III. Формирование новых понятий и способов действий. (15 мин.)
Рассмотрим основные понятия.
Перекресток – это место пресечения, разветвления или слияния дорог на одном уровне. Существуют следующие виды перекрестков в зависимости от геометрических форм:
Х – образный, когда дороги пересекаются под углом 90º(плакат)
Т – образный (плакат)
У – образный (плакат)
Перекресток с круговым движением «кольцо» (доска).
В зависимости от назначения перекрестки делятся на:
Регулируемые перекрестки (светофор или регулировщик);
Нерегулируемые, которые подразделяются на равнозначные (нет знаков или знак 1.6) и неравнозначные (знаки приоритета).
При подъезде к перекрестку водитель должен в первую очередь оценить вид перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. Если перекресток нерегулируемый, то водитель определяет его вид, предназначен он для равнозначных дорог, или неравнозначных дорог. Рассмотрим нерегулируемый перекресток равнозначных дорог. Тут существует ряд правил:
При повороте налево или развороте водитель обязан пропустить транспортные средства движущиеся навстречу или поворачивающие направо.
При пересечении траекторий движения транспортных средств, должен уступить водитель, у которого имеется помеха справа, это называется правило правой руки.
При одновременном движении трамвая и колесных транспортных средств, трамвай пользуется преимуществом при проезде перекрестков, т. е. его все обязаны пропускать. Это связано с тем, что трамвай привязан к рельсам и не может маневрировать, а также тормозной путь его на много больше.
Если водитель оказался на нерегулируемом неравнозначном перекрестке, то здесь необходимо в первую очередь определить по знакам приоритета кто находится на главной дороге, а кто на второстепенной. Если траектории движения ТС, находящихся на главной дороге, пересекаются, то вступает в силу правило помехи справа, у кого помеха справа тот и пропускает, следовательно, у кого этой помехи нет то едет первый. Затем как только ТС уехали с главной дороги, начинают движения автомобили с второстепенных дорог и снова, если есть пересечение траекторий, то тот, у кого есть помеха справа, должен уступить. Требуется особое внимание, если главная дорога меняет направление на перекрестке, но правила остаются те же.
Это то, что касается нерегулируемых перекрестков. У кого есть вопросы?
А теперь мы переходим к регулируемым перекресткам. То есть к тем перекресткам, где имеется светофор, работающий в режиме красный, желтый, зеленый, или регулировщик. (Ребята кто такой регулировщик?)
На разрешающий сигнал светофора (зеленый) или жест регулировщика, транспортные средства, поворачивающие налево или разворачивающиеся, должны пропустить автомобили движущиеся прямо или направо.
При пересечении траекторий движения трамвая и колесных ТС, последние обязаны пропустить трамвай, за исключением того случая, когда трамвай движется на дополнительную секцию включенную при основном красном сигнале светофора.
Водитель транспортного средства при движении на дополнительную секцию, включенную при основном красном сигнале светофора должен пропустить все транспортные средства, движущиеся на основной зеленый сигнал светофора.
Водитель, выехавший на перекресток, на зеленый сигнал светофора обязан продолжить движение при условии, что на перекрестке нет стоп – линии, даже не смотря на сигнал светофора, но если посередине перекрестка имеется стоп – линия и светофор, водитель обязан подчиниться сигналам светофора на выходе.
Прежде чем начать движение на разрешающий сигнал светофора или регулировщика, водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части, а также транспортным средствам закончить маневр (поворот или разворот).
На столах находятся опорные конспекты, еще раз обратите внимание на изученный материал.
IV. Закрепление изученного материала на уроке. (12 мин.)
Закрепление изученного материала проводится:
а) фронтальным опросом и с использованием карточек ;
б) индивидуально при опросе основных понятий по теме.