Карточки – задания, инструкционные карты, фишки, раздаточный материал
На столах учащихся – чистые листы бумаги для ответов, ручки.
На доске – тема урока, чертеж
На пинванде – таблица №2, сводная ведомость
Объект работы: пластины 300х250х5 мм
ХОД УРОКА
I Организационная часть – 5 мин.
(построение, проверка учащихся, внешний вид)
II ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
При проведении вводного инструктажа – на этапе «Проверка знаний» используем комбинированный метод проверки знаний. Сюда входят вопросы для повторения пройденного материала, ТБ. Для подсчета баллов выбирается жюри.
Повторение пройденного материала проводится в форме игры, которая состоит из следующих этапов:
Разминка «Любознайка»
Путешествие в мир понятий по обработке металла и свойствам металлов «Подумай и реши»
«Кто быстрее» - решение кроссворда
«Металлы и сплавы» - тесты для капитанов
Устный чайнворд
«Черный ящик»
Решение ребусов
Блиц - загадки
Серпантин «Береги здоровье»
Мастер п/о объявляет условия игры. В игре участвует вся группа, поделенная на 2 команды. У каждой команды есть свой капитан.
1) - разминка «Любознайка»1 балл за каждый правильный (отвечают устно)
Мастер п/о задает по очереди вопросы командам. Ответы принимаются в устной форме. За каждый правильный ответ учащиеся получают по одной фишке, если правильного ответа не прозвучало, отвечают соперники. Количество заработанных за правильные ответы фишек складываются и записывают в таблицу №1.
Приложение №1
1 команда
2 команда
Разминка «Любознайка»
«Подумай и реши»
«Кто быстрее
«Металлы и сплавы»
Устный чайнворд
«Черный ящик»
Ребусы
Блиц -загадки
Серпантин «Береги здоровье»
Итого:
Команда – победитель получает за теорию –«5», а проигравшая бригада получает «4». Эти оценки заносятся в сводную ведомость.
Сводная ведомость
Приложение №2
№
п/п
ФИО
Оценка за внешний вид
Оценка за теоретическую
подготовку
Оценка
За практическую работу
Снижение
Оценки за нарушение правил ТБ
Итоговая оценка
1
2
3
4
1.Разминка «Любознайка»
(за каждый правильный ответ выдается фишка)
1. Листовой металл толщиной менее 1 мм режут:
- ножовкой
-зубилом
- ножницами по металлу
2. При разрезании листовых заготовок лист подаем левой рукой, слегка отгибая его вверх, а ножницы раскрываем:
- не очень сильно, чтобы они захватывая лист, не выталкивали его
- очень сильно, чтобы они выталкивали лист вперед
3. Ножницы бывают:
- с прямыми и кривыми режущими кромками
- с круглыми и прямоугольными режущими кромками
4.При разрезании материалов ножовкой для уменьшения трения и охлаждения полотна делают следующее:
- ножовочное полотно обливают водой
- ножовочное полотно смазывают бензином
- ножовочное полотно смазывают машинным маслом
5. При работе с ножовкой
- в работе участвует средняя часть ножовочного полотна
- в работе участвует все полотно
- в работе участвует передняя часть ножовочного полотна
6. Трубы разрезают:
- ручной ножовкой
- труборезом
- ножницами
Как вы думаете?!
