kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа основы актерского мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по Основам актерского мастерства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основы актерского мастерства»

Министерство культуры Ставропольского края


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Ставропольский краевой музыкальный колледж им. В.И. Сафонова (г. Минеральные Воды)

(ГБПОУ СК СКМК им. Сафонова)


Принята

предметно-цикловой комиссией

«Социально- культурная деятельность» (по видам)

Протокол от « 27 » августа 2021г. № 1

Председатель ______________ Самойлова И.В.

Утверждаю

И.о.директора _____________ М.Г. Романовская

17 сентября 2021г.





Рабочая учебная программа

дисциплины междисциплинарного курса

Основы актерского мастерства

по освоению программы подготовки специалистов среднего звена

Специальность 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)






























Внутренняя рецензия Учреждения

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. №1356, и приказом Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» от 13.07.2021г. № 450 в части государственных требований к знаниям, умениям, практическому опыту, общим и профессиональным компетенциям по специальности 51.02.02 социально- культурная деятельность ( по видам)








Рецензенты:






Преподаватель

Ечевская И.А.







Преподаватель

Леушканов А.В.







Председатель предметно-

цикловой комиссии

Самойлова И.В.





Разработчик программы,

преподаватель высшей квалификационной категории


Самойлова И.В.


Содержание


1.

Паспорт

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

3.

Условия реализации

4.

Контроль и оценка результатов освоения


































1. Паспорт

1.1. Область применения программы

Рабочая учебная программа является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) и соответствует общим и профессиональным компетенциям:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).

ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.

ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.

ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.

ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.

ПК 2.6. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки эстрадных программ и номеров.

ПК 2.7. Осуществлять деятельность аниматора.


1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина междисциплинарного курса Основы актерского мастерства входит в междисциплинарный курс МДК. 02.02. Исполнительская подготовка профессионального модуля ПМ.02 Организационно - творческая деятельность из обязательной и вариативной частей учебных циклов образовательной программы по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам): Организация и постановка культурно- массовых мероприятий и театрализованных представлений


1.3. Цели и задачи дисциплины междисциплинарного курса, требования к результатам освоения

В результате освоения дисциплины междисциплинарного курса обучающийся должен:

иметь практический опыт:

личного участия в качестве исполнителя вкультурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлений;

работы с актерами, отдельными участниками мероприятий и творческими коллективами, работы над сценическим словом;

уметь:

выявлять детали внутренней и внешней характерности образа, применять навыки работы актера;

работать над сценическим словом, использовать логику и выразительность речи в общении со слушателями и зрителями;

использовать выразительные средства сценической пластики в постановочной работе;

знать:

типы, устройство, оборудование сцены, осветительную и проекционную аппаратуру, технику безопасности;

систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского, специфику работы актера в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях;

элементы психофизического действия, создания сценического образа;

особенности работы над словесным действием, «внешнюю» и «внутреннюю» технику словесного действия, принципы орфоэпии, систему речевого тренинга;

общие закономерности и способы образно-пластического решения, возможности сценического движения и пантомимы.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ


2.1. Объем дисциплины междисциплинарного курса


Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

Обязательные (аудиторные) учебные занятия

Общий объем часов по курсу обучения

530

176

354

Объем часов по семестрам:

1 семестр

60

20

40

2 семестр

82

27

55

3 семестр

60

20

40

4 семестр

66

22

44

5 семестр

72

24

48

6 семестр

63

21

42

7 семестр

60

20

40

8 семестр

67

22

45





2.2. Тематический план и содержание дисциплины междисциплинарного цикла





Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала; практическая подготовка;

самостоятельная работа студентов


Объем в часах

Уровень освоения*





Уровень освоения*

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Аудиторная учебная нагрузка

групповые занятия

мелкогрупповые занятия

индивидуальные занятия


Семестр 1

60

20


32

8


Раздел 1. Основы актерского мастерства

как необходимый компонент профессионального обучения.

60

20


32

8

1-2

Дисциплина «Мастерство актера», ее значение в профессиональном образовании.

Цели и задачи дисциплины. Основные этапы развития педагогики актерского мастерства.

