данный урок предназначен для учащихся девятого класса, по теме религоведение как научная дисциплина. на данном уроке, объясняется значение факультативного курса оновы религоведения, о роли религоведения в формировании мировоззрения. проводится знакомство с нормативно-правовой базой, с такими понятиями как религия, атеизм, теология.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Религоведение как научная дисциплина »
Класс 9 дата___________________
Тема: Религиоведение как научная дисциплина.
Цель урока: объяснить значение факультативного курса «Основы религиоведения», роль религиоведения в формировании мировоззрения. Сформировать знания о религии.
Религия является одним из важнейших компонентов духовной жизни любого общества. Задача изучения религиоведения – получить представления о происхождении и сущности религии, разных ее проявлениях, священных текстах, их идеологии и мировоззренческом содержании, особенностях культов. Современное религиоведение формировалось как комплексная дисциплина в ходе научного познания многообразных проявлений религии. Религиоведение – изучает основные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее проявления, связь с другими областями общественной жизни и историей народов.
Религию можно рассматривать с двух сторон: внутренней и внешней. Первый подход характерен для верующего человека, о внутренней стороне религии далекий от нее человек вряд ли имеет глубокое представление, поскольку он не обладает необходимым личным опытом. Религия является основным объектом изучения трех дисциплин: теологии, атеизма и религиоведения. Задачей каждой из них является раскрытие сущности религии, изучение ее догматов, культа и вероучения, истории и современного состояния. Основное отличие между теологией, атеизмом и религиоведением заключается в подходе к религии. Теология (богословие) решает проблемы изучения религии как бы изнутри. Эта дисциплина зарождается внутри каждой отдельной религии с целью обосновать ее положения с помощью различных аргументов, показать истинность собственного вероучения в сравнении с другими, исходной позицией теолога является убежденность в верности собственной позиции. Атеизм отвергает существование сверхъестественных сил, включая Бога (или богов). Научный атеизм как дисциплина ставит своей целью сформировать и обосновать убеждение в ошибочности религиозной картины мира.
Что же такое религия? Существует множество ответов на этот вопрос. Чаще всего говорят о вере, о храмах, священнослужителях, молитвах, праздниках, реже – о нравственных заповедях ,культуре, правилах поведения. Слово религия возникло в древности.
Рели́гия (от лат.religio — «святыня», набожность, благочестие)—одна из форм общественного сознания.Религия – это мировоззрение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия. Для верующего человека религия – это прежде всего его собственная вера, в сравнении с которой он узнает другие религии. Верующие исходят из того, что религия – это, в первую очередь, связь между Богом и конкретной личностью. Неверующие (атеисты) понимают религию как результат искаженного мировоззрения, сложившегося в результате недостатка знаний и бессилия человека перед природой.
Каково значение курса «Основы религиоведения»? целью религиоведения является информирование о сущности религии, ее истории и современном состоянии. Религиоведение доводит сведения о религиях которые занимают определенное место в истории нашей страны и всего мира. Светский характер образования означает, что государственная школа не навязывает ученикам определенной религии. Изучение религий может быть полезным в нашей повседневной жизни. Нам нередко приходится общаться с людьми , придерживающихся различных взглядов на религию (верующие или атеисты). Хорошее знание религии поможет наладить продуктивные контакты с представителями разных мировоззрений, ведь понимать других людей - это настоящее искусство.
Нормативно – правовая база. Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Закон РК «Об образовании».
ЗАКОН
о свободе вероисповедания и религиозных объединениях в Республике Казахстан
Ст. 1
Настоящий Закон гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики, а также в международных актах и соглашениях о правах человека.
Осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.
Ст. 5 Отделение школы от религиозных объединений и светский
характер государственного образования.
Государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер.
Родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями, но не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях.
Религиоведческие дисциплины могут включаться в программы государственных учебных заведений.
Граждане, обучающиеся в очных высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами по отсрочке прохождения воинской службы, включению времени обучения в трудовой стаж в порядке, установленном для учащихся государственных учебных заведений.
Ст. 13 Религиозная литература и предметы религиозного назначения.
Религиозные объединения и граждане вправе приобретать и использовать религиозную литературу, а также другие предметы и материалы религиозного назначения по своему усмотрению.
Религиозные объединения имеют право издавать, производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, богослужебную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания.
Религиозные объединения пользуются исключительными правами учреждения предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения.
Другие учреждения и организации могут осуществлять данную деятельность только по согласованию с соответствующими религиозными объединениями, управлениями и центрами.
Выпуск периодических изданий религиозного характера и иной религиозной литературы, не имеющей богослужебного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством о печати.
Религиозные объединения вправе использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации.
Ст. 22 Контроль над соблюдением законодательства о свободе
вероисповедания и о религиозных объединениях.
Контроль над соблюдением законодательства о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляется распорядительными и исполнительными органами власти и правоохранительными органами Республики Казахстан согласно их компетенции, установленной законодательством.
Ст. 23 Ответственность за нарушение законодательства о свободе
вероисповедания и о религиозных объединениях.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповеданиях и о религиозных объединениях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об образовании
Статья 3. Принципы государственной политики в области образования
1. Основными принципами государственной политики в области образования являются:
4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
5) уважение прав и свобод человека;
2. Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования.