kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка практического занятия по теме: "Структура и планировка посудомоечных машин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка практического занятия по теме: "Структура и планировка посудомоечных машин"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка практического занятия по теме: "Структура и планировка посудомоечных машин"»

Министерство образования Белгородской области ОГАПОУ « Алексеевский агротехнический техникум»










АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

НА 2024-2025 ГОД












Алексеевка 2024г.

Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа воспитания ОГАПОУ « Алексеевский агротехнический техникум», является обязательной частью ФООП УО.

Программа воспитания:

  • предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации;

  • разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);

  • реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;

  • предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

  • предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа воспитания обучающихся ориентирует педагогические коллективы на совместную работу, на создание и развитие внутритехникумовских сообществ, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с целью социализации, интеграции в общество.

  1. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса

Воспитательный процесс в ОГАПОУ « Алексеевский агротехнический техникум» направлен на создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Учитывая специфику развития данной категории обучающихся, программа учитывает необходимость целенаправленного формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями; а также в выявление и развитие возможностей и способностей.

Ребенок и его социальное окружение причастно к его личностному развитию. Оно проходит в рамках трех различных, но при этом связанных между собой процессов:

  • саморазвития (самостоятельного и осознанного конструирования ребенком своей индивидуальной картины мира);

  • стихийной социализации (непреднамеренного влияния общества на ребенка);

  • воспитания (целенаправленного влияния общества).

Таким образом, воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для него условий.

В ОГАПОУ « Алексеевский агротехнический техникум» процесс воспитания происходит в условиях, решающих общепринятые в системе образования воспитательные задачи с учетом ограниченных возможностей воспитанников и обеспечением особых потребностей в воспитании, формировании отсутствующих социальных, коммуникативных,

поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитательный процесс имеет ряд объективных особенностей:

  • отличается динамичностью, изменчивостью, вариативностью;

  • имеет многофакторный характер;

  • в нем прослеживается единство целей, задач, содержания, форм и методов;

  • обладает тремя видами связей: прямая связь – от учителя к воспитаннику, обратная связь

  • от воспитанника к учителю, комбинированная связь – от родителей, учителей, педагога- психолога к воспитаннику.

Эффективность и успешность воспитательного процесса в ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»обеспечивается за счет создания педагогических условий:

    • наличие адаптированной основной общеобразовательной программы;

    • предоставление психологических и социальных услуг;

    • предельная индивидуальность и учет особенностей развития каждого ребенка в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе;

    • связь с процессом обучения и коррекционной работой;

    • присутствие во всех элементах жизнедеятельности ребенка;

    • непрерывный педагогический поиск индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия;

    • профессиональных возможностей педагога (эрудиция, неординарность личности, его культура, внешний вид, интересы и увлечения)

Процесс воспитания в ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум» построен с учетом закономерностей воспитательного процесса детей с ОВЗ:

  1. Воспитание происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка с ОВЗ и определяется активностью воспитанника на конкретный момент его развития. Именно педагог создает условия для формирования у воспитанников положительного отношения к участию в воспитательном процессе.

  2. Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся между ребенком и окружающими его людьми. Руководя деятельностью

студента, учитель организует в ней ситуации успеха, доверия и взаимоуважения, которые чувствует каждый обучающийся.

  1. Максимальное включение педагога в деятельность ребенка с ОВЗ, соотнесение действий, поступков и поведения потребностям каждого воспитанника.

  2. Технологии и весь характер воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых. Педагог самостоятельно определяет меру собственного участия в деятельности детей. По мере развития ребенка доля участия педагога уменьшается, но не исчезает.

В воспитательной системе МОУ «Мордвесский центр образования имени В.Ф. Романова» ключевую роль играет комплексное и равноценное осуществление трех основных педагогических действий:

    • вовлечение воспитанников в такие совместные дела, которые отвечают их интересам и потребностям (когнитивная сторона процесса личностного роста);

    • создание детско-взрослых общностей, которые объединяют педагога, воспитанников ощущением своей принадлежности к некому общему кругу неформальными отношениями, взаимной симпатией (релационная, «отношенческая» сторона процесса личностного роста);

    • побуждение детей к приобретению новых для них социально значимых знаний, к развитию социально значимых отношений, к получению опыта осуществления тех или иных социально значимых действий. Именно так взаимодействие педагога и ребенка наполняется ценностно-ориентирующим содержанием (когнитивная сторона процесса личностного роста).

Таким образом, личностный рост ребёнка представляет собой процесс:

    • усвоения им социально значимых знаний;

    • развития его социально значимых отношений;

    • приобретения им опыта осуществления социально значимых действий.

Процесс воспитания в МОУ «Мордвесский центр образования имени В.Ф. Романова» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

    • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

    • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

    • организация основных совместных дел школьников и педагогов, которые отвечали бы интересам и потребностям детей;

    • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в МОУ «Мордвесский центр образования имени В.Ф. Романова» являются следующие:

    • ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие участников воспитательного процесса;

    • стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

    • важной чертой каждого общешкольного дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов, соответствующий возможностям обучающихся;

    • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

    • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, а поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

    • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

    • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

В соответствии с Федеральным законом №273 –ФЗ реализации воспитательной работы с обучающимися на дому, которые находятся на длительном лечении и других групп, нуждающихся в особом внимании и вовлечении в целенаправленный воспитательный процесс, происходит в сетевой, дистанционной или очной форме. Сетевая форма применяется образовательной организацией для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающегося и реализации образовательной программы в полном объеме с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Очная форма обучения, подразумевает посещение обучающегося на дому в соответствии с индивидуальным планом. Дистанционная форма обучения с применением

ЭОР одна из самых распространенных. При этом рекомендуется при реализации общеобразовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий осуществлять тьюторское сопровождение больного ребенка в очной форме.

Хорошо себя зарекомендовали такие способы обучения больного ребенка, которые дают ему возможность расширить в условиях госпитальности общение и взаимодействие со сверстниками:

    • включение ребенка из больничной палаты в работу группы детей в школьном секторе

детской больницы, в работу своего класса образовательной организации по месту жительства;

    • онлайн-участие в различных школьных мероприятиях и другие формы взаимодействия на основе дистанционных образовательных технологий.

Необходимо соблюдать этические нормы по отношению к больному ребенку, другим детям в больничной палате и согласовывать такие формы взаимодействия с его родителями (законными представителями). Во многих случаях по этическим соображениям возможно использование только аудиовключения больного ребенка при коммуникации с педагогами или другими детьми.

При обучении детей, находящихся на длительном лечении, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии являются важными инструментами в работе педагогов, но их использование в образовательном процессе должно в полной мере соответствовать возможностям ребенка, способствовать поддержанию его интереса к обучению.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не может являться формальной заменой комплексного решения проблем обучения таких детей.

При реализации образовательных программ для длительно болеющих детей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителям образовательных организаций рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку и поддержку родителей (законных представителей) для оказания ими помощи болеющему ребенку в процессе такого обучения. С этой целью в ряде случаев, по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, возможно привлечение образовательной организацией волонтеров и добровольцев, оказывающих поддержку больным детям.

В рамках взаимодействия рекомендуется совместно с родителями ребенка определить документально: форму обучения и индивидуальный план, расписание занятий и режим обучения, особые образовательные потребности, способы информирования родителей и формы социальной поддержки.

  1. Цель и задачи воспитания

Ориентиром современного национального воспитательного идеала является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

К базовые ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.

Цели воспитания в МОУ «Мордвесский центр образования имени В.Ф. Романова»:
  1. усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (в усвоении ими социально значимых знаний);

  2. развитие позитивного отношения обучающихся к общественным ценностям (в развитии их социально значимых отношений);

  3. приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в личностных образовательных результатах обучающихся с умственной отсталостью, а не единый уровень воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия всего коллектива обучающихся, вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для него людей.

Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья.

В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с умственной отсталостью социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем.

Приоритетные ценностные отношения:

  1. к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и обучающимся;

  2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального становления и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  3. к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно значимых задач, жизненных целей;

  4. к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;

  5. к своему отечеству, своей малой и большой Родине, историю и культуру которой необходимо знать, уважать и сохранять;

  6. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  7. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с другими людьми;

  8. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  9. к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

Сформулированная цель предполагает ряд задач, максимально приближающих к ее достижению. Такими задачами могут быть:

    • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции их коллективного обсуждения, планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

    • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;

    • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные организации дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать педагогических работников дополнительного образования в обсуждение совместной воспитательной работы;

    • использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока, поддерживать использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися;

    • максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов коррекционного профиля и педагогических работников сопровождения в обсуждение воспитательных задач и способов их решения;

    • развивать взаимодействие между педагогическими работниками и последовательность в решении воспитательных задач (например, в программе "Читательский клуб", библиотекарем, могут участвовать педагогические работники, социальные партнеры, родители (законные представители);

    • развивать внутришкольные системы наставничества, тьюторства, опираясь на традиции образовательной организации и требования профессионального стандарта "Специалист в области воспитания";

    • выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность; ученическое самоуправление - как на уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ;

    • поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детско-взрослых общественных объединений и организаций;

    • организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

    • организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися, знакомить с миром современных профессий;

    • организовать работу школьных детско-взрослых медиаслужб, реализовывать их воспитательный потенциал;

    • развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности;

    • организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни.

  1. Планируемые (ожидаемые) результаты воспитания

Планируемые результаты освоения обучающимися программы воспитания определяются требованиями ФГОС О у/о к личностным результатам освоения АООП.

Планируемые личностные результаты освоения обучающимися АООП (1 вариант):
  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

  6. Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

  7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  9. Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  11. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  12. Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  13. Формирование готовности к самостоятельной жизни

  1. Виды, формы и содержание деятельности
    1. «Классное руководство»

Классный руководитель (воспитатель, куратор, наставник, тьютор):

      • организует работу по созданию коллектива (группы);

      • осуществляет индивидуальную воспитательную работу с обучающимися;

      • взаимодействует с педагогическими работниками, специалистами коррекционно- развивающего профиля, педагогами дополнительного образования, работающими с обучающимися данного класса (группы);

      • выносит проблемные ситуации в рамках воспитательной работы на обсуждение психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

      • включает в совместную воспитательную работу родителей (законных представителей) обучающихся или их; корректно привлекает братьев и сестер обучающегося при подготовке открытых мероприятий, образовательных событий и иных значимых мероприятий;

      • совместно с администрацией образовательной организации планирует взаимодействие с внешними партнерами, а также с родительскими сообществами и объединениями лиц с инвалидностью.

На уровне воспитательной работы с классом (группой):
      • инициирование и поддержка участия класса (группы) в общешкольных ключевых делах и событиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

      • организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося совместных дел с другими обучающимися его класса: (познавательной, трудовой, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, - вовлечь в них обучающихся с разным уровнем потребностей и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

      • проведение циклов классных часов как плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанного на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, его интересов и склонностей, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

      • походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями); празднования в классе (группе) дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, микромероприятия, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса на доступном ему уровне.

      • выработка правил класса (группы), помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации;

      • развитие и поддержка взаимопомощи обучающихся как в вопросах самообслуживания, так и в решении учебно-развивающих и воспитательных задач; развитие внутриклассного наставничества и тьюторства.

На уровне индивидуальной воспитательной работы с обучающимися:
      • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса (группы) через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых

педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, с другими педагогическими работниками и специалистами, работающими с обучающимися;

      • поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем и задач (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или взрослыми, выбор профессии и дальнейшего трудоустройства, успеваемость), когда каждая проблема преобразуется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

      • индивидуальная работа с обучающимися класса (группы), направленная на формирование их личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи;

      • коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса (группы); через включение в тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе (группе).

Взаимодействие со специалистами, работающими с обучающимися класса (группы):
      • регулярные консультации классного руководителя с другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля, направленные на формирование у них единства требований по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и развитие культуры конструктивного разрешение конфликтов между педагогическими работниками и обучающимися;

      • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

      • привлечение других педагогических работников и специалистов к участию во внутри- классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, их интересы, способности, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

      • привлечение других педагогических работников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся;

      • участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся или их законными представителями в рамках воспитательной работы:
      • регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах в обучении их детей, о жизни класса (группы) в целом;

      • помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля;

      • организация родительских собраний, происходящих в разных формах (Круглый стол, дискуссия, деловая игра), с целью совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания обучающихся;

      • коммуникация с родительскими сообществами, участвующими в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания обучающихся;

      • привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел и мероприятий класса;

      • организация на базе класса системы мероприятий (праздников, конкурсов, соревнований), направленных на развитие детско-взрослого сообщества.

    1. «Школьный урок»

Виды и формы деятельности на уровне воспитательной работы с группой обучающихся, объединенной в класс:

      • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

      • применение на уроке адекватных особым потребностям обучающихся и их реальным возможностям форм организации: дидактических материалов, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; работы в парах, которая помогает обучающимся получить опыт взаимодействия с другими обучающимися. Следует отметить, что особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, а также индивидуальные особенности, семейная ситуация напрямую влияют на выбор учителем образовательных технологий и методик урока. Воспитательный компонент проявляется, в первую очередь, не "набором" эффектных педагогических техник, а постепенным и последовательным введением того или иного принятого обучающимися и понятного обучающимся правила поведения на уроке, стиля коммуникации его участников, способности радоваться успехам других и признавать их, рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогом и обучающимися, искренней заинтересованностью педагогического работника в успехах обучающихся, оказания им поддержки, педагогической чуткостью и профессионализмом;

      • введение отдельных предметов, способствующих формированию у обучающихся представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира (традиционные предметы, в рамках блока "Жизненная компетенция", а также "Финансовая грамотность", "Безопасное поведение в сети");

      • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

      • использование на уроке адекватных коммуникативных и коммуникационных (цифровых) технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям обучающихся с умственной отсталостью;

организация взаимопомощи обучающихся друг другу в рамках урочной деятельности.

Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия педагогов- предметников, педагогических работников дополнительного образования и специалистов коррекционно-развивающего профиля:
      • ведение совместных "педагогических дневников", "методических копилок", например, в виде таблиц или папок, открытых для взаимного доступа, в которые заносятся успехи, достигнутые ребенком, педагогические находки, предпочитаемые обучающимися способы работы, адаптированные дидактические и стимульные материалы, привлекательные для конкретных обучающихся;

      • разработка и проведение совместных педагогических мастерских, так называемых "бинарных уроков", включающих педагога-предметника и специалистов коррекционно- развивающего профиля в рамках решения воспитательных и коррекционно-развивающих задач;

      • по согласованию с педагогом дополнительного образования "срежиссированная" опора в процессе урока на знания и умения обучающегося, его личностные образовательные результаты, достигнутые в условиях дополнительного образования (посещение кружков,

студий, секций в рамках технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой и социально-гуманитарной направленностях).

Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия с сетевыми партнерами и родительскими сообществами: при наличии педагогической обоснованности и уместности возможно привлечение к подготовке и проведению уроков представителей родительских сообществ и сетевых партнеров (урок-экскурсия в промышленные мастерские и цеха; урок- викторина, урок в форме "Литературно-художественной гостиной", урок-спортивное соревнование).

    1. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется через:

      • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

      • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

      • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

      • поддержку в детских объединениях школьников для установки на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

      • поощрение педагогами детских инициатив и детского соуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих ее видов, выбранных школьниками. Деятельность педагогов в рамках модуля направлена на достижение результатов освоения АООП.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно- развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Коррекционно-развивающее направление. Курсы направлены на преодоление и/или снижение проявлений отклонений в развитии школьников с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении и социальной адаптации в целом:

      • «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», направленный на формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; расширение представлений об окружающем мире посредством сенсорных эталонов.

      • «Логопедические занятия» учит взаимодействовать в социуме с окружающими и воспринимать информацию посредством доступных способов коммуникации (мимика, жестикуляция, устная и письменная речь).

      • «Ритмика» помогает привить ребенку необходимые двигательные навыки, культуру общения между собой и окружающими, чувствовать и ощущать музыкальный ритм.