Традиции преподавания актерского мастерства.

Школа психологического реализма и ее место в мировом театре.

Учение К. Станиславского.

Элементы системы К. Стани­славского: воображение, фантазия, внимание.

Импровизация.

Принцип перевоплощения.

Перспектива актера и перспектива роли.

Зерно сценического образа.

Характер и харак­терность.

Средства актерской выразительности и способы перевоплощения в образ.

Работа со специальной литературой, анализ произведений искусства, и литературы при подготовке роли.

Общение со зрительской аудиторией.







Практическая подготовка:

Развитие элементов органического действия актера: тренировка и развитие внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, памяти.

Действие как осмысленное и целенаправленное движение. Логика действий, психологическая мотивация. Содержательность и выразительность действий.

Развитие первичных навыков актерской игры на примере одной малой литературной формы.







Самостоятельная работа студентов:

Изучение специальной литературы по истории театра.

Ознакомиться и законспектировать основные положе­ния трудов К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над ролью».

Познакомиться с методиками тренинга:

В. Мейерхольда (биомеханика), Е.Вахтангова (импровизация), М. Таирова (ориентация на классические формы).






1-2

Семестр 2

82

27


44

11


Раздел 2. Сценическое действие основа актерского мастерства

82

27


44

11

1-2

Освоение понятия сценического действия.

Действие как эмоцио­нальный посыл.

Ритм, характер, пластическая выразительность, степень условности действия на сцене.

Действие как единый психофизический процесс.

Вера в сочиненные обстоятель­ства.

Возникновение отношения к объекту внимания, партнеру.

Составные части действия: оценка, пристрой, выбор приспособлений, воздействие.

Общение как внутрен­нее и внешнее воздействие партнеров, взаимодействие.

Виды общения: общение с партне­ром, самообщение, внутреннее общение.







Практическая подготовка :

Освоение практических навыков на воспитание памяти физических действий.

Упражнения на действие с разными задачами (с разной эмоциональной окра­ской, в разных предлагаемых обстоятельствах, в различной психо­логической атмосфере), на воздействие глазами, жестом.

Выполенение упражнений и 2-3 простейших этюда – беспредметных, с предметами.

Решение задачи прослеживания изменения отношения к предмету в зави­симости от обстоятельств.







Самостоятельная работа студентов:

Подготовить и показать бытовые этюды по следующей тема­тике: физическое действие, физическое самочувствие, действие с воображаемым предметом.






1-2

Семестр 3

60

20


32

8


Раздел 3. Выразительность внутренней и внешней пластики актера

60

20


32

8

2

Определение предлагаемых обстоятельств.

Форма сценического образа как сочетание (комплекс) выразительных средств актера.

Овладение пластической выразительностью актера.

Жест и мимика.

Классификация жестов.

Обусловленность жеста мелодической, гармоническом и темпоритмической структурой музыкального произведения.

Влияние законов драматургии на выразительность жеста.

Особенности проявления эмоций в деятельности людей разных профессий: дирижера, педагога, врача, судьи, дрес­сировщика, клоуна, конферансье и т. д.







Практическая подготовка :

Показ 2-3 этюдов на всплеск базисных эмоций: радости, страха, злости, доверия, печали, отвращения, удивления, интереса.







Самостоятельная работа студентов:

Составление словаря профессиональных терминов актерских амплуа.






2

Семестр 4

66

22


44



Раздел 4. Воображение и психофизическая память как основные составляющие актерского мстерства

66

22


44



Тема 4.1. Творческое воображение и фантазия.

15

5


10


2-3

Роль и значение воображения и фантазии в творчестве актера.

Воображение, фанта­зия, память.

Абстрактное и конкретное на сцене.

Обоснование вымысла.

Вера в обстоятельства как средство достижения правды вымысла, развитие воображения как необходимого условия создания образа и сценического действия.







Практическая подготовка:

Упражнения на оправдание действий, не связанных между собой, на оправдание слов.

2-3 этюда на природно-физиологическую, профессиональную, национальную, внешнюю характерность прошлого.