7. Какой материал использовался при изготовлении шпаги в 16 веке (сталь)
8. В честь какого сплава назван век (бронза)
9. Каким инструментом можно измерить шариковую ручку и отверстие для стержня (штангенциркуль)
10. С каким металлом ассоциируется понятие «крепкие нервы» (сталь)
11. Профессия, представители которой совершают чудеса с металлами и металлическими изделиями (кузнец)
12.2000 лет назад к императору Тиберию однажды явился никому не известный мастер и принес ему в дар чашу из чрезвычайно легкого и блестевшего, как серебро, металла и сказал, что этот металл можно получить из глины в любых количествах. Император, испугавшись за свои богатства (золото, серебро), приказал отрубить мастеру голову. Какой металл принес мастер (алюминий)
2. Путешествие в мир понятий по обработке металла и свойствам металлов «Подумай и реши»
(оценивает жюри по пятибалльной системе)
Задание для 1 команды: используя данную букву К, заполнить клетки формы понятиями, которые встречаются при обработке металлов
р
а
з
м
е
т
к
а
л
и
н
е
й
к
а
с
б
о
р
к
а
у
г
о
л
ь
н
и
к
з
а
г
о
т
о
в
к
а
ц
и
р
к
у
л
ь
Задание для 2 команды: используя уже имеющиеся буквы, заполнить данную форму словами, обозначающими некоторые механические свойства металлов
в
я
з
к
о
т
в
е
р
д
о
у
п
р
у
г
о
с
т
ь
п
л
а
с
т
и
ч
н
о
п
р
о
ч
н
о
к
о
в
к
о
Кроссворд «Пирамида» -7 мин
(оцениается по пятибалльной системе)
Командам предлагается кроссворд в форме пирамиды на время – 7 мин. Нужно, используя уже имеющиеся буквы, заполнить данную форму словами, имеющими отношение к теме «Металлы и сплавы»
Вопросы:
1. Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии
2. Сталь, применяемая для изготовления различных инструментов.
3. Сталь, применяемая для изготовления различных металлических конструкций
4. Свойство металлов в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки
5. Сплав алюминия с медью и другими элементами серебристого цвета
6. Сплав меди с цинком желтого цвета
6
л
а
т
у
н
ь
5
д
ю
р
а
л
ю
м
и
н
и
й
4
ж
и
д
к
о
т
е
к
у
ч
е
с
т
ь
3
к
о
н
с
т
р
у
к
ц
и
о
н
н
а
я
1
2
и
н
с
т
р
у
м
е
н
т
а
л
ь
н
а
я
к
о
р
р
о
з
и
о
н
н
о
с
т
о
й
к
о
с
т
ь
4. Тесты для капитанов команд «Металлы и сплавы»
(оценивается по пятибалльной системе)
Пока команда разгадывает кроссворд капитанам индивидуальное задание.
К каждому названию нужно подобрать верное описание:
Командам предлагается сесть в круг и, перекидывая мяч от одного к другому, называть слова, имеющие отношение к слесарному делу. Играющий громко и четко произносит слово, затем бросает мяч кому-нибудь из соперников. Принимающий мяч быстро (дается 5 сек) «прицепляет» к этому слову другое, которое начинается с последней буквы предыдущего слова . Например: кернер – разметка. В словах, оканчивающихся на Ы, Ь, Й – брать предпоследнюю букву. Если кто-нибудь не назовет слова или просрочит время, выбывает из игры. Выигрывает та команда, чей игрок останется последним в круге.
6. «Черный ящик»
(оценивается по пятибалльной системе)
Команды в течение минуты должны угадать, что лежит в черном ящике.
1 команда – инструмент для точных ювелирных работ, для зачистки в труднодоступных местах (отверстий, углов, коротких участков профиля и т.д.) (надфиль)
2 команда – инструмент для вырубания канавок (крейцмейсель)
7. Разгадывание ребусов
(оценивается по пятибалльной системе)
1 команда (надфиль)
ФИЛЬ
2 команда (уголок)
8. Блиц – загадки
(за каждый правильный ответ - фишка)
1. Им оружие не заряжают
Деталь он прочно закрепляет (патрон)
2.Две трубы соединит,
Обеспечит герметичность
И притянет, как магнит (фланец)
3. Наполовину медь, но не бронза
Блестит, как золото,
Но стоит дешево (латунь)
4. Человек металл с металлом смешал.
Какое имя он смеси дал (сплав)
Серпантин «Береги здоровье»
(оценивается по пятибалльной системе)
Из имеющихся предложений составить:
1 команде – «Общие правила по ТБ при выполнении слесарных работ»
2 команде – «Правила по ТБ при разрезания металлов»
Общие правила
1.Надлежащая производственная одежда: фартук, нарукавники, головной убор, рукавицы. У одежды не должно быть свисающих и болтающихся частей.
2. Крышка верстака и пол на рабочем месте должно быть чистым.
