План урока: "Области применения природных каменных материалов"
План урока: "Области применения природных каменных материалов"
Урок по предмету Материаловедение по профессии Штукатур для лиц с ОВЗ. Урок способствует закреплению знаний по теме Каменные материалы, знакомит с областью применения свойствами этих материалов. Керамические материалы и области применения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению работы, целеполагание, сообщение темы и задач урока.
2. Проверка ранее усвоенного материала. Выяснит степень усвоения ранее изученного материала.
_____________________________________________________________________________Карточка 1. Задание 1. Заполните кроссворд, используя пройденный материал (с.37-39)
6
а
д
г
е
5
з
1
к
р
и
с
т
а
л
и
з
а
ц
и
я
А
я
С
Т
2
т
В
е
р
д
е
н
и
е
О
Р
9
И
8
г
М
Г
О
3
п
О
л
и
м
е
р
и
з
А
ц
и
я
Р
С
ш
ю
Т
7
Е
Ч
ь
С
Н
Е
4
Т
о
к
с
И
ч
н
о
с
Т
ь
о
е
Ь
й
к
По горизонтали:
1-Процесс образования кристаллов из газов, растворов, расплавов или стекол.
2-процесс упрочнения структуры смесей с течении времени.
3-химический процесс образования высокомолекулярных соединений из низкомолекулярных.
4-свойство вещества оказывать вредное воздействие на другие организмы.
о
С
Т
ь
По вертикали:
5- способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы — растворы.
6-свойство обеспечивать прочное сцепление с отдельной поверхностью.
7-способность материала постоянно или длительно противостоять воздействию физическим воздействиям.
8-взаимодействие окиси кальция с водой
9-способность вещества к самопроизвольному возгоранию.
3.Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы
Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; обозначить его практическую значимость.
4. Объяснение нового материала
а) мотивация введения новых понятий.
б) объяснение нового материала с использованием ТСО и средств наглядности.
Вопросы:
Общие сведения о материалах и изделиях из природного камня;
Основные факторы природных каменных материалов;
3. Области применения природных каменных материалов;
4. Керамические материалы;
5. Виды отделочных керамических изделий.
Конспект нового материала.
1. Природный камень – это горные породы, т.е. скопление материалов в земной коре, обладающих постоянным составом и свойствами. По условиям образования горные породы подразделяются:
Магматические – горные породы, образующиеся из расплава магмы (граниты, сиениты, габбро, лабродониты, которые отличаются прочностью, морозостойкостью, большой теплопроводностью, низким водопоглощением, износостойкостью. Другая группа, состоящаяиз амфорной массы с большим вкраплением кристаллов: порфиры, базальты, диабазы, андезиты); Третья группа – рыхлые вулканические пеплы, пески и сцементированные туфы и трассы.
Осадочные (вторичные) – горные породы, образующиеся в процессе разрушения или выветривания магматических пород. Они залегают слоями, к ним относятся:
- механические отложения – рыхлые (песок, глина, щебень, гравий, образовавшиеся в результате физической коррозии, и сцементированные (песчаник, брекчия, конгломерат).
- органогенные отложения – продукты отмерших животных организмов и растений (мел, известняк, трепел, опока, диатомит).
Метаморфические (видоизмененные) породы, образовались под действием высоких температур, давлений из магматических и осадочных пород (слоистые граниты, кварциты, мраморы глинистые сланцы).
2. К основным факторам, определяющим практическую ценность горных пород относятся:
- Декоративность. Основными показателями являются фактура лицевой поверхности, окраска, рисунок, структура горных пород;
- Долговечность – срок и степень сохранности камня в наружных облицовках.
- Блочность – совокупность таких свойств пород, как форма природных блоков, размеры и процент выхода из горной массы.
- Физико – механические свойства определяют технологию добычи и обработки камня, диапазон и направление его практического использования.
3. Области применения (прочитать самим) стр. 58, 62, 66, 67.
(Для изготовления полов, для изготовления декоративной мозаики, профильные элементы для облицовки стен).
4. Керамические материалы - материалы и изделия, изготавливаемые путем формования и обжига из глинистого теста.
Глина – распространенный осадочный вид полиминерального сырья. В ее состав входят оксиды алюминия, оксиды кремния и вода. Пластичность глиняного сырья зависит от содержания глинистых минералов и влажности массы.
В зависимости от содержания глинистых минералов, глины подразделяются:
- жирные – более 60%;
- обычные – 30…60%;
- тяжелые суглинки – 20…30%;
- средние и легкие суглинки – менее 20%.
По пластичности глинистые материалы подразделяются на:
- высоко пластичные;
- средне пластичные;
- умеренно пластичные;
- мало пластичные.
Вода, абсорбированная поверхностью глинистых частиц в процессе приготовления сырьевой смеси, играет роль гидродинамической смазки,
Что и обеспечивает во многом ее пластические характеристики. Вместе с тем удаление воды из глинистых частиц в процессе сушки и обжига вызывает явление воздушной огневой усадки, что и приводит к возникновению внутренних напряжений, влияющих на качество изделий из глины. Для уменьшения усадки и предотвращения трещин, в пластичные глины вводят отощающие добавки (гидратированная глина, золы, шамот, котельные шлаки, кварцевые пески). Введение в состав смеси плавней (полевой шпат, доломит, тальк, магнезит, карбонаты бария и стронция) обеспечивает более низкую температуру спекания.
Вывод: искусственный керамический материал получается в результате сложных физических, химических изменений, происходящих при воздействии высоких температур.
5. Виды отделочных керамических изделий.
Материалы для наружной облицовки (лицевой кирпич, лицевые камни, крупноразмерные облицовочные плиты, плитки различных размеров и ковры из них).
1. Кирпич и камни керамические (применяют для кладки и облицовки несущих и самонесущих стен и др. элементов зданий и сооружений).
2. Кирпич и камни лицевые укладывают вместе в кладкой стен и служат конструктивным несущим элементом.
3. Крупноразмерные облицовочные керамические плиты, применяют для облицовки фасадов, цоколей зданий, подземных переходов, покрытия полов в общественных зданиях.
4. Плитки керамические фасадные и ковры из них применяют для облицовки наружных стен кирпичных зданий, наружных поверхностей ж/б с стеновых панелей, подземных переходов.
5. Коврово- мозаичная плитка применяется для отделки стен. Наносят как на заводе, так и по свежеуложенной штукатурке.
6. Терракота – крупноразмерные плиты в виде плит, частей колонн, наличников и др. арх. изделий.
Материалы для внутренней облицовки подразделяют:
для покрытия полов.
для облицовки стен;
кафельные плитки
Метлахские (из тугоплавких и огнеупорных глин методом сухого или полусухого прессования с последующим обжигом до спекания.
керамические
по виду сырья
Майоликовые
(красно жгучие глины)
Фаянсовые
(смесь каолина, полевого шпата и кварцевого песка)
По характеру поверхности
фактурные
Плоские рельефно - орнаментированные
По виду глазурованного покрытия
Одноцветные и декоративные многоцветными рисунками
Блестящие и матовые
Прозрачные и глухие
5. Закрепление изученного материала
1. Умение учащихся соотносить между собой понятия о видах материалов для наружной и внутренней облицовки.
2. Закрепить полученные знания на уроке (учащиеся, составляют по два вопроса по новой теме урока друг другу и записывают их на листе, затем обмениваются листами с вопросами друг с другом, затем оценивают ответы друг друга).
6. Подведение итогов урока
Самооценка и оценка учащихся и группы. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.