Тренинг на развитие техники актерского мастерства и ассо­циативно-образного мышления.







Самостоятельная работа студентов:

Представление новых идей и образов возможных и невозмож­ных объектов на основе реальных знаний.

Составление цепи этюдов на развитие по следующей тематике: погас свет, утюг, отключили воду, опоздание и т. д.






2-3

Тема 4.2. Эмоциональная и двигательная память.

51

17


34


2-3

Основные виды памяти.

Эмоциональная память – память чувствований.

Сила эмоциональной памяти.

Свойства эмоциональной памяти.

Необходимость сильной и яркой эмоциональной памяти в творчестве.

Двигательная память.

Мышечно-двигательные образы движений.

Автоматизм в физическом поведении артиста.

Основные виды памяти. К. Станиславский о двигательной и эмоциональной памяти.

«Манки» эмоциональной памяти (внешняя сценическая обстановка, настроение, мизансцена, свет, музыка).

Роль музыкального сопровождения в развитии мышечной памяти артиста.







Практическая подготовка :

Упражнения и этюды на движение и его разви­тие по тематике: прогулка, невидимый мяч, ветер, по болоту, по доске, ощущение.

Показ 3-4 этюдов на демонстрацию волевых качеств лично­сти: настойчивости, инициативы, решительности, смелости, само­обладания.







Самостоятельная работа студентов:

Составление и показ тематических тренинговых комплексов упражнений на развитие элементов эмоциональной выразительности.






2-3

Семестр 5

72

24


48



Раздел 5 . Выразительные средства актерского мастерства

72

24


48



Тема 1.6. Слово как средство выразительности

36

12


24


2-3

Словесное действие исполнителя.

Подробный разбор текста.

Взаимосвязь текста, голоса с пластикой тела, мимикой, жестом.

Подтекст – внутренний добавочный смысл, который выявляется на основе конфликта с учетом ситуации и раскрывается с помощью голоса, мимики, жеста, паузы.

Работа над литературно-музыкальным произведением.

Анализ средств выразительности в музыкальном сопровождении.







Практическая подготовка :

Выразительное произношение текста вслух, передача его сценическими движениями.

Разбор музыкального произведения, сопровождающего сценические движения.

Раскрытие подтекста на примере определенного литературно-музыкального материала (по выбору).







Самостоятельная работа студентов:

Выразительное произнесение текста вслух в сопровождении сценическими движениями.

Раскрытие подтекста на примере определенного литературно-музыкального материала (по выбору).






2-3

Тема 1.7. Восприятие и наблюдательность

36

12


24


2-3

Восприятие как совокупность психических процессов. Эмо­циональная сторона восприятия явлений окружающей жизни и их значение для актера.

Взаимосвязь восприятия и воображения. Раз­личные планы воображения: зрительный, слуховой, моторный.

Предпосылки активизации воображения: увлечение, острота вос­приятия, сверхзадача, действие.

Восприятие объектов окружающего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса – первая ступень, основа актер­ского творчества.

Накопление материала и особенности актерской наблюдательности. Развитие умения видеть до мельчайших под­робностей особенности поведения человека в различных жизнен­ных ситуациях, улавливать внутреннюю логику и динамику проис­ходящих событий.

Актер как психолог. Непрерывность личностных наблюдений и их обобщающий анализ.







Практическая подготовка:

1-2 Этюда на наблюдение.

Создание роли, конкретно образной, в форме чувственных переживаний, живых воспоминаний.

«Оживление» биографии фактами, деталями.

Создание анкеты образа, в которой отражается следующее: социальное происхождение, мировоззрение, условия прошлой и настоящей жизни персонажа, материальная обеспеченность, про­фессия и место работы, образование, наследственно-биологические особенности физической природы образа, бытовая среда, качество интеллекта, темперамент







Самостоятельная работа студентов:

Подбор музыкального материала для сопровождения этюдов.






2-3

Семестр 6

63

21


34

8


Раздел 6. Актерское взаимодействие в воплощении сценического образа.