3. Инструмент, требуемые для работы материалы и приспособления аккуратно разложить на верстаке
4. Работать только исправным инструментом, прочно закрепленным на гладких без заусенец и трещин ручках
5. Нельзя насаживать деревянные ручки, ударяя их торцом по загрязненному опилками и стружками верстаку, так как стружка вонзится в торец ручки и при работе ранит ладонь
6. Внимательно выслушать указания учителя о предстоящей работе
При разрезании:
1) Ножовочное полотно должно быть правильно закреплено в станке: слабо закрепленное может выскочить, а туго натянутое – лопнуть и поранить руку.
2) В конце резания нужно поддержать отрезаемую часть, чтобы она не упала на ноги.
3) Разрезать листовой материал следует в рукавицах
4) Запрещается на ходу регулировать механическую ножовку
По окончании игры, Мастер п/о подводит итоги этапа «Проверка знаний».
Затем мастер п/о проводит инструктаж по практической работе.
Начинать инструктаж можно с краткого напоминания учащимся уже знакомых им правил техники безопасности при резке металлов.
Прежде, чем учащиеся приступят к практической работе, мастеру п/о следует обратить внимание учащихся на чертеж, который прикреплен к доске. Это наглядное изображение прокладки, которую учащиеся будут вырезать из металла с помощью ножовки. Чертеж выполнен в масштабе 1: 5, т.е. все размеры уменьшены в 5 раз. Такой же чертеж на иструкционных картах, которые раздаются учащимся !
Следует обратить внимание учащихся, что с обратной стороны написан порядок выполнения практической работы, а также памятка по ТБ. Мастеру п/о рекомендуется напомнить учащимся, как производить разметку пластин и подготовку металла под резку
Так как урок обобщающий, т.е аналогичную работу учащиеся выполняли, поэтому личный показ мастера техники резки металла ножовочным полотном не проводится.
Перед тем, как приступить к работе мастер п/о объявляет, что во время самостоятельной работы можно будет использовать разноцветные сигнальные карты, которые означают:
красный – не понял, нужна помощь!
зеленый – знаю!
желтый – сомневаюсь!
III ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Учащиеся выполняют самостоятельную работу:
1 Разметка металлических пластин, подготовка металла под резку
2. Разрезание металла при ручной обработке с помощью ручных ножниц или ножовки
1 обход: Проверить все ли учащиеся приступили к выполнению задания и организацию рабочего места
2 обход: Проверка правильность трудовых приемов.Соблюдаются ли правила техники безопасности.
3 обход: Проверка правильности ведения самоконтроля. Мастер п/о
проверяет правильно ли выполняется работа.
4 обход: проверка правильности соблюдения технических условий. Контроль за выполнением работы.
1 задание: работают бригадиры у доски, отгадывают ребус.
Бригаде «Искра»
Кислород
К’‘‘‘Л’д
Бригаде «Электрод»
Баллон
‘‘‘л’’‘‘‘н
А теперь давайте подведем итоги игры. Слово жюри. Бригада – победитель получает за теоретическую подготовку – оценку «5», а проигравшая бригада – оценку «4» . И эти оценки сейчас я выставлю в сводную ведомость.
Сейчас приступим к практической работе. Обратите внимание на чертеж, который прикреплен к доске. Это чертеж нахлесточного соединения пластин. На нем мы видим 3 проекции нахлесточного соединения: фронтальная - вид спереди, горизонтальная - вид сверху, профильная - вид слева и аксонометрия, т. е. наглядное изображение соединения внахлест.
Такой же чертеж у вас на инструкционных картах.
По этому чертежу вы будете выполнять сварное соединение пластин.
Теперь переверните инструкционную карту и с обратной стороны написан порядок выполнения практической работы.
А сейчас Владимир Сопарович покажет вам образец сварки внахлест при нижнем положении пластин и расскажет об особенности сварки пластин в нижнем положении, о правильном выборе режима поддержания сварочной дуги, о способах сварки, в зависимости от положения электрода: вертикально расположенным электродом, углом назад, углом вперед, о различных колебательных движениях электродом при сварке.