      • «Двигательное развитие», «Лечебная физкультура» формируют у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

      • «Сенсорное развитие» направлено на формирование у детей перцептивных действий: рассматривание, выслушивание, ощупывание, а так же на обеспечение освоения системы

сенсорных эталонов, что позволяет систематизировать и обобщать полученные умения и навыки;

      • «Предметно-практическая деятельность» помогает формировать целенаправленные произвольные действия с различными предметами и материалами.

      • «Альтернативная коммуникация» предполагает освоение доступных средств невербальной коммуникации, освоение технических коммуни кативных устройств.

      • «Социально-бытовая ориентировка», ориентирован на формирование у

обучающихся системы социально-бытовых знаний, для успешной интеграции в обществе. Основными формами обучения являются уроки (урок-беседа, творческий урок, урок-конкурс), практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.

      • «Самосовершенствование личности» нацелен на подготовку учащихся с ОВЗ к самостоятельной жизни, умеющих адаптироваться в современном мире, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить и нести ответственность за свои действия. Формы: игры (драматизации, ролевые, настольно-печатные, дидактическая, творческие, театрализованные, имитации, с предметами, пантомима), разминка, беседа, тренинг (социально-психологический, коммуникативный, адаптивный), психологическая акция, головоломка, конкурс, викторина, проект, выставка, КВН, релаксационные паузы;

      • «Твой выбор» в 8-9 классах направлен на формирование представления о выборе профессии, как о процессе решения задач, расширение представления о стратегии выбора, осмысление типичных ошибок при выборе профессии. Формирование конструктивных видов взаимодействия, оказание помощи в определении личностных ценностей, приобретение обучающимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, осмысление требований профессий к состоянию здоровья; формирование собственных представлений о социальном мире и о себе самих в будущем. Формы работы: групповые лекции, беседы, опросы, рассказы о профессиях, деловые игры, тесты, упражнения.

Духовно-нравственное направление. Это оказание социально-педагогической поддержки и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

      • программа «Учимся для жизни», ориентирован на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание уделено проблеме усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка с ОВЗ в социальную среду;

      • программа «Речь и культура общения», основная направленность деятельности которой заключается в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. В ходе проведения занятий используются следующие формы работы: индивидуальная (подготовка монологического высказывания); парная (диалог, беседа); групповая (дискуссия, сотрудничество); коллективная (творческие задания, ролевая игра).

      • проект «В гости к сказке» учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, побуждает к речевому контакту. Значение «сказка» расширяется до понятия «социальная адаптация», сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду, развивает коммуникативные компетенции

школьников, воспитывает у них культуру общения, умение слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное;

Школьники приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие), формирующее их гуманистическое и духовно- нравственное мировоззрение. Используются формы экскурсий, ролевых игр в музее «Родник», народных обрядов, отмечаются народные праздники.

К данному направлению отнесена и краеведческая деятельность, направленная на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Она представлена проектом «Люби и знай свой отчий край» и

«Великие земляки тульского края», которые знакомят с историей поселка, его улиц, с заслуженными людьми, с достопримечательностями. Курсы направлены на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. В рамках проекта проходит ряд экскурсий: в школьный и региональные Краеведческие музеи. Осуществляется тесное сотрудничество с поселковой детской библиотекой.

Спортивно-оздоровительное направление. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к

своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

      • программа «Экологическая тропинка» направлена на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь внимание к вопросам безопасности, к экологическим проблемам нашего общества

      • программа «Музыкальная шкатулка» направлена на формирование духовного облика детей, развитию творческих способностей и социального становления обучающихся с проблемами в развитии средствами музыкального искусства, позволяет обучить основам народного и классического танца. Способствует формированию фундамента музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры, расширение кругозора в музыкальной культуре. Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству.

      • программы «Подвижные игры», «Спортивные игры», кружок «Азбука туризма», направлены на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование навыков ЗОЖ;

      • программа «Шахматы» направлена на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование навыков ЗОЖ;

Данное направление дополняется традиционные спортивно-оздоровительные мероприятия

, направленными на повышение интереса к занятиям физкультуры, увеличения двигательной активности и развития физических качеств: турслет, региональные соревнования , «Азбука здоровья», «Всемирный День здоровья».