63

21


34

8


Тема 6.1. Процесс взаимодействия партнеров

30

10


16

4

2-3

Общение как внутреннее и внешнее воздействие партнеров, вза­имодействие.

Установление внутренней связи.

Виды общения: общение с партнером, самообщение, внутреннее общение.

Средства общения: разговорная интонация, глаза, жест, действие, мимика.

Стадии процесса обще­ния: ориентирование в окружающих условиях, выбор объекта; под­ход к объекту, привлечение его внимания, восприятие мыслей, чувств, видений партнера; передача своих видений, отклик объекта.

Приспособления – внутренние и внешние ухищрения, с помо­щью которых люди приспосабливаются друг к другу при общении и усиливают воздействие на объект.

Вну­треннее общение – важнейшее в творчестве для передачи «жизни человеческого духа» на сцене.

Средства общения: разговорная интонация, глаза, жест, действие, мимика.

Создание органического подлинного общения. Процесс взаимо­действия партнеров.

Взаимозависимость приспособлений партнеров в про­цессе общения. Качества приспособлений: яркость, тонкость, изящество, вкус.

«Оживление» приспособлений при работе над ролью.

Требования к выразительным средствам артиста при сценическом общении.







Практическая подготовка:

Тренинг сценического общения.

1-2 Этюда на общение в условиях органического молчания, т. е. молчания, определяемого предлагаемыми обстоятельствами.







Самостоятельная работа студентов:

Подготовка этюдов на взаимодействие партнеров в сочетании со стихот­ворным текстом или «разговорной интонацией» по тематике: ска­мейка в парке (незнакомы, но хотят познакомиться), день рожде­ния, брат и сестра, соперники.






2-3

Тема 6.2. Форма сценического образа и его сочетание

33

11


18

4

2-3

Техника актерской игры и основы исполнительской выразительности (мимика, жест, поза, походка, движение различных видов).

Образ как характер, создаваемый актером, подчинение элементов внутренней и внешней характерности художествен­ному замыслу.

Эмоциональное зерно – основа создания сцениче­ского образа.

Роль музыки в построении образа, ее главенствующее начало, определяющее драматургию, состояние, темпоритм, эмоциональный накал, характер исполне­ния движений.

Смена действия в зависимости от музыки.

Музыка как условие создания сценической атмосферы.

Пантомима, жест, мимика.

Разнообразие жестов.

Жанры, формы, стили и виды движений, как средства выразительности.







Практическая подготовка:

Создание сценического образа специфическими средствами искусства (танец, пластика, пантомима и т. д.) средставми 1-2 этюдов

Освоение приемов актерской тех­ники (сценическое внимание, воображение, эмоциональная и дви­гательная память, отношение к факту и его оценка, вера в предла­гаемые обстоятельства, общение с партнером и т. д.).







Самостоятельная работа студентов:

Создание образа героя средствами сценической выразительности на основе различного музыкального материала.

Показ этюдов на литературно- музыкальной основе.






2-3

Семестр 7

60

20


32

8


Раздел 7. Драматургия.

60

20


32

8


Тема 7.1. Основы драматургии.

15

5


8

2

3

Драматургия – теория и искусство построения драматиче­ского произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.

Драматургия – совокупность драматических произведений отдельных писателей, страны или народа, эпохи.

Основные эле­менты драматического произведения и принципы драматургии.

Трактовка драмы как действия, совершающегося (а не совершив­шегося) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц.

Понятие «жанр».Основные жанры драматур­гии: трагедия, комедия, драма; их разделение.

Характер жанров.







Практическая подготовка :

Формирование навыков работы поста­новщика номера по инсценировке отрывка из произведения опре­деленного жанра с использованием в показе элементов театрализации (костюм, грим, реквизит).







Самостоятельная работа студентов:

Подбор элементов сценографии для осуществления постановки театрального номера.






3

Тема 7.2. Основные жанры драматургии.

15

5


8

2

3

Комедия и ее отличи­тельные особенности. Социальные функции комедии.

Фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта и пародия («Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, фильм «Карнавальная ночь»)

Трагедия и ее особенности («Ромео и Джульетта» С. Проко­фьева)

Предмет и суть трагедии. Драма, ее основа и эволюция («Жизель» А. Адана, «Князь Ягайло и Витовт» В. Золотарева, «Страсти по Авдею» В. Бутромеева)







Практическая подготовка :

Развитие и совершенствование навыков актерской игры в постановке отдельных сцен из театральных спектаклей в жанрах комедии и трагедии.







Самостоятельная работа студентов:

Конспект по теме «Особенности основных жанров драматургии».

Подготовка презентации на тему «Выдающиеся драматурги».






3

Тема 7.3. Особенности стиля и жанра драматического произведения

30

10


16

4

3

Стилистика и жанро­вое многообразие мировой драматургии.

Трансформация жанра драматического произведения под влиянием режиссерской интерпретации.

Способы адаптации классического произведения в нано-технологическом времени («Вий» Н. Гоголя, «Щелкунчик и мышиный король» Э. Т. А. Гофмана, «Избранница» Е. Глебова и т. д.).

Проблема сохранения авторского языка, стиля, формы.

Отбор приемов в зависимости от стиля и направления драматургии, режиссерского замысла (сверхза­дачи) и режиссерского решения, особенностей исполнителей, сценического пространства и его оснащенности, зрительской аудитории и т. д.

Накопление профессиональных режиссерских приемов, овладение творческим инструментарием.







Практическая подготовка :

3-4 Этюда с одной и той же событийно-действенной основе в различных жанрах: фарсе, фантасмагории, вестерне, лирической комедии, лубке, трагедии и т. д.







Самостоятельная работа студентов:

Составление целевого тематического тренингового комплекса актерских упражнений.






3

Семестр 8

67

22


45



Раздел 8. Творческое перевоплощение артиста.

67

22


45



Тема 8.1. Действенная основа роли

45

15


30


3-4

Отражение в роли лич­ностных качеств героя.

Особенности образного мышления актера в работе над ролью.

Предлагаемые обстоятельства – одно из средств создания сце­нического образа. Зависимость подачи образа от поведения пар­тнеров.

Работа над ролью в рамках режиссерского решения, предложен­ного педагогом, и в ансамбле с другими исполнителями.

Анализ обстоятельств с точки зрения эмоциональности.

Понимание линии развития роли в репетици­онном процессе как важнейшего аспекта работы над образом.

Ознакомление с авторскими произведениями, историче­ским фоном и литературным источником.







Практическая подготовка:

1-2 Этюда на создание образа современника с использованием театральных произведений и музы­кального материала различных эпох: Возрождения, Романтизма, Классицизма и т. д.







Самостоятельная работа студентов:

Подготовка этюда, в котором видны особенности роли в разные периоды: познавания, переживания, воплощения.






3-4

Тема 8.2. Роль и образ

22

7


15


3-4

Образы: природы (атмосферные явления, растительный и животный мир), человека (мать, юноша, герой и т. д.). Комплекс выразительных средств для создания образа (танцевальный язык, пластика тела, мимика, актерское мастерство, музыка, костюм).







Практическая подготовка:

Освоение методики подбора музыкального материала, необходимого для раскрытия роли и образа.







Самостоятельная работа студентов:

Создание этюда на выражение образа (по выбору): природы (атмосферные явления, растительный и животный мир), человека (мать, юноша, герой и т. д.).

Создание этюда на основе сказки (по выбору).






3-4


* При определении результатов освоения дисциплины необходимо учитывать уровень усвоения знаний и умений:

1.Ознакомительный

2.Репродуктивный

3.Продуктивный

4.Творческий



3. Условия реализации

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация Основы актерского мастерства МДК 02.02 Исполнительское искусство предполагает наличие:

3.1.1.

Кабинеты для занятий по МДК «Организационно-творческая деятельность»

Театрально-концертный (актовый) зал (сцена)

Классы для групповых практических занятий (репетиций)


Театрально-концертный (актовый) зал (сцена)


Аудитории №16 №34

3.1.2.

