СВ:55°00´
Β2=95°08´
Решение:
R2-3=180-( r1-2+β2)
R2-3=180-(55°00´+95°08´)=29°52
Задача №5
Измеренные углы хода приведены в табл. Исходный дирекционный угол
α1-2= 12°30´
( Задачник по геодезии стр.82)
Задачи для команды «Точность»
Задача №1.
Дан румб линии r. Определить азимут этой же линии.
r=ЮЗ:73°26´
Решение:
А=180+ r
А=180+73°26´=253°26´
Задача №2.
Вертикальный угол измерен теодолитом Т30. Найти МО вертикального круга при П=5°21´,Л=174°40´
Задача №3. По дирекционным углам α1-2=67°12´ и α2-3=147°09´ сторон 1-2 и 2-3, образующим справа по ходу лежащий внутренний угол β2, определить его величину.
Решение:
В2=αобр1-2 – α2-3,
Обратный дирекционный угол αобр=α1-2±180
Подставив значение обратного дирекционного угла, получим:
Β2=α1-2+180 –α2-3
В2=67°12´+180-147°09´=100°03´
+180°
247°12´
- 147°09´
100°03´
Задача №4.
Определить румб линии 2-3.
R1-2=ЮЗ:21°20´
В2=89°16´
Решение:
R2-3=180-(21°20´+89°16´)=69°24´
21°20´ 180
+ 89°16´ - 110°36
110°36´ 69°24´
Задача №5
Измеренные углы хода приведены в табл. Исходный дирекционный угол
α1-2= 323°07´
(книга «Геодезия» стр.126-127)
Проверяем задачи.
Оцениваем: знание, быстроту,организованность команды, активность.
(Подводим итоги второго тура, оцениваем команды по5 балльной системе).
III-тур
Теодолитная съемка
С каждой команды выходят по 2 учащихся для теодолитной съемки, им даются 2 точки, которую они должны снять. И по точкам КП (круг право) и КЛ( круг лево) надо найти средний отсчет угла β2.
Одновременно командам даются формат А1 и маркеры, за время пока
учащиеся делают теодолитную съемку команды составляют кроссворд и сдают жюри для оценки.
Оцениваем: активность, знание, быстроту и организованность команды.
(Подводим итоги третьего тура, оцениваем команды по5 балльной системе)
IV- тур
Работа с карточками
(Каждый обучающийся выбирает карточку, дается время на подготовку.)
Карточка №1
Что такое штатив?
Карточка №2
Основные правила обращения с теодолитом и уход за ним.
Карточка №3
Что такое азимут?
Карточка №4
Что такое верньер?
Карточка №5
Место нуля – это ….
Карточка №6
Расскажите, про прибор дальномер.
Карточка №7
Расскажите, про прибор эккер.
Карточка № 8
Что такое теодолитная съемка?
Карточка №9
Что такое камеральная подготовка?
Карточка №10
Рекогносцировка – это …
Карточка №11
Начертите схему замкнутого теодолитного хода.
Карточка №12
Начертите схему разомкнутого теодолитного хода.
Карточка №13
Что такое полигонометрия?
Карточка №14
Абрис – это …
Карточка №15
Напишите формулу вычисления дирекционных углов и румбов замкнутого теодолитного хода