Общекультурное направление. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре.

      • в рамках программы «В гостях у сказки» осуществляется коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, через которые происходит формирование навыков позитивного межличностного общения; понимание эмоционального состояния и личностных особенностей другого человека; освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; знакомство с одним из важнейших требований нравственности – уважение к людям; со всеми составляющими данной категории (справедливость, равенство прав, доверие, вежливость, деликатность).

      • программа «Я сам» создана для обучения детей навыкам самообслуживания. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразный труд становится источником приобретения новых знаний и представлений, средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий у детей вырабатываются практические навыки, необходимые для их повседневной жизни. Курс направлен на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

      • проект «Робототехника» создает благоприятные условия для творческой самореализации школьников по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование). Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков, мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса, навыками работы с предложенными инструкциями. Кроме этого, ребенок учится сотрудничать с партнером, работать в коллективе, развивать пространственное мышление.

      • курс «Компьютошка» направлен на формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, умению работать с различными видами информации окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни. Данная работа проводится через чтение текста, выполнение заданий и упражнений (информационных задач), компьютерный практикум (работа с электронным пособием), компьютерные эстафеты, компьютерные задания, игры, тренажеры.

      • кружок «В мире профессий» направлен на создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями,

психофизиологическими данными и потребностями общества. Формы работы: беседы, экскурсии, ролевые игры.

      • Проект школьная театральная студия «Арлекин» направлен на повышение интереса учащихся к искусству, развитие духовно – нравственного потенциала и творческих способностей. Работа в этом направлении создает благоприятные условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ средствами искусства, посредством яркой образности и наглядности обеспечивает детей особым комплексом ощущений и эмоциональных переживаний. Формы деятельности: инсценировка, чтение стихотворений, исполнение песен, танцев, презентации, выразительное чтение, громкие чтения, театральная игра, культура и техника речи.

    1. Ключевые общешкольные дела и события.

Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,

интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы На школьном уровне:

  • разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально- психологического комфорта, доброго юмора и общей радости:

  • экскурсии (по историческим и знаменательным местам тульской области);

  • выезды в музеи, театры и т.п.;

  • многодневные походы (на летних каникулах);

  • туристический слет.

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:

  • День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);

  • праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, День Знаний, «Последний звонок», Уроки мужества и др.;

  • предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);

  • День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита) и т.п.

  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:

  • посвящение в Первоклассники;

  • принятие в ДОО «Галактика»;

  • «Первый звонок»;

  • «Последний звонок».

  • капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы:

  • участие в районном «КВН» для школьников;

  • участие в районном форуме детских волонтерских организация.

  • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений

между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу:

  • еженедельные общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;

  • награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся.

На уровне классов:

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

    1. Профориентация

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности человека является получение им профессионально-трудовой подготовки, в основе которой лежит профессиональная ориентация.

Целью профориентационной работы является успешная интеграция выпускников в социум, формирование активной, самостоятельной трудовой деятельности и успешной последующей трудовой самореализации.

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя: раннюю профориентацию, профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профориентационнах практик и профессиональных проб школьников

Модуль имеет комплексный характер и предполагает интеграцию усилий всех специалистов и педагогов образовательного учреждения и осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время через разнообразные формы.

В урочное время:

  • ручной труд, экскурсии по школе и в школьные мастерские, встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки), показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок, увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях (1-4кл);

  • профессионально-трудовое обучение, труд в порядке шефства, выставка детских поделок, экскурсии на производство, в учреждения, участие в работе профориентационных

проектов (5-9 кл), совместное с педагогами изучение ресурсов интернет, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования.

Во внеурочное время: ОПТ ,творческие часы в ГПД, самообслуживание, трудовые дела, трудовые бригады, школьные выставки детского творчества, сюжетно - ролевые игры, квесты, кружки по интересам, коллективные творческие дела, мастер-классы, игры, участие в школьных, районных, областных выставках и конкурсах, составление учащимися профессиограмм будущей профессии.

В рамках проведения профессиональных проб учащиеся занимаются:

      • уборкой школьной территории, классных комнат;

      • разведением цветов для школьных коридоров и вестибюлей;

      • уходом за газонами;

      • участвуют в ремонте школьных помещений;


      • озеленением пришкольного участка.

В рамках данного модуля осуществляется психолого-педагогическое сопровождение:

      • определение приоритетных профессиональных интересов учащихся, психофизические возможности детей

      • сопровождение адаптационного периода учащихся при переходе на профессионально- трудовое обучение

      • диагностика по итогам экскурсий, выявление уровня сформированности представлений старшеклассников о возможностях трудоустройства;

      • организация и отслеживание характер трудоустройства выпускников взаимодействие с семьями учащихся.

В системе профориентационной деятельности школы выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через 3 этапа.

  1. ​этап. «Профессии моей семьи». Уровень начальной школы 1-4 классы

    • Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.

    • Профориентационные уроки по учебным предметам.

    • Профориентационные минутки на уроках.

    • Экскурсии на предприятия, где работают родители .

    • Встречи с родителями – представителями различных профессий.

    • Конкурсы творческих работ: «Мой папа – инженер», «Моя мама – учитель», «Мой дедушка – летчик» и т.д.

    • Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в рамках недели начальных классов

    • Мониторинг профориентационной работы.

  2. ​этап. «Я и профессии вокруг меня». Уровень средней школы 5-8 классы.

    • Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

    • Профориентационный курс «Кем быть в селе»».

    • Профориентационные минутки на уроках.

    • Профориентационные уроки по учебным предметам .

    • Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в рамках недели эстетического цикла

    • Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).

    • Экскурсии на предприятия и организации тульской области(1 в период).

    • Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций района.

    • Знакомство с рынком труда района и в области.

    • НОУ «Поиск». Научно-практическая конференция, секция «Я и профессия» (школьный, районный уровни).

    • День профориентации.

    • Мониторинг профориентационной работы. 3 этап. «Мир профессий». 9 класс.

    • Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.

    • Профориентационные минутки на уроках.

    • Профориентационные уроки по учебным предметам.

    • Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в рамках недели эстетического цикла.

    • Конкурсы (школьный, районный, областной, федеральный).

    • Экскурсии на предприятия и организации района, области (2раза в период).

    • Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций района, области.

    • Знакомство с рынком труда в области, регионе.

    • Научно-практическая конференция, секция «Я и профессия» (школьный, районный, областной уровни).

    • Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору).

    • Трудоустройство подростков.

    • Дополнительные образовательные курсы (« Основы финансовой грамотности»).

    • Открытые дни в средних специальных учебных заведениях и ярмарка вакансий.

    • Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ.

    • Мониторинг профориентационной работы.


    1. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) учащихся осуществляется для обеспечения согласованной деятельности семьи и школы с целью совместного развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Данный модуль направлен на создание оптимальных информационных и психолого- педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и построения максимального эффективного социокультурного взаимодействия с родителями (законными представителями).

Модуль обеспечивает укрепление взаимоотношений педагогического коллектива с родителями, комплексную поддержку родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи семьям по вопросам взаимодействия, развития и обучения ребенка.

Модуль реализуется по пяти направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • участие родителей в образовательном процессе;

  • психолого-педагогическая поддержка семей различных категорий;

  • сотрудничество с семьей ребенка, воспитывающей ребенка с нарушениями развития;

  • участие родителей в государственно-общественном управлении.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется на основе плана работы на учебный год.

