Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. И в этом процессе роль певческого дыхания достаточно велика. Певческое дыхание требует постепенного развития и систематической тренировки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Ты не пой, душа – девица»Слова В.Домонтовича , муз. А.Варламова
План урока:
1. Вступительное слово.
2.Основная часть
Упражнения на активизацию дыхания и артикуляционная разминка, вокальные упражнения.
3.Работа над произведениями.
С учащейся младшего класса: М.Парцхаладзе , сл. И. Черницкой «Здравствуй, славная пора»
С учащейся старшего класса : Г.Зейдлер вокализ №4
А.Варламов , сл. В.Домонтовича «Ты не пой, душа-девица»
7.Итог урока.
Ход урока:
Приветствие. Вокальность и слова - две стороны единого процесса, взаимовлияющие
друг на друга, т.к. производятся они единым голосовым аппаратом. Наша задача состоит в том,чтобы добиться плавного связного перехода от звука к звуку. Найти верное звучаниеголоса при абсолютной свободе артикуляционного аппарата.
Пение – сложный психофизический процесс , в котором задействованы все жизненно важные системы организма. И в этом процессе роль певческого дыхания достаточно велика. Певческое дыхание требует постепенного развития и систематической тренировки .
Основная часть.
Упражнение на тренировку дыхательных мышц и активность артикуляционного
аппарата :
- вдох , долгий выдох на согласный «с»
-вдох , резкий выдох на согласный «ф»
- упражнение на активизацию языка -цокание
-упражнение «шпага»( при сомкнутых губах, рот хорошо открыт, прокалываем языком щёки)
Распевка:
- упражнения на слог «да», «ви-ри –ви» legato «а-ре-а-ре» staccato, «май» способствуют выравниванию гласных и вырабатываютактивность артикуляционного аппарата .
- упражнение на гласный «а» staccato , активизирует дыхание.
Работа над произведением:
М.Парцхаладзе «Здравствуй, славная пора» написано в мажоре, в удобном, для учащейся младшего класса, диапазоне . Мелодическая линияплавная. По характеру - светлое , напевное, кантиленного склада.
Перед исполнением произведения проговорим слова, для активизации артикуляционного аппарата:
- на распев, при этом произнося активно согласные звуки(как бы декламируя) ;
-проговорим текст в ритме, это поможет в дальнейшемпропеть мелодию ровным звуком.
Начнём исполнять песню, обращая внимание на третью и шестую долю в такте, чтобы размер 6/8 не провоцировал на подталкивание каждого слога. Следим за движением во фразе, протягивая первую и четвёртуюдолю. Следим за звуковедением .
Г.Зейдлер Вокализ №4
Спросить ученицу, что такое вокализ? Вокализ -- музыкальное произведение без текста. Исполняется с названием нот или на гласный звук. Вокализ – продолжение распевки. В данном вокализе мелодический рисунок носит поступенный лирический характер. Пропеваем с названием нот, сольфеджируя, пропоём по фразам. Следим за ровностью, плавностью звуковедения, уделяя внимание переходным нотам.
Чтобы исполнение не было механическим, можно придумать подтекст. Попросить спеть радостно, с эмоцией.
А.Варламов, сл. В.Домонтовича«Ты не пой, душа – девица». Предложить ученицерассказать о романсе. Попросить проговорить поэтический текст, выделяя опорные слова ( в начале в строчках,затем в куплете и в произведении),это позволяет прочувствовать смысл фразы и при пении использовать правильную интонацию окрасить эмоционально текст. Цель – отработка правильного произношения текста. Обратить внимание на полноту длинного дыхания во фразе.
При исполнении произведения с текстом, возникает проблема - разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным но при этомне укорачивать гласные звуки.
Итог урока
Уделили большое внимание развитию артикуляционного аппарата, работали над согласными и гласными звуками в распевках, вокализе, в произведении. Закрепили понятие о звуковедении.
Список использованной литературы:
Емельянов В.В. Развитие голоса, Координация и тренинг ,2010
Стулова Г.Н.« Развитие детского голоса в процессе обучения пению»,1992