Помещений, соответствующих профилю подготовки, для работы со специализированными материалами

Библиотека, фонотека, видеотека, просмотровый видеозал



3.2 Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения


Аудитория № 16

1.

столы – 14 шт.

2.

стулья – 30 шт.

3.

доска – 1 шт.

4.

учительский стол − 1 шт.

5.

компьютерный стол со стеллажами ‒ 1шт.

6.

МФУ – 1 шт.

7.

компьютеры – 2 шт. с выходом в сеть Internet (рояль ‒ 1шт.)

8.

кондиционер




Аудитория №34

1.

столы – 8 шт.

2.

стулья – 18 шт.

3.

доска – 1 шт.

4.

учительский стол ‒ 1 шт.

5.

тумбочка

6.

шкафы для хранения материалов


Театрально-концертный (актовый) зал 179 мест (сцена)

1.

подставки для хора

2.

стулья -30 шт.

3.

пульты- 25шт.

4.

Концертные рояли – 2 шт.


3.3.Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, дополнительной литературы,

литературы, рекомендованной для ознакомления, Интернет-ресурсов

Основная литература:

Выходные данные печатного издания

Год издания

1.

Захава Б. Режиссура и мастерство актера ‒ М., ИНФРА –М, 2015

2015

2.

Зверева Н., Ливнев Д. Создание актерского образа – М.: ГИТИС, 2013

2013

3.

Карпушкин М. Уроки мастерства - М., 2013

2013


Станиславский К. Работа актера над собой ‒ М., 2014

2014


Дополнительная литература:

Выходные данные печатного издания

Год издания

1.

Кнебель М. Действенный анализ пьесы и роли М.,2013

2013

2.

Попов А. Художественная целостность спектакля М., 2014

2014

3.

Шихматова Л.. Сценические этюды, М., 2013

2013


Литература, рекомендованная для ознакомления

Выходные данные печатного издания

Год издания

1.

Александрова М. Е. Актерское мастерство. Первые уроки. + DVD. Учебн. пос., 2-е изд., стер.

2018

2.

Толшин А. В., Богатырев В. Ю. Тренинги для актера музыкального театра. Учебно-методическое пособие для СПО

2019



Электронные издания:


1

Латынникова, И. Н. Актерское мастерство : учебное пособие для вузов / И. Н. Латынникова, В. Л. Прокопов, Н. Л. Прокопова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11225-2. — URL : https://urait.ru/bcode/495738

2

Станиславский, К. С. Работа актера над собой в 2 ч. Часть 1 / К. С. Станиславский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07313-3. — URL : https://urait.ru/bcode/497733

3

Станиславский, К. С. Работа актера над собой в 2 ч. Часть 2 / К. С. Станиславский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 215 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07315-7. — URL : https://urait.ru/bcode/497735

4

Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке актера : практическое пособие для среднего профессионального образования / А. И. Савостьянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 137 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08728-4. — URL : https://urait.ru/bcode/492632

Интернет-ресурсы


1

actbox.ru›files/samouchitel_akterskogo_masterstva

2

4brain.ruАктёрское мастерствоКниги и учебники

3

theatrins-yar.ru›upload/sveden/docs_rup/Kutsenko_








4. Контроль и оценка результатов освоения

4.1 Банк средств для оценки результатов обучения

Результаты обучения

Освоенные компетенции:

ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывает собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решает проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использует информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работает в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставит цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Обеспечивает функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).

ПК 2.2. Разрабатывает и реализовывает сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.

ПК 2.3. Осуществляет организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.

ПК 2.4. Использует современные методики и технические средства в профессиональной работе.

ПК 2.5. Использует игровые технологии в профессиональной деятельности.

ПК 2.6. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки эстрадных программ и номеров.

ПК 2.7. Осуществлять деятельность аниматора.

Имеет практический опыт:

организации, постановки, художественно-технического оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений и личного участия в них в качестве исполнителя;

работы с актерами, отдельными участниками мероприятий и творческими коллективами, работы над сценическим словом;

Освоенные умения:

умеет:

выявлять детали внутренней и внешней характерности образа, применять навыки работы актера;

работать над сценическим словом, использовать логику и выразительность речи в общении со слушателями и зрителями;

использовать выразительные средства сценической пластики в постановочной работе;

Усвоенные знания:

знает:

типы, устройство, оборудование сцены, осветительную и проекционную аппаратуру, технику безопасности;

систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского, специфику работы актера в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях;

элементы психофизического действия, создания сценического образа;

особенности работы над словесным действием, «внешнюю» и «внутреннюю» технику словесного действия, принципы орфоэпии, систему речевого тренинга;

общие закономерности и способы образно-пластического решения, возможности сценического движения и пантомимы.


4.2. Оценка результатов освоения

Оценка качества подготовки обучающихся по освоению оценивается в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплины междисциплинарного курса;

оценка компетенций обучающихся.

Целью оценки уровня освоения дисциплины междисциплинарного курса в период рубежной и промежуточной аттестации является оценка знаний, умений и практического опыта.

Целью оценки компетенций является оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Результаты качества подготовки по дисциплине междисциплинарного курса

в период рубежной и промежуточной аттестации оценивается в баллах:

5 (отлично);

4 (хорошо);

3 (удовлетворительно);

2 (неудовлетворительно).


4.3. Критерии оценки

1,5, 7 семестры- экзамены

5 (отлично):

Студент демонстрирует выразительное вдохновенное исполнение роли в этюде / инсценировке / спектакле / театрализованном представлении, способствующее воплощению художественного замысла драматурга, ярко выраженное личностное начало исполнителя (амплуа), органично вписывающееся в общую атмосферу мероприятия и хорошо сочетающееся с игрой других исполнителей, высокий уровень актерской техники, владения сценической речью, сценической и танцевальной пластикой, сценическим боем, свободное умение образно-психологического перевоплощения в различных сценических ситуациях, исчерпывающее понимание стилистических, жанровых и драматургических особенностей роли в контексте мероприятия;

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


4 (хорошо):

Студент демонстрирует выразительное исполнение роли в этюде / инсценировке / спектакле / театрализованном представлении, способствующее воплощению художественного замысла драматурга, выраженное личностное начало исполнителя (амплуа), в целом вписывающееся в общую атмосферу спектакля с отдельными неточностями во взаимодействии с игрой других исполнителей, качественный уровень актерской техники, владения сценической речью, сценической и танцевальной пластикой, сценическим боем, умение образно-психологического перевоплощения в различных сценических ситуациях, понимание стилистических, жанровых и драматургических особенностей роли в контексте спектакля;

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


3 (удовлетворительно):

Студент демонстрирует заурядное исполнение роли в этюде / инсценировке / спектакле / театрализованном представлении, в отдельных случаях затрудняющее воплощение художественного замысла драматурга, слабо выраженная творческая индивидуальность (амплуа), интерпретация роли и ее/их исполнение не всегда вписываются в общую атмосферу спектакля и иногда плохо сочетаются с игрой других исполнителей, низкий уровень актерской техники, владения сценической речью, сценической и танцевальной пластикой, сценическим боем, недостаточно убедительное образно-психологическое перевоплощение в различных сценических ситуациях, слабое понимание стилистических, жанровых и драматургических особенностей роли в контексте спектакля;

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


2 (неудовлетворительно):

Студент демонстрирует низкое качество исполнения роли в этюде / инсценировке / спектакле / театрализованном представлении, не способствующее воплощению художественного замысла драматурга, отсутствие выраженного личностного начала исполнителя (амплуа), не вписывающегося в общую атмосферу спектакля и не сочетающегося с игрой других исполнителей, крайне низкий уровень актерской техники, владения сценической речью, сценической и танцевальной пластикой, сценическим боем, неумение образно-психологического перевоплощения в различных сценических ситуациях, непонимание стилистических, жанровых и драматургических особенностей роли в контексте спектакля;

Общие и профессиональные компетенции не освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


2 семестр ‒ зачет

5 (отлично)

Студент демонстрирует творческую работу с учетом выполнения обязательных деталей актерского мастерства: владение психофизическими основами актерского мастерства, профессионально поставленным речеголосовым аппаратом, искусством сценической речи.

Умеет свободно и профессионально использовать возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла.

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


4 (хорошо)

Студент демонстрирует творческую работу с выполнением обязательных деталей актерского мастерства при неярко выраженных отдельных недочетах: владение психофизическими основами актерского мастерства, профессионально поставленным речеголосовым аппаратом, искусством сценической речи;

В целом умеет использовать возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла.

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


3 (удовлетворительно)

Студент демонстрирует творческую работу с ярко выраженными недочетами обязательных деталей актерского мастерства: неточное владение психофизическими основами актерского мастерства, слабо поставленным речеголосовым аппаратом, нечетко владеет искусством сценической речи;

Посредственно использует возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла.

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


2 (неудовлетворительно)

Студент при показе творческой работы демонстрирует наличие отдельных деталей актерского мастерства: крайне плохо владеет навыками психофизических основ актерского мастерства, речеголосового аппарата, искусством сценической речи. Практически не умеет использовать возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, не владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла / творческая работа не выполнена

Общие и профессиональные компетенции не освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


3,4,6, 8- семестр ‒контрольный урок в форме показа творческой работы

5 (отлично)

Студент демонстрирует творческую работу с учетом выполнения обязательных деталей актерского мастерства: владение психофизическими основами актерского мастерства, профессионально поставленным речеголосовым аппаратом, искусством сценической речи.

Умеет свободно и профессионально использовать возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла.

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


4 (хорошо)

Студент демонстрирует творческую работу с выполнением обязательных деталей актерского мастерства при неярко выраженных отдельных недочетах: владение психофизическими основами актерского мастерства, профессионально поставленным речеголосовым аппаратом, искусством сценической речи;

В целом умеет использовать возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла.

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


3 (удовлетворительно)

Студент демонстрирует творческую работу с ярко выраженными недочетами обязательных деталей актерского мастерства: неточное владение психофизическими основами актерского мастерства, слабо поставленным речеголосовым аппаратом, нечетко владеет искусством сценической речи;

Посредственно использует возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла.

Общие и профессиональные компетенции освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


2 (неудовлетворительно)

Студент при показе творческой работы демонстрирует наличие отдельных деталей актерского мастерства: крайне плохо владеет навыками психофизических основ актерского мастерства, речеголосового аппарата, искусством сценической речи. Практически не умеет использовать возможности телесного аппарата воплощения, образное мышление при создании художественного образа актерскими средствами, не владеет навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла / творческая работа не выполнена

Общие и профессиональные компетенции не освоены:

ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9.

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 2.7.


4.4. Формы рубежного контроля и

промежуточной аттестации

1 семестр ‒ экзамен

2 семестр ‒ зачет

3 семестр ‒ контрольный урок в форме творческой работы

4 семестр ‒ контрольный урок в форме творческой работы

5 семестр ‒ экзамен

6 семестр ‒ контрольный урок в форме творческой работы

7 семестр ‒ зачет

8 семестр – контрольный урок в форме творческой работы
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа основы актерского мастерства

Автор: Ирина Владимировна Самойлова

Дата: 12.12.2024

Номер свидетельства: 661604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка " ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ". "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vokal-nogho-kruzhka-viesielyie-notki"
    ["file_id"] => string(6) "187746"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426575617"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа по английскому языку "Занимательный английский" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-zanimatiel-nyi-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "230938"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442321724"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому  языку для 5-6 класса «Занимательный английский» (внеурочная деятельность) на 1 год "
    ["seo_title"] => string(124) "rabochaia-programma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-5-6-klassa-zanimatiel-nyi-anghliiskii-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-1-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "235955"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443895378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "рабочая программа по внеурочной деятельности ( вокал)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vokal"
    ["file_id"] => string(6) "250354"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447074771"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по дополнительному образованию. Драматический кружок. "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-dopolnitiel-nomu-obrazovaniiu-dramatichieskii-kruzhok"
    ["file_id"] => string(6) "111070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407002860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства