Просмотр содержимого документа
«Разработка практического задания по МДК 04.01. Социально-бытовое обслуживание пожилых и инвалидов»
Инструкционная карта №16№17№18
на выполнение практического занятия по дисциплине
ПМ 04«Выполнение работ по должности «социальный работник»
МДК 04.01. Социально-бытовое обслуживание пожилых и инвалидов.
Тема:«Составление плана работы по поддержанию семей лиц пожилого возраста и инвалидов в соответствии с гигиеническими требованиями»
Цель:
Дидактическая –отработать навыки составления плана работы по поддержанию семей лиц пожилого возраста и инвалидов в соответствии с гигиеническими требованиями.
Воспитательная – воспитывать интерес к междисциплинарному курсу и его значимости, воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.
Развивающая – развить умения: отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно выбирать технологию выполнения работы; работать самостоятельно и оказывать взаимопомощь одногруппникам; логически мыслить и выбирать пути решения проблемной ситуации.
Приобретаемые умения и навыки: умение составлять план работы по поддержанию семей лиц пожилого возраста и инвалидов в соответствии с гигиеническими требованиями Норма времени: 6 часов.
Оснащение рабочего места: Инструкционные карты.
Литература: В.П.Галаганов «Право социального обеспечения». М.: Издательский центр «Академия», 2013 стр.399-403.
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживании населения в РФ» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ;
Постановление Правительства МО от 30.12.2014 N 1195/51 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области»
Правила по ТБ. 1. Осторожно обращаться с колющимися предметами.
Ход работы.
Последовательность выполнения заданий.
Задание 1.
Изучить Санитарно-гигиенические требования при социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов. При помощи справочного материала составить и заполнить таблицу по основным гигиеническим требованиям.
Санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами на дому. (СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям – записать в тетрадь для записи основных законодательных актов).
1) Гигиена жилого помещения и личная гигиена клиента.
Жилище - источник хронических и многих тяжёлых заболеваний. Как показывает практика, естественный состав воздуха в помещении нарушен из-за насыщения его возникающими в результате деятельности человека, загрязнениями. Так, по сведениям, приведённым в специальной литературе, в воздухе наших квартир обнаружено около сотни органических и неорганических веществ различной степени токсичности. При этом внутри помещений воздух бывает загрязнён сильнее, чем на улице, в несколько раз. Бедность и грязь часто сопутствуют неудовлетворительным жилищным условиям.
Чрезвычайно трудно обеспечить соблюдение требований личной гигиены при отсутствии водопроводной воды, а отсутствие общественной системы сбора и удаления отходов ведёт к их накоплению. Даже в тех случаях, когда население в пределах тех возможностей, какими она располагает, предпринимает попытки улучшить гигиеническое состояние жилищ, положительные результаты достигаются редко. Это обусловлено, прежде всего, тем, что такие недостатки жилищ, как текущая крыша и потрескавшиеся стены, способствуют проникновению и накоплению в жилищах грязи, пыли и сажи и появлению сырости. Наличие грязи привлекает в жилище блох, клещей, вшей и клопов, которые могут быть переносчиками заболеваний. Плохие жилищные условия способствуют размножению мышей и крыс, которые также могут быть носителями и переносчиками заболеваний, и проникновению мух и комаров, что в итоге ведёт к распространению таких заболеваний, как трахома, малярия, жёлтая лихорадка и филяриатоз.
2) Требования к содержанию жилых помещений
Не допускается:
- использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией;
- хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух;
- выполнение работ или совершение других действий, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях;
- захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования;
- использование бытовых газовых приборов для обогрева помещений.
Необходимо:
- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно - гигиенические условия;
- обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры;
- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
С целью обеспечения соответствующих санитарно-гигиенических условий социальный работник обязан:
- поддерживать условия проживания с учётом состояния здоровья (регулярная смена нательного и постельного белья, влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную, проветривание помещения, вынос мусора, организация стирки белья, сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности));
- оказывать помощь в соблюдении личной гигиены (причёсывание, стрижка ногтей, ванны, обтирание и т.д.).
Социальный работник должен соблюдать инфекционную безопасность – уберечь себя и близких от возможных инфекционных заболеваний (использование дезинфицирующих растворов, моющих средств, перчаток, маски, специальной одежды и т.д.).
3) Покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости (СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов – записать в тетрадь для записи основных законодательных актов))
Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать клиент. При этом целесообразно вести особую тетрадь заявок клиента, в которую в присутствии клиента с последующей его росписью или самим клиентом заносится перечень товаров, которые должен приобрести социальный работник. Такая мера не является неэтичной по отношению к клиенту — она необходима для того, чтобы впоследствии между ним и социальным работником не возникло разногласий по поводу ассортимента и количества заказанных и приобретенных товаров (клиент может забыть, что поручил приобрести, а свою забывчивость приписать невнимательности социального работника). Следует также заранее предупредить возможность возникновения разногласий по поводу цен на приобретаемые продукты и товары, сообщив клиенту примерную стоимость каждого из них примерную стоимость всех покупок.
Задание 2. Ознакомиться с правилами оформления графика работы социального работника. Составить по предлагаемому образцу свой график работы при условии, что у социального работника три подопечных и посетить каждого социальный работник должен три раза в неделю.
Обслуживание подопечных осуществляется согласно графику работы (посещений подопечных), где указаны дни посещений данного подопечного и время обслуживания (согласно перечню или расчету предоставляемых услуг).
Услуги оказываются согласно заключенному договору на предоставление (платных или бесплатных) услуг и приложению к договору (расчету оплаты или перечню предоставляемых услуг).
График работы
социального работника ____________________________________
(Ф.И.О.)
№
п/п
Ф.И.О.
обслуживаемых
Дни недели и время посещений
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
1.
Комарова Н.П.
8.00-9.00
8.00-9.30
8.00-9.00
2.
Пейдан А.А.
9.30-10.30
10.00-11.30
9.30-10.30
3.
Савченко Т.И.
8.00-9.00
8.00-10.00
Задание 3. При помощи сети Интернет (http://docs.cntd.ru/document/1200068701) найти Стандарт ГОСТ Р 53060-2008. Выписать его название, разделы. Из п.4 выписать состав и характеристику документации учреждений социального обслуживания.
Задание 4. Решите ситуационную задачу:
В Центр социального обслуживания населения г. Южно-Сахалинска обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.
а) определите проблему клиента.
б) нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем.
в) в какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения?
г) какие для этого необходимы документы?
Методические рекомендации.
В первом задании необходимо используя данный материал составить таблицу.
Во втором задании необходимо составить график работы социального работника.
В третьем задании необходимо при помощи сети Интернет найти и изучить ГОСТ Р 53060-2008.
В четвертом задании необходимо решить ситуационную задачу.
Контрольные вопросы. Метод: вопрос-ответ
Назовите основные Санитарно-гигиенические требования при социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов.
Назовите основные документы учреждения социального обслуживания.