Обучающая: познакомить обучающихся с порядком сертификации туристических услуг, нормативной документацией РК; дать понятие о государственном регулировании туристской отраслью;
Развивающая: развить навыки работы с нормативно-технической документацией; научить применять полученные знания и умения на практике;
Воспитательная: привитие любви к выбранной профессии; воспитание инициативности, самостоятельности, информационно-правовой культуры.
Методы: рассказ, объяснительно-иллюстративный, беседа, ролевая игра
Оснащение занятия: дидактический материал, слайды, раздаточный материал
Обучающая:познакомить обучающихся с порядком сертификации туристических услуг, нормативной документацией РК; дать понятие о государственном регулировании туристской отраслью;
Развивающая: развить навыки работы с нормативно-технической документацией; научить применять полученные знания и умения на практике;
Воспитательная: привитие любви к выбранной профессии; воспитание инициативности, самостоятельности, информационно-правовой культуры.
Методы: рассказ, объяснительно-иллюстративный,беседа, ролевая игра
Оснащение занятия: дидактический материал, слайды, раздаточный материал
Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности Москва 1996
Дополнительная:
Устенова О. Основы организации туристской деятельности. Учебное пособие, «Фолиант», Астана, 2011 г.
Ход и хронометраж занятия
№
Этапы урока
Время
1
Организационный момент
3 мин
2
Проверка домашнего задания
10 мин
3
Объяснение нового материала
10 мин
4
Самостоятельная работа
15 мин
5
Закрепление нового материала
5 мин
6
Подведение итогов занятия
1 мин
7
Домашнее задание
1 мин
Ход занятия:
Iэтап. Организационный момент:
- приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории.
- Студенты, стоят по кругу и по часовой стрелке « пусть каждый скажет пожелание» ( в это время раздача «глобуса» для разделения на две группы ТОО «ОАЗИС-1», Гостиница «Жемчужина»)
IIэтап. Проверка домашнего задания:
А)Блиц –опрос«Дайте определение»:
1. Что является объектом станданартизации в туризме? - (услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования). 2. Что такое "туристическая услуга".-(это результат деятельности туристического предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов)
3. Какие органы осуществляют стандартизацию? - (Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан)
4. Какие требования предъявляются к качеству туристского продукта? - (Безопасность туристов, достоверность информации, предоставляемая клиентам, регионы, предлагаемые туристическими фирмами для отдыха, должны быть экологически чистыми, безопасными для здоровья, высокая профессиональная подготовка сотрудников туристических организаций) . 5.Что такое сертификат соответствия?- (Документ, подтверждающий соответствие данной продукции или услуг установленным требованиям).
6. Международный стандарт? - (Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией).
7. Какие виды сертификации знаете?-(добровольная и обязательная)
8. «Сертификат ИСО 9001» - что это такое?(это документ, который свидетельствует о том, что на предприятии проведена сертификация ISO 9001 и функционирует система менеджмента качества по международному стандарту).
9. Сертификация дать определение? (представляет собой письменное подтверждение независимым органом, соответствия продукции, процесса, работы, услуги требованиям, установленным в нормативных документах)
Б).Проверка подготовки презентации «Качество услуг как объект сертификации»
IIIэтап.Изучение нового материала:
На прошлом уроке мы изучили тему "Понятие и основные объекты стандартизации и сертификации". Тема сегодняшнего занятия «Сертификация туристических услуг». Прохождение сертификации является достаточно сложным и трудоемким процессом для туристской фирмы и напрямую зависит от квалификации персонала фирмы. Процесс сертификации начинается с заполнения заявки стандартной формы на проведение работ по сертификации туристских и гостиничных услуг аккредитованными в установленном порядке органами по сертификации.
Существуют следующие этапы и правила проведения сертификации туристических услуг
Этапы:
I. Оценка исполнителя услуг
II. Оценка процесса предоставления услуг
III. Оценка результата предоставления услуг
Оценка исполнителя услуг включает оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям; оценку материально-технического обеспечения процесса; анализ организационной структуры предприятия; анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации
Оценка процесса предоставления услуг включает проверку наличия нормативно-правовых документов, регулирующих туристическую деятельность; проверку правильности оформления технологических документов по турам (технологические карты, информационные листки, памятки туристов, схемы, описания маршрутов путешествий и т. д.), в соответствии с требованиями стандартов; анализ договоров с клиентами, с партнерами; проверка наличия рекламно-информационных материалов.
Оценка результата предоставления услуг включает изучение документов, отражающих качество предоставляемых услуг (результаты проверок контролирующими органами, обращения граждан, результаты анкетирования туристов); проверку процедуры реагирования туристической фирмы на жалобы клиентов, относящиеся к сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений.
Сертификация услуг средств размещения включает следующие этапы:
анализ административной и организационной структуры предприятия;
анализ уровня квалификации персонала;
проверка материально-технической базы;
проверка необходимой нормативной и технологической документации;
проверка номенклатуры заявленных услуг;
проверка выполнения требований к персоналу, определенных в стандартах; проверка соответствия санитарно-гигиенического и санитарно-технического— состояния помещений и всех служб требованиям
Согласно правил проведения сертификации услуг туристические предприятия:
подать заявку по установленной форме в выбранный орган по сертификации.
Выбрать совместно схему сертификации услуги
Получить официальное решение о проведении сертификации заявленной услуги
Заключить договор на проведение сертификации между заявителем и органом, проводящим сертификацию
Проведение экспертизы и по результатам, которого производится выдача сертификата, либо отказа в выдаче сертификата.
ІV этап. Самостоятельная работа:
«Давайте рассмотрим процедуру сертификации на примере добровольной и обязательной сертификации. Группа под названием «Жемчужина» будет готовить документацию на сертификацию гостиничных услуг и общественного питания, другая под названием ТОО «Оазис-1» - на сертификацию туристко-экскурсионных услуг» (Студентам дается задание на подготовку документов для сертификации.) По итогам самостоятельной работы эксперты Шахиева Ирада- приглашенный представитель туристической организации и ее помощница ( Шальжанова Жанеля) проверяют перечень документов , необходимых для сертификации.
V этап. Вопросы для закрепление материала
Фронтальный опрос:
Назовите этапы проведения сертификации туристских услуг- (Три этапа- оценка процесса, результата и исполнителя).
Как вы понимаете оценка исполнителя услуг? (Это оценка служебного помещения, уровень квалификации, материально-техническое обеспечение ).
Для чего нужна сертификация туристских услуг и услуг гостиниц? ( для определения качества и количества услуг).
Какими нормативными документами определяется правовая основа сертификации? - (Нормативными документами при сертификации услуг являются стандарты РК, межгосударственные стандарты,государственная система сертификации РК ,правила, СНиПы, СанПиНы, инструкции и т.д.)
В чем различия обязательной и добровольной сертификации туристских услуг и услуг гостиниц?- (Добровольная сертификация осуществляется по инициативе организации, обязательная сертификация осуществляется для подтверждения соответствия обязательным нормам и требованиям.)
Что такое безопасность туристской услуги? (обеспечение безопасности жизни, здоровью, имуществу туриста)
Чем подтверждается прохождение сертификации? (Сертификатом соответствия).
Рефлексия:
«Микрофон» - По группе пускают предмет, имитирующий микрофон. Получивший микрофон обязан кратко, чётко и лаконично изложить свою мысль.
VІ этап. Подведение итогов занятия
Преподаватель подводит итоги занятия и выставляет оценки
VІІ этап. Домашнее задание:
Гуляев В.Г. §17.2 стр172-177, Устенова О. §4.2 стр122-132