- учебник Л.А. Ленкевич «Делопроизводство», М.: «Академия», 2009.
- учебник М.И. Басаков «Документационное обеспечение управления (Делопроизводство). – Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
- учебно-справочное пособие И.Н. Кузнецов. «Деловая переписка» – М.: «Дашков и К», 2007.
- Журнал «Справочник секретаря и офис- менеджера», 2011.
- Журнал «Секретарское дело», 2010.
- Интернет-ресурсы.
Для учащихся:
- учебник М.И. Басаков «Документационное обеспечение управления (Делопроизводство). – Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
- Журнал «Справочник секретаря и офис- менеджера», 2011.
Цели занятия:
Обучающая:Определить понятие служебных писем, их виды, правила составления и оформления. Способствовать формированию и развитию у обучаемых умений и навыков составления и оформления служебных писем. Проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала.
Развивающая:
способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, формированию и развитию самостоятельности учащихся, развитию познавательного интереса.
Воспитывающая:
способствовать формированию и развитию трудовых, нравственных и эстетических качеств личности, формированию информационной культуры учащихся.
Профориентационная:
способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии «Секретарь-машинистка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:поприветствовать учащихся, проверить явку согласно списку по журналу, проверить готовность учащихся к занятиям, объявить тему и цель урока.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Добрый день дорогие ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор об организационно-распорядительной документации, и как мы знаем организационно-распорядительная документация, делиться на три группы. Какие? (организационные, распорядительные и информационно-справочные). На прошлых уроках мы с вами уже познакомились с организационной и распорядительной документацией, а сегодня мы начнем изучение последней группы: «Информационно-справочной документации». Как сказал Аристотель «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…» и сегодня мы с вами это проверим. Закрепив знания по новой теме практической работой.
Но для того, что бы начать изучение новой темы нам с вами нужно проверить хорошо ли вы усвоили тему прошлого урока. В этом нам поможет программа «Конструктор тестов» и тест «Приказ по основной деятельности и выписка из приказа». А так же практическая работа «назови реквизит», которую мы с вами будем выполнять после теста.
Этап подготовки к усвоению новых знаний.
Выполнение теста в программе «Конструктор тестов».
Вопросы теста:
Задание
Ответы теста:
1. Приказ -
Выбор единственно правильный ответ
А) распорядительный документ, издаваемый руководителем предприятия для решения каких-либо задач. Б) распорядительный документ, издаваемый органами, действующими на основе коллегиальных принципов управления В) правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций. Г) распорядительный документ, издаваемый руководителем коллегиального органа для единоначального решения определенных вопросов.
2. Подготовка приказа включает следующие основные стадии: (поставьте очередность)
Установить последовательность ответов
изучение существа вопроса и сбор необходимых сведений;
подготовка проекта приказа;
согласование проекта;
подписание руководителем.
3. Выписка из приказа -
Выбор единственно правильный ответ
копия части текста приказа.
копия приказа
4. Текст приказа состоит из частей:
Выбор возможных правильных ответов
Констатирующей
Распорядительной
Объяснительной
Целепологательной
5. Приказ вступает в силу с момента
Выбор единственно правильный ответ
его подписания, если в тексте не указан другой срок введения его в действие.
его подписания
его издания
Программа выставляет оценки учащимся. Они сообщают результаты учителю и сохраняют его в своей папке.
Во время выполнения ребятами практической работы выявляется вопрос, на который было дано большее количество неправильных ответов (вывести на экран). Провести беседу.
1,2. Реквизиты 08- наименование организации, являющейся автором документа;
3. 09- справочные данные об организации (почтовый адрес, номера телефонов, номер факса и т. д.).
4. 10- наименование вида документа.
5. 20- текст документа.
6. 22- подпись.
Вводное слово.
Учитель: Деятельность любой, в том числе коммерческой организации, не обходится без деловой переписки. Правильное составление, использование и хранение деловых документов в соответствии с действующим законодательством обеспечит защиту интересов организации, увеличит эффективность управленческого труда. Особое место в системе информационно-справочной документации занимает переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выступающих в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями.
4. Основная часть (изложение нового материала).
Справочно-информационные документы предназначены либо для передачи информации от одного адресата к другому, либо для фиксации каких-то информационных сведений. В отличие от распорядительных‚ документов эти документы могут не требовать исполнения.
К информационно-справочным документам относятся письма и их разновидности, связанные со способом передачи информации по каналам связи (телефаксы, телеграммы, телефонограммы) акты, протоколы, справки, докладные и объяснительные записки, заявления и др. Информация, содержащаяся в информационно-справочных материалах, может побуждать к действию или может быть лишь принята к сведению.
Письмо является самым распространенным видом служебных документов.
Служебные письма – основное средство управленческой коммуникации. Являясь связующим звеном между организациями, переписка занимает около 80% от объема входящей и исходящей документации. При ведении переписки должны соблюдаться следующие требования:
письма оформляются на специальных бланках – бланках для писем и подписываются руководителем организации или его заместителями в рамках предоставленной им компетенции;
письма должны составляться грамотно, аккуратно, безгрубыхпомарок, исправлений;
независимо от содержания письмо должно излагаться спокойным, выдержанным, официально-деловым языком, обладать достаточной аргументацией, точностью, полнотой и ясностью характеристик, краткостью и последовательностью изложения;
содержать объективные сведения об излагаемых событиях и фактах, в необходимых случаях иметь разъясняющие и дополняющие материалы.
Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их лежат различные классификационные признаки.
По тематическому признаку идет условное деление корреспонденции на деловую и коммерческую. Коммерческиеписьма составляются при заключении и выполнении коммерческойсделки от имени юридическихлиц и часто имеют правовуюсилу. Коммерческая переписка решает вопросы сбытапродукции (услуг) и снабжения. К чисто коммерческим видам деловой корреспонденции относятся: письма-запросы, предложения (оферта), письма-рекламации и ответы на эти письма. Деловыеписьма решают организационныевопросы, правовыепроблемы, а также вопросы экономическихотношений корреспондентов. Обязательногоответа требуют инициативныекоммерческиеписьма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация), а также письма-просьбы и обращения.
Письма-подтверждения, письма-напоминания,письма-предупреждения,письма-извещения, письма-заявления и сопроводительные констатируют свершившийся факт и ответа не требуют, т.к. выполняют функцию квитанции или ярлыка, прикладываемого к отправляемым документам. Поструктурнымпризнакам деловые письма делятся на регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные письма составляются по определенному образцу. Они решают типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций. Деловое нерегламентированное письмо представляет собой авторский текст, реализующийся в виде формально-логического повествования. Покомпозиционнымособенностям деловые письма делятся на одноаспектные и многоаспектные. Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, вопрос, а многоаспектное несколько. Многоаспектное письмо может содержать предложение, просьбу и напоминание одновременно. Письма, составленные таким образом, усложняют техническую обработку писем и замедляют их исполнение. Похарактеруинформации письма можно разделить на большое количество разновидностей: В письмах-просьбах адресант требует совершить какое-то определенное действие или прекратить его. Но не предполагает ответного письма. В письмах-запросах адресат побуждается к ответному письму, в котором он должен разъяснить какой-то вопрос или удостоверить тот или иной факт. В претензионных письмах адресант обоснованно требует возместить убытки, нанесенные нарушением договорных обязательств. В письмах-напоминаниях адресат побуждается к действию, которое он должен был выполнить, но еще не выполнил. Циркуляры – письма, рассылаемые во все подведомственные учреждения, носят чаще распорядительный характер. Информационные имеют справочный характер, их высылают для сведения и руководства к работе. Разновидность информационных - рекламные – содержат рекламу, цены предлагаемых товаров, услуг Сопроводительные указывают наименование направляемого документа, необходимые пояснения к этому документу или его исполнению. Договорные письма – разновидность сопроводительного письма, подтверждающие факт отправки договора. Письма-требования адресуют в организации с требованием выполнить взятые обязательства. К разновидностям этих писем относятся рекламационные и претензионные. Рекламационные направляют по поводу качества продукции, претензионные – по поводу всех других вопросов. Гарантийное письмо – документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств. В нем гарантируют оплату или предоставление чего-либо. Эти письма имеют повышенную правовую функцию, поэтому изложение текста должно быть предельно четким и ясным.
Главная цель служебного письма – побудить к действию, убедить, показать, разъяснить. Это достигается ясностью, четкостью и краткостью текста. Текст должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно. Тон письма должен быть нейтральным. Текст письма чаще всего состоит из вводнойчасти и основной. Письма также могут содержать вступительную и заключительную форму вежливости. В вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы. В основной части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т.п.). В зависимости от назначения письма можно использовать и другой порядок расположения логических частей текста. Письма по финансовымвопросам подписывает руководитель и главныйбухгалтер. Письма, дающие какие-либо гарантии, имеющие юридические и финансовые последствия, заверяютсяпечатью фирмы. Начало письма(вступительная форма вежливости)может иметь следующие варианты обращения:
Господин Веселов!
Уважаемый господин Веселов!
Уважаемый Павел Петрович!
Павел Петрович!
Уважаемые господа! (употребляется, когда неизвестны имена получателей письма)
и т.д.
Затем, в зависимости от содержания письма, могут быть уместны следующие выражения:
Внимательно рассмотрев Ваши предложения…
Мы были рады получить Ваше письмо.
Большое спасибо за факс от 04.06.97.
С удовольствием сообщаем Вам…
Требуем незамедлительно погасить задолженность…
Доводим до Вашего сведения, что…
Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма.
И т.д.
Письма обычно заканчивают фразами (заключительная форма вежливости):
Надеемся, что наша просьба не будет для Вас затруднительной.
Мы рассчитывает на успешное продолжение сотрудничества.
Мы надеемся на Вашу заинтересованность в расширении связей.
С уважением,
С нетерпением ждем Вашего ответа.
Просим ответить по возможности скорее.
Просим отослать ответ обратно электронной почтой.
И т.д.
Все служебные письма должны быть составлены и оформлены в соответствии с формуляром-образцом, принятым для данной разновидности документа. Служебные письма оформляются на бланкедляписем с угловым и продольным расположением реквизитов (большее предпочтение отдают бланку с угловым штампом). Реквизиты оформляются в соответствии с ГОСТР 6.30-97. В состав типового формуляра письма входят следующие реквизиты:
реквизиты бланка для писем
адресат (4 положение табулятора – 8 см)
заголовок (0 положение табулятора; для писем, текст которых превышает 7 строчек)
текст (приложение также входит в его состав; 1 положение табулятора – 1,25 см и 0 положение табулятора)
подпись (0 положение табулятора и 6 положение табулятора – 12 см)
сведенияобисполнителе (0 положение табулятора)
Формуляр-образец служебного письма
Схема оформления делового письма
Закрепление знаний учащихся:
- Какие бланки используют при оформлении деловых писем?
- Перечислитереквизитыбланка для писем?
- Какие из деловых писем имеютприложения?
- На каких деловых письмах проставляетсяпечать?
- Какие письма имеют двеподписи?
- Перечислите реквизиты, входящие в типовойформуляр делового письма.
Практическое задание на закрепление изученного материала:
Подведение итогов:сообщить о достижении целей занятия, дать объективную оценку работы учащихся на занятии, объявить оценки и выставить их в журнал.