Просмотр содержимого документа
«Разработка практического занятия "Выявление лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС"»
Инструкционная карта №1№2№3№4№5
на выполнение практического занятия по дисциплине
ПМ 03«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТЖС»
МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска.
Тема: «Выявление лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС. Составление индивидуального плана оказания помощи»
Цель:
Дидактическая –систематизировать и закрепить теоретические знания о выявлении лиц групп риска, оказавшихся в ТЖС.
Воспитательная – воспитывать интерес к междисциплинарному курсу и его значимости, воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.
Развивающая – развить умения: отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно выбирать технологию выполнения работы; работать самостоятельно и оказывать взаимопомощь сокурсникам; логически мыслить и выбирать пути решения проблемной ситуации.
Приобретаемые умения и навыки: выработать умения по выявлению лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС.
Норма времени: 10 часов.
Оснащение рабочего места: Инструкционные карты.
Литература: В.П.Галаганов «Право социального обеспечения». М.: Издательский центр «Академия», 2013 стр.399-403.
Н.М.Платонова «Теория и методика социальной работы», 2012 стр. 199-212.
Правила по ТБ. 1. Осторожно обращаться с колющимися предметами.
Ход работы.
Последовательность выполнения заданий.
Задание 1. Дать ответы на следующие вопросы, выбрав один ответ из предложенных:
Дайте наиболее подходящее по смыслу определение понятию «Трудная жизненная ситуация»:
ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно;
б) ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он может преодолеть самостоятельно;
в) ситуация, субъективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он может преодолеть самостоятельно.
Выберите два аспекта, формирующих ТЖС:
а) Социальный и экономический;
б) Социальный и правовой;
в) Правовой и экономический.
Основные причины бездомности:
семейные обстоятельства;
б) мошенничество при совершении сделок с недвижимостью;
в) отсутствие жилья на момент освобождения из мест лишения свободы;
г) продажа жилья с последующей утратой средств (украдены, отданы за долги);
д) добровольный уход из дома.
Дайте наиболее подходящее по смыслу определение понятию «Ресоциализация»:
это первичная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида;
б) это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида.
5) Опекаустанавливается над малолетними гражданами в возрасте до ____ лет, а также над гражданами, признанными судом _____________.
а) 16, дееспособным;
б) 14, одаренным;
в) 14, недееспособным
6)Попечительство устанавливается над ___________ в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, признанными судом ________ дееспособными.
а) несовершеннолетним, ограниченно;
б) совершеннолетним, обособленно;
в) несовершеннолетним, особенно.
Задание 2. Назовите виды групп риска, ранее изученные на занятии.
Задание 3.При помощи справочного материала записать нормативно-правовую базу, регламентирующую социальную работу с лицами групп риска, оказавшихся в ТЖС.
Задание 4. Запишите в тетрадь три примера трудной жизненной ситуации.
Задание 5. Используя справочный материал, запишите основные шаги социального патронажа.
Задание 6. Изучите предложенный материал по теме: «Социальная работа с семьей «группы риска», сделайте краткий конспект в тетрадь.
Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из:
1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;
г) федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие;
2. Социальная поддержка семьи «группы риска» предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:
а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
в) содействие в открытии предприятий семейного типа;
г) профессиональная ориентация детей и подростков;
д) выплата пособий по временной не занятости;
е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;
з) социально - психологическая работа с клиентами
Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.
Неоценимую роль в этом сегодня выполняют территориальные Центры социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и другие учреждения социального обслуживания семей и детей, вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:
а) многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;
б) малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;
в) семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;
г) семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.
Задание 7. Используя изученный материал, составьте схему «Социальная работа с семьей «группы риска».
Задание 8. Составить глоссарий по теме «Социальная работа с лицами групп риска» с использованием изученного материала.
Задание 9. Решите ситуационные задачи:
Задача №1. На прием в Территориальный центр социального обслуживания пришел мужчина с нарушением походки, характерным для ДЦП. Он сказал, что ему 40 лет, что он инвалид 2-й группы и что он БОМЖ, и попросил определить его в дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Каковы должны быть Ваши действия, как социального работника?
Задача №2. 27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.
1. Определите основную проблему.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае
3. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке?
4. Какие меры помощи можно использовать в данном случае?
Методические рекомендации.
В первом задании необходимо дать ответы на поставленные вопросы, выбрав один верный из предложенных.
Во втором задании необходимо записать виды групп риска, вспомнив изученный материал на занятии.
Третье задание требует работы с законодательными и нормативными актами, записанными на занятиях в тетрадь.
В четвертом задании необходимо записать примеры трудной жизненной ситуации, актуализировав ранее полученные знания.
Пятое задание требует актуализации знаний и умение работы со справочным материалом.
В шестом задании необходимо изучить представленный материал и составить краткий конспект, уделив особое внимание основным формам социальной защиты семей.
В седьмом задании необходимо составить схему, опираясь на изученный материал.
В восьмом задании необходимо составить глоссарий, сделав подбор и систематизацию терминов, встречающихся при изучении темы. Оформить письменно, включить название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
В девятом задании требуется при ответе на ситуационные задачи применение полученных теоретических знаний и знание основных нормативно-правовых актов.
Контрольные вопросы. Метод: вопрос-ответ
Дайте определение понятию тяжелая жизненная ситуация.
Назовите основные формы социальной защиты семей, имеющих детей.
Что предполагает социальный патронаж лиц групп риска?