«Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»
«Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»
Ансамбль-это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Подбельск м.р. Похвистневский Самарской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ТЕМА УРОКА:
«Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»
Преподаватель ДШИ:
Куртенков Александр
Никонорович
Методическое пояснение.
Ансамбль-это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.
Ритм как фактор ансамблевого единства.
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метро - ритму принадлежит едва ли не главное место. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны и ритмическая определённость «внутри такта», с другой - вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Начинать нужно с воспитания чувства абсолютно точного и «метрономного» ритма: он станет объединяющим началом в общем коллективном ритме.
Динамика как средство выразительности.
Как практически работать над динамикой в классе ансамбля, все преподаватели, работающие с коллективами, знают. Я в начале работы учу детей играть в пределах того или иного динамического оттенка абсолютно ровно. Например, можно предложить сыграть всем участникам одну ноту или гамму на ровном р , затем на ровном mf , и так следует пройти все динамические ступени.
Темп как средство выразительности исполнения.
Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки. Хотя существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке. Ещё Римский – Корсаков утверждал, что «музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп». Не случайно И.С. Бах, как правило, в своих сочинениях вовсе не указывал темп. В пределах одного произведения темп может варьироваться. «Нет такого медленного темпа, в котором бы не встречались места, требующие ускорения и наоборот. Для определения этого в музыке нет соответствующих терминов, обозначения эти должны быть заложены в душе» (В. Тольба).
Приёмы достижения синхронности ансамблевого звучания.
Под синхронностью следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта. Здесь нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – метроритма, динамики, штрихов, фразировки. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля; в унисоне формируются прочные навыки ансамблевой игры.
Цель урока:
-формирование навыков ансамблевой игры, укрепление мотивации к обучению через коллективное музицирование.
Задачи:
- образовательная:
развитие слухового самоконтроля в формировании навыков ансамблевой игры.
- воспитательная:
прививать стремление к систематическим и самостоятельным занятиям на музыкальном инструменте.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
ПЛАН УРОКА
1. Упражнение в C-dur. 3 минуты
Цель: развитие метро - ритма, ансамблевого единства.
2. Русская народная песня «Полосынька». 5 минут
Цель: работа над динамическими оттенками и штрихом legato.
3. Исполнение Р.Н.П. «Полосынька». 1 минута
4. Е. Дербенко. «Джазовая миниатюра». 7 минут
Цель: развитие учащихся в ритмическом отношении, обогащение новым музыкальным языком и джазовыми гармониями.
5. Исполнение «Джазовой миниатюры». 4 минуты
Цель: одинаковое ощущение характера и темпа, соответствие приёмов звукоизвлечения.
ХОД УРОКА
1. Упражнение в C-dur.
Описание: преподаватель предлагает учащимся исполнить упражнение.
Методические указания: в работе преподавателю необходимо обратить внимание на точное выполнение аппликатуры, качество выполнения штрихов и динамического развития.
Преподаватель контролирует: ровность меховедения, точное выполнение ритмического рисунка и поставленных преподавателем задач.
2. Русская народная песня «Полосынька» - работа и исполнение.
Описание: преподаватель предлагает исполнить партии каждой группы отдельно.
Методические указания: обратить внимание, чтобы аккомпанирующая группа не выделялась; при соединении других партий следить за ровностью звука.
Преподаватель контролирует: качество и ровность звука, аккуратную смену меха, плавность голосоведения.
3. «Джазовая миниатюра» - работа.
Описание: преподаватель предлагает учащимся простучать ритм наиболее трудных отрезков произведения.
Методические указания: в работе преподаватель отдельное внимание уделяет артикуляции, акцентуации и фразировке.
Описание: преподаватель предлагает исполнить произведение с учётом всех задач.
Методические указания: произведение исполняется в умеренном темпе; обратить внимание учащихся на динамику и штрихи, меховедение, добиваться синхронности исполнения.
Преподаватель контролирует: одновременное вступление ансамбля, строгое выполнение метроритмической основы.
Методическое обеспечение
1. Н. Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. М., 1986 г.
2. А. Готлиб. Первые уроки ансамбля.
3. Д. Самойлов. Ансамбли. М., Кифара, 1997 г.
4. Н. Корецкий, И. Алексеев. Баян 2 класс. М., Кифара, 1994 г.
5. В. Иванов. Играй, оркестр. Хрестоматия. Самара, 2006 г.
6. В. Завальный. Музыкальная мозаика. М., Кифара, 2002 г.
Музыкальная литература
1. А. Должанский. Краткий музыкальный словарь. С-Пб, 2000 г.
2. М. Имханицкий. У истоков русской народной оркестровой культуры.
М., 1984 г.
3. В. Крюкова. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г.
4. М. Крылова. Мои первые нотки. С-Пб, Композитор, 2006 г.
5. Программа по баяну и аккордеону /сост. Т. Пономарёва/, С-Пб, 2006 г.
Психолого-педагогическая характеристика ансамбля
Ансамбль баянистов состоит из пяти учащихся младших и старших классов. По уровню подготовки и музыкальным способностям их можно образно разделить на две группы.
1-ая группа: 2 класс Емельянов Василий, Шелкаев Андрей и Иванов Сергей. Учащиеся с музыкальными способностями ниже среднего, слабый уровень технической подготовки.
2-ая группа: 4 класс Волгин Константин. Активный, работоспособный, целеустремлённый.
3 класс Булатов Рамиль. Заниженная самооценка, недостаточно уделяет времени самостоятельным занятиям. Данные хорошие, может заниматься лучше.
Загруженность в общеобразовательной школе и занятия в спортивных секциях отнимают много времени, это является основной проблемой.