Работа с родителями (законными представителями) учащихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:
  • общешкольные родительские собрания, проходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • классные родительские собрания по вопросам воспитания детей, в ходе которых родители получают рекомендации педагогов и специалистов и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания своего ребенка;

  • информирование родителей посредством официального школьного сайта, группы ВКонтакте, образовательной платформы «Электронный журнал», где размещается информация по рубрикам: «Приглашаем к сотрудничеству», «Здоровье ребенка»,

«Профилактика отклонений в поведении», «Обеспечение безопасности», «Полезная информация»;

  1. Самоанализ воспитательной работы

Формы и методы осуществления анализа воспитательной работы:

  • Сравнительный анализ

  • Статистический анализ

  • Динамический анализ

  • Психологический анализ

  • Методический анализ

  • Психологическая диагностика

  • Педагогическая диагностика

  • Метод экспертной группы

  • Тестирование, анкетирование, опрос

  • Рейтингирование

Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах- результативном и процессуальном. Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях—наблюдаемых признаках поведения и сознания. Можно сказать, что результативность работы за 2022-2023 учебный год находится на хорошем уровне.

Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагогического коллектива. О процессуальной оценке можно сказать, что она находится на уровне выше среднего.

План воспитательной деятельности школы на 2022-2023 учебный год выполнен полностью.

Воспитательная работа в школе главным образом опиралась на регулярные собеседования при заместителе директора по ВР, сборы актива детского объединения «Галактика», МО классных руководителей, МО доп. образования. На собеседованиях происходило непосредственное общение зам. по ВР и классных руководителей, библиотекаря, педагогов дополнительного образования, учащихся, обсуждались проблемы школы и класса, выслушивалась информация по разным темам, подводились итоги, которые помогали лучше узнать индивидуальные возможности и личные качества учителей, родителей и учащихся.

В течение года реализовывалась программа «Успех каждого ребенка», в рамках которой создавалась система массовых, досуговых мероприятий по основным направлениям воспитания, соответствующим ФГОС.

Была усовершенствована система школьного самоуправления.

Реализованы планы совместной работы с учреждениями культуры, СДК,ДЮСШ, сельской детской библиотекой, музыкальной школой, общественными организациями поселка.

На достаточно высоком уровне реализовался план деятельности психологической и социальной служб сопровождения школы.

Результаты и успехи наших детей, безусловно не могут не радовать наш педагогический коллектив. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В наших планах внедрение дистанционного технологий в процесс обучения, активизация научно -исследовательской деятельности школьников для самореализации и саморазвития учащихся.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что воспитательная работа в школе в 2022-2023 году расширилась и активизировалась, поставленные цели и задачи были выполнены.

Задачи же на 2023-2024 учебный год, вытекающие из проблем и недоработок этого года, следующие:

  • создание эффективной системы духовно-нравственного, гражданско-правового, патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность;

  • формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, обучению правилам безопасного поведения на дорогах;

  • согласование и координация совместных действий педагогического коллектива, общественности, социальных партнеров школы, семьи в вопросе духовно- нравственного, гражданско-правового, патриотического воспитания и социализации обучающихся;

  • организация социально значимой деятельности обучающихся.

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

На решение этих важных вопросов будет направлена воспитательная работа в новом учебном году.

  • дни открытых дверей, которые позволяют в ходе экскурсий и мастер-классов знакомить родителей со спецификой образования детей с интеллектуальными нарушениями;

  • заседания родительского актива, на которых родители учатся анализировать исходную ситуацию в ученическом, педагогическом, родительском коллективах, своевременно обращаться за помощью к администрации и участвовать в принятии управленческих решений;

  • работа родительской школы объединяет группы родителей по интересам: отцов, активно участвующих в воспитании детей; приемных родителей; родителей детей групп поведенческого риска; родителей детей с выраженными нарушениями развития.

На индивидуальном уровне:
  • обращение родителей (законных представителей) к специалистам с запросами по гармонизации детско-родительских отношений, профилактике отклонений в психофизическом развитии и поведении;

  • участие родителей в психолого-педагогических консилиумах по решению вопросов индивидуального сопровождения и обучения конкретного ребенка;

  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности (участие в конкурсах, декадах, проектной деятельности);

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка практического занятия по теме: "Структура и планировка посудомоечных машин"

Автор: Зюбан Марина Сергеевна

Дата: 09.12.2024

Номер свидетельства: 661255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Разработка практического занятия по теме: "Структура и планировка посудомоечных машин на ПОП""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_prakticheskogo_zaniatiia_po_teme_struktura_i_planirovka_posudomoechny"
    ["file_id"] => string(6) "655370"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1724663115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства