Просмотр содержимого документа
«План-конспект теоретического занятия Снежные убежища »
Министерство Образования Пермского края
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
Дополнительного Образования Детей
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»
г. Кунгура
Утверждаю
руководитель учреждения (зам. по учебной части)
«__»_________________2014г.
План-конспект на проведение теоретического занятия
Тема: Снежные убежища
Педагог дополнительного образования:
Решетникова Светлана Сергеевна
Цель: дать представление о видах снежных убежищ,
Задачи: - ознакомить детей с понятием и классификацией снежных убежища
- формирование умения самостоятельно построить выбранный вид снежного убежища в зависимости от глубины снежного покрова и его прочности.
- способствовать развитию логического мышления, памяти и внимания учащихся
Форма занятий: теоретическое в помещении
Время: 1 час (45 минут)
Место: учебный класс
Состав группы: 15 человек, 7 мальчиков/8 девочек, 2005-2006 г. рождения/второй класс, первый год обучения.
Материальное обеспечение:
- гамаши
- варежки
- сахар (рафинад), печенье (соломка), кусок полиэтиленового пакета (один макет на парту. Для одного макета понадобится: 32 кубика сахара, 3 «соломинки», 1 кусок полиэтиленового пакета)
- проектор
- компьютер
- тесты (по количеству обучающихся)
-тетради и ручки
Меры безопасности:
Раздел 2: Содержание теоретического занятия
№
Содержание лекции
Время
Методические указания
I
Вступительная часть (вводная):
Учащиеся занимают места за партами. Приветствие. Проверка наличия уч-ся. Приготовление письменных принадлежностей. Объявление темы и цели занятия.
1-3 мин
- После вступительной части показ презентации (Приложение №2)
- Когда переходим к алгоритму строения самой снежной хижины, обучающимся предлагается собрать макет с помощью предложенного материала. Обучающиеся из рафинада возводят стены снежной хижины, затем «соломкой» выкладывают перекладины крыши, закрывают крышу пленкой и прижимают его сахаром - «снежными блоками».
- В завершении лекции демонстрируется туристическое снаряжение (гамаши и варежки).
II
Основная часть:
Содержание лекции (Приложение №1)
34-27 мин
III
Заключительная часть:
Решение предложенного теста индивидуально (Приложение №3)
10-15 мин
Обучающиеся решают тест. Разбор теста, оценка деятельности занимающихся, установка на следующие практическое занятие на местности, литература для самостоятельной работы.
Раздел 3:
1. Общие указания методического характера.
После теоретического занятия и выбора снежного убежища для строительства, провести в выходные практическое, на местности со строительством этого убежища. Мое теоретическое занятие проводится перед участием в конкурсе «Выживание в природной среде» для учащихся ДДЮТиЭ. Конкурс проводится ранней весной на урочище «Байдарашки», поэтому выбор снежного убежища заранее мной предопределен. И является оптимальным для данной местности и погодных условий, своим занятием я подвожу детей к выбору именно данного снежного убежища.
Список литературы
Для преподавателя:
Книга которая спасет вам жизнь А.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2009г.
Чтобы намерзнуться не обязательно куда-то ехать. Зубы стучат совершенно одинаково и во льдах Северного Ледовитого океана, и на автобусной остановке в ожидании запаздывающего транспорта.
И так что же такое снежное убежище? ( Убежище которое капается в снегу)
Для чего человеку надо строить снежное убежище? (Защита человека от холодовых поражений)
Снежные убежища условно можно разделить на три категории: снежные монолитные, блочные и каркасно-блочные.
Снежные убежища монолитные — это убежища целиком сооруженные из снега без использования каких-либо других материалов. Чаще всего снежные убежища копаются в глубоком сугробе или надуве. К ним в первую очередь относятся пещеры, берлоги, ямы и пр.
Блочные убежища — убежища, построенные из снежных блоков и кирпичей без использования других материалов. Это иглу, снежные домики, землянки и пр.
Каркасно-блочные убежища — это убежища, в конструкции которых кроме снега используются дополнительные материалы: стволы деревьев, жерди, лыжи, лыжные палки, ветки и пр., выполняющие роль силового каркаса для удержания снежных блоков, образующих стены. Это снежные хижины, траншеи и т. п.
Упомянутые типы конструкций далеко не исчерпывают список снежных убежищ, используемых в практике аварийных ситуаций. Нередко потерпевшие строят убежища, включающие в себя элементы самых разных конструкций.
Другая классификация рассматривает убежищас точки зрения их теплосохраняющих свойств и разделяет все известные снежные убежища на два типа — открытые и закрытые.
Снежные убежища открытого типа (снежные хижины,траншеи, чумы и пр.) отличаются тем, что в их конструкциях кроме снега используются традиционные материалы — ткань, полиэтилен (обычно из них сооружается крыша или одна из стен), либо тем, что вход в убежище расположен на уровне жилого помещения или выше него. Отсюда за счет просачивания теплого воздуха в стыках между разнородными материалами или выветривания тепла через входные отверстия, расположенные на уровне пола или выше, в открытых убежищах довольно прохладно. Убежища открытого типа хорошо защищают от снегопада, ветра, в меньшей степени от мороза.
Гораздо надежнее убежища закрытого типа (пещеры, берлоги, иглу, норы и пр.). Строятся они целиком из снега (копаются в монолитных сугробах либо возводятся из снежных кирпичей-блоков). В отличие от убежищ открытого типа, они не имеют «швов» в местах соединения разнородных строительных материалов, а входное отверстие у них расположено ниже уровня пола. Подобные конструктивные особенности препятствуют выдуванию тепла из внутренних помещений, в результате чего внутри убежища образуется своеобразная «тепловая подушка» с постоянной околонулевой температурой. Снежные убежища закрытого типа надежно защищают человека от воздействия низких температур, ветра.
Строительство снежных убежищ. НАДО:
1. Выбирать место под строительство убежища и снежный покров, наиболее удобные для избранной конструкции.
2. Не ускорять строительство за счет качества. Лучше строить долго, но один раз, чем быстро, но десять! Надо чтобы при устройстве бивака все участники группы выполняли какую-нибудь работу Если один капает остальные участники группы должны оказывать строителю необходимую помощь — выгребать из тоннеля снег, резать и подавать снежные блоки, ломать лапник, заготовлять дрова и т. п.
3.При рытье пещер, ям, берлог работать на подстилке из водонепроницаемого материала.
4.Копать пещеры с помощью пил, мисок и тому подобных инструментов.
5.Щели в блочных убежищах (иглу, домиках и пр.) следует затереть снегом.
6.После завершения строительства желательно высушить одежду на костре.
Выбор конкретного снежного убежища зависит от глубины снежного покрова, его прочности.
Мы с вами имеем исходные материал мелкий снег отсутствие или средний наст, контрольное время 2 часа. И вместительность убежища должна быть 6 человек, а также возможность использования тента или полиэтиленовой пленки.
Что такое наст? (Когда зимой или в начале весны температура на улице поднимается выше нуля – оттепель, снег начинает быстро таять. Когда же температура вновь понижается, всюду образуется гололедица, а на поверхности снега тонкая и твердая ледяная корка.)
В таких условиях возможно возвести простейшее убежище с использование тента или полиэтилена - снежную хижину.
Снежная хижина представляет из себя выкопанную в снегу, вплоть до самой земли яму прямоугольной, квадратной формы. По периметру ямы возводятся стены с таким расчетом, что бы внутри можно было сидеть, не касаясь головой крыши. На стены укладываются балки крыши. Поверх них натягивается тент, полиэтиленовая пенка. Пленка прижимается сверху по краям хижины снежными кирпичами, комьями.
В качестве строительного материала для возведения стен используются нарезанный на кирпичи наст или скатанный в шары снег, подобно тому как вы лепите снеговика (если снег мокрый). Отверстия замазываются, залепляются снегом. Сложнее поставить стены на мелком, сухом сыпучем снегу. Для этого необходимо по периметру будущих стен поставить вертикальную арматуру, т.е через каждые 20-30 см воткнуть в снег палки, ветки деревянные колья. На арматуру нагрести снег и по возможности утрамбовать его.
Если стены не выдерживают вес крыши и осыпаются, по углам и в центре упереть несколько кольев с рогатками на конце, в которую уложить длинную горизонтальную жердь, а на нее, в свою очередь укладываются балки крыши. В этом случае балки не будут разрушать стены, проваливаться в снег. Также имеет значение использования природных объектов поваленных деревьев, которые могут служить опорой для возведения стены и тем самым облегчить работу, строителям.