Просмотр содержимого документа
««Преодоление технических трудностей при работе над музыкальным произведением С.Рахманинова «Итальянская полька».»
План-конспект открытого урока
«Преодоление технических трудностей при работе над музыкальным произведением С.Рахманинов «Итальянская полька» с использованием технических возможностей синтезатора».
по предмету «Специальность» (синтезатор) с учеником 4 класса ДШИ
Ширинкина Римма Петровна, преподаватель
Пачев Андрей , 4 класс
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: традиционный.
Форма работы: индивидуальное занятие с учеником.
Цель урока: научить ученика самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых музыкальных произведениях.
Задачи урока:
Образовательные - показать приёмы работы над преодолением технических трудностей;
Развивающие - привить интерес к изучаемым произведениям;
Воспитывающие - воспитать в учащемся волю и умение управлять своим поведением, воспитать усидчивость и трудолюбие.
Ожидаемый результат: учащийся научится самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых музыкальных произведениях и использовать технические возможности синтезатора.
Структура урока: Орг. момент……………………………………………………………….5 мин. Работа над музыкальным материалом…………………………………30 мин. Итог урока………………………………………………………………...2 мин. Домашнее задание………………………………………………………. 3 мин.
План урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
2.Основная часть урока.
- Краткий опрос о композиторе, истории создания Итальянской польки, форме произведения. (презентация 5 мин)
- Гимнастика для кисти и пальцев.
- Игра гаммы и подготовительных упражнений.
- Работа над музыкальным произведением.
3.Подведение итогов. Оценка.
4. Домашнее задание.
Ход урока:
Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в «Итальянской польке» С.В. Рахманинова. Задача – освоить приёмы работы над техническими трудностями произведения. В процессе урока прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места.
Основная часть урока.
Краткий опрос о композиторе, истории создания итальянской польки, и форме произведения. (Презентация)
Гимнастика для кисти и пальцев, развивает активность пальцев, гибкость кисти, укрепляет свод кисти.
1. Разведение и сведение пальцев рук.
2. При натянутой ладони рисовать кончиком каждого пальца круги в одну и другую сторону. Палец не должен сгибаться.
3. Выпрямить ладонь, пальцы поднять вверх. На счёт «раз» - опустить второй палец, на счёт «два» - третий палец. Проделать упражнение каждой парой пальцев по несколько раз.
4.Соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями.
5.Сожмите ладонь в кулак на шесть секунд так сильно, насколько можете, затем отпустите, хорошенько выпрямляя пальцы. И так в течение двух минут.
6.Круговые движения кистью в разные стороны.
Комплекс подготовительных упражнений:
Работа над гаммой D-dur. Аккорды и арпеджио в D-dur`е.
Играем гамму на 3 октавы
Отд. р. под метроном в темпе 90 четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, разными штрихами
Упражнение «Пробежка» правой рукой на одну октаву в быстром темпе на легато с троекратным повторением ( тренируем четкость и легкость)
Арпеджио короткое (четырехзвучное) правой и левой рукой с троекратным повторением каждого аккорда (обращения) с изменением темпа при каждом повторе в сторону ускорения.
Трезвучие с обращением на стаккато
Работа над пьесой С.Рахманинова «Итальянская полька»
1 часть:
Проигрывание текста в медленном темпе двумя руками крепкими и активными пальцами.
Работа над сложными местами:
В партии правой руки: сложность – развернутое трезвучие, аккорды, форшлаги
Способы, приемы работы:
- в начале первого предложения развернутое трезвучие прорабатываем отдельно, начиная с медленного темпа, следим за работой кисти и пальцев, на акценте – внимание на мизинец (показ). Необходимо стремиться, чтобы каждое новое повторение было лучше предыдущего.
- далее к этому движению присоединяем аккорд. Берем его активными пальцами на отскоке от мизинца, собирая кисть в аккорд (направление пальцев по диагонали в сторону клавиши си бемоль).
- заканчиваем фразу на стаккато, собранной кистью с акцентом на последнем аккорде (показ).
- форшлаги играем медленно, с задержкой на первой ноте форшлага, с наложением и повторением 2-й его ноты и быстрым кистевым скользящим движением в сторону основного звука, извлекая его с небольшим замахом мизинца. Это помогает сфокусировать внимание на форшлаговых нотах и отработать точность их исполнения. Следим за плавным движением кисти и локтя.
- проигрываем всю часть в спокойном темпе под заготовленную фонограмму со звучанием партии левой руки, записанную учеником на секвенсоре синтезатора при работе над аранжировкой.
В партии левой руки: сложность – скачки.
Работа над скачками:
Основная задача - играть точно и ровно.
- Отрабатываем партию левой руки по схеме Е.Либермана в медленном темпе.
В таком аккомпанементе басы берутся сверху. Пятый палец при этом активный. Он сам берёт, «хватает» клавишу. Пястье, по возможности, должно быть собранным, не растянутым. В момент скачка пальцы раскрываются к басу, а затем принимают собранное положение. В момент взятия баса рука быстро движется в сторону аккорда по прямой линии, т.е. по клавиатуре. От аккорда рука «отталкивается» в направлении баса.
Эта схема экономит время и внимание.
- проигрываем всю часть в спокойном темпе под заготовленную фонограмму со звучанием партии правой руки.
2 часть:
В партии правой руки: сложность – сохранение ритмической ровности.
Основная задача - активизация внимания на движении мелодии, (запоминание текста).
Способы, приемы работы:
- Дробим мелодию на отд. элементы-такты с остановкой на первой ноте следующего такта и отрабатываем, постепенно складывая такты в единое целое, как пазлы.
- играем под метроном штрихом легато в спокойном темпе в метре по 4, вырабатывая ровность исполнения, а затем под ритм-секцию заданного стиля польки синтезатора.
В партии левой руки сложность – скачки.
Работа над скачками:
- Отрабатываем движение по схеме Е.Либермана в медленном темпе, добиваемся точности и ритмичности.
Исполнение двумя руками под ритм-секцию заданного стиля польки синтезатора.
3 часть
В партии правой руки техническую трудность составляют взлёты мелодии на октаву вверх.
- Рекомендую учить отдельно и выбрать удобную аппликатуру, добиться лёгкости их исполнения. В этом помогут активные пальцы, гибкое подвижное запястье и свободное движение локтя. В этих местах допустима небольшая ритмическая свобода.
- для уверенного выучивания текста снова используем метод «пазлов»
В партии левой руки сложность – скачки.
Работа над скачками. Прием тот же, что и первых частях.
Домашнее задание. На дом задана игра гаммы D-dur, арпеджио и аккорды в D-dur`е. Играть активными пальцами. Следить за работой всей руки, корпуса. Польку проработать в медленном темпе активными пальцами. Работать над отдельными музыкальными фрагментами, потом объединять с другими эпизодами. Прежде чем играть, необходимо мысленно представить, как должна звучать та или иная фраза.
Использованная литература:
1.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
3.Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
4. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991