kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Преодоление технических трудностей при работе над музыкальным произведением С.Рахманинова «Итальянская полька».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по синтезатору в ДШИ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Преодоление технических трудностей при работе над музыкальным произведением С.Рахманинова «Итальянская полька».»

План-конспект открытого урока

«Преодоление технических трудностей при работе над музыкальным произведением С.Рахманинов «Итальянская полька» с использованием технических возможностей синтезатора».

по предмету «Специальность» (синтезатор) с учеником 4 класса ДШИ

  • Ширинкина Римма Петровна, преподаватель

  • Пачев Андрей , 4 класс

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Форма работы: индивидуальное занятие с учеником.

Цель урока: научить ученика самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых музыкальных произведениях.

Задачи урока:

Образовательные - показать приёмы работы над преодолением технических трудностей;

Развивающие - привить интерес к изучаемым произведениям;

Воспитывающие - воспитать в учащемся волю и умение управлять своим поведением, воспитать усидчивость и трудолюбие.

Оборудование: синтезатор, ноутбук ноты, стул, стол.

Музыкальные произведения:

  1. С. В. Рахманинов Итальянская полька.

  2. Подготовительные упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды.

Ожидаемый результат: учащийся научится самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых музыкальных произведениях и использовать технические возможности синтезатора.

Структура урока: Орг. момент……………………………………………………………….5 мин.
Работа над музыкальным материалом…………………………………30 мин.
Итог урока………………………………………………………………...2 мин.
Домашнее задание………………………………………………………. 3 мин.





План урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

2.Основная часть урока.

- Краткий опрос о композиторе, истории создания Итальянской польки, форме произведения. (презентация 5 мин)

- Гимнастика для кисти и пальцев.

- Игра гаммы и подготовительных упражнений.

- Работа над музыкальным произведением.

3.Подведение итогов. Оценка.

4. Домашнее задание.



Ход урока:

Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в «Итальянской польке» С.В. Рахманинова. Задача – освоить приёмы работы над техническими трудностями произведения. В процессе урока прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места.

Основная часть урока.

Краткий опрос о композиторе, истории создания итальянской польки, и форме произведения. (Презентация)

Гимнастика для кисти и пальцев, развивает активность пальцев, гибкость кисти, укрепляет свод кисти.

1. Разведение и сведение пальцев рук.


2. При натянутой ладони рисовать кончиком каждого пальца круги в одну и другую сторону. Палец не должен сгибаться.

3. Выпрямить ладонь, пальцы поднять вверх. На счёт «раз» - опустить второй палец, на счёт «два» - третий палец. Проделать упражнение каждой парой пальцев по несколько раз.

4.Соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями.


5.Сожмите ладонь в кулак на шесть секунд так сильно, насколько можете, затем отпустите, хорошенько выпрямляя пальцы. И так в течение двух минут.

6.Круговые движения кистью в разные стороны.

Комплекс подготовительных упражнений:

Работа над гаммой D-dur. Аккорды и арпеджио в D-dur`е.

  1. Играем гамму на 3 октавы

  2. Отд. р. под метроном в темпе 90 четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, разными штрихами

  3. Упражнение «Пробежка» правой рукой на одну октаву в быстром темпе на легато с троекратным повторением ( тренируем четкость и легкость)

  4. Арпеджио короткое (четырехзвучное) правой и левой рукой с троекратным повторением каждого аккорда (обращения) с изменением темпа при каждом повторе в сторону ускорения.

  5. Трезвучие с обращением на стаккато

Работа над пьесой С.Рахманинова «Итальянская полька»

1 часть:

Проигрывание текста в медленном темпе двумя руками крепкими и активными пальцами.

Работа над сложными местами:

  • В партии правой руки: сложность – развернутое трезвучие, аккорды, форшлаги

Способы, приемы работы:

- в начале первого предложения развернутое трезвучие прорабатываем отдельно, начиная с медленного темпа, следим за работой кисти и пальцев, на акценте – внимание на мизинец (показ). Необходимо стремиться, чтобы каждое новое повторение было лучше предыдущего.

- далее к этому движению присоединяем аккорд. Берем его активными пальцами на отскоке от мизинца, собирая кисть в аккорд (направление пальцев по диагонали в сторону клавиши си бемоль).

- заканчиваем фразу на стаккато, собранной кистью с акцентом на последнем аккорде (показ).



- форшлаги играем медленно, с задержкой на первой ноте форшлага, с наложением и повторением 2-й его ноты и быстрым кистевым скользящим движением в сторону основного звука, извлекая его с небольшим замахом мизинца. Это помогает сфокусировать внимание на форшлаговых нотах и отработать точность их исполнения. Следим за плавным движением кисти и локтя.

- проигрываем всю часть в спокойном темпе под заготовленную фонограмму со звучанием партии левой руки, записанную учеником на секвенсоре синтезатора при работе над аранжировкой.



  • В партии левой руки: сложность – скачки.



Работа над скачками:



Основная задача - играть точно и ровно.



- Отрабатываем партию левой руки по схеме Е.Либермана в медленном темпе.

В таком аккомпанементе басы берутся сверху. Пятый палец при этом активный. Он сам берёт, «хватает» клавишу. Пястье, по возможности, должно быть собранным, не растянутым. В момент скачка пальцы раскрываются к басу, а затем принимают собранное положение. В момент взятия баса рука быстро движется в сторону аккорда по прямой линии, т.е. по клавиатуре. От аккорда рука «отталкивается» в направлении баса.



Эта схема экономит время и внимание.



- проигрываем всю часть в спокойном темпе под заготовленную фонограмму со звучанием партии правой руки.

2 часть:



  • В партии правой руки: сложность – сохранение ритмической ровности.



Основная задача - активизация внимания на движении мелодии, (запоминание текста).



Способы, приемы работы:

- Дробим мелодию на отд. элементы-такты с остановкой на первой ноте следующего такта и отрабатываем, постепенно складывая такты в единое целое, как пазлы.

- играем под метроном штрихом легато в спокойном темпе в метре по 4, вырабатывая ровность исполнения, а затем под ритм-секцию заданного стиля польки синтезатора.



  • В партии левой руки сложность – скачки.

Работа над скачками:

- Отрабатываем движение по схеме Е.Либермана в медленном темпе, добиваемся точности и ритмичности.

Исполнение двумя руками под ритм-секцию заданного стиля польки синтезатора.



3 часть



  • В партии правой руки техническую трудность составляют взлёты мелодии на октаву вверх.

- Рекомендую учить отдельно и выбрать удобную аппликатуру, добиться лёгкости их исполнения. В этом помогут активные пальцы, гибкое подвижное запястье и свободное движение локтя. В этих местах допустима небольшая ритмическая свобода.

- для уверенного выучивания текста снова используем метод «пазлов»



  • В партии левой руки сложность – скачки.



Работа над скачками. Прием тот же, что и первых частях.



Домашнее задание. На дом задана игра гаммы D-dur, арпеджио и аккорды в D-dur`е. Играть активными пальцами. Следить за работой всей руки, корпуса. Польку проработать в медленном темпе активными пальцами. Работать над отдельными музыкальными фрагментами, потом объединять с другими эпизодами. Прежде чем играть, необходимо мысленно представить, как должна звучать та или иная фраза.



Использованная литература:

1.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993

3.Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995

4. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991





















5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ширинкина Римма Петровна

Дата: 22.12.2024

Номер свидетельства: 662391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства