Экспертиза (методистами, коллегами) методических приемов и технологий на уроках слушания музыки
Саморазвитие
Педагогическая цель урока:
Получение учащимися опыта сравнительного анализа средств музыкальной выразительности прослушанного произведения.
Задачи:
Образовательные:
Знакомство с произведением М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»
Закрепление на практике понятий: лад, темп, регистр, динамика.
Развивающие:
Развитие навыка осознанного, эмоционально-активного слушания музыки,
Развитие умения проанализировать прозвучавший фрагмент и рассказать о своих впечатлениях, используя музыкальные термины, сравнения, эпитеты.
Формирование непредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями)
Развитие психических свойств (таких, как память, внимание, концентрация)
Воспитательные:
Воспитание слушательской культуры учащихся
Умение работать в коллективе
Формирование эмоционально-позитивного настроя на процесс совместного восприятия музыки и обсуждения прослушанного произведения
Форма урока – комбинированная
Групповая
Индивидуальная
Методы работы:
Беседа
Рассказ
Опрос индивидуальный и групповой
Проблемно-поисковый метод
Наглядный метод
Моделирование
Дидактическое обеспечение урока, оборудование:
Портрет композитора
Иллюстрации
CD проигрыватель
Фортепиано
Ноутбук, интерактивная доска
Ход урока:
Вводная часть (2 мин.)
приветствие
Цель: создание благоприятного эмоционального климата и настроя на учебную деятельность.
Основная часть урока (36 мин.)
Педагог: Мы продолжаем с вами говорить о сказочных персонажах в музыке и сегодня познакомимся с героем, который очень часто встречается в русских народных сказках. Каких отрицательных персонажей из русских сказок вы знаете?
Дети: Баба-Яга, Кащей Бессмертный!
Педагог: Молодцы, вы угадали. Все вы наверняка знаете сказки про Бабу-Ягу. Давайте вспомним, кто она, что вы о ней знаете?
Дети: Баба-Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках. У нее есть ступа, в которой она может летать, и помело.
Педагог: Верно. А как выглядит Баба-Яга?
Дети: Она страшная, у нее костяная нога и нос крючком.
Педагог: Правильно. Не удивительно, что такой яркий и запоминающийся персонаж привлекал многих композиторов. П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. К. Лядов и другие русские композиторы создали ряд музыкальных «портретов» героини русских сказок. А сегодня мы с вами послушаем произведение М. П. Мусоргского, которое называется «Избушка на курьих ножках».
Рассказ педагога об истории создания пьесы.
Интересна история создания этого произведения. Как и другие пьесы фортепианного цикла «Картинки с выставки» (мы уже слушали некоторые из них на прошлых уроках), «Избушка на курьих ножках» была написана под впечатлением от рисунка Виктора Гартмана. Как вы помните, выставку памяти своего друга и художника М. П. Мусоргский посетил в 1874 году.
На рисунке, который увидел композитор, изображались часы в форме избушки на курьих ножках (педагог показывает иллюстрацию рисунка В. Гартмана на интерактивной доске). Однако фантазия автора оживила эту картинку, создав яркий образ обитательницы этого волшебного жилища, который он воплотил в звуках.
А сейчас, прежде чем послушать пьесу, давайте представим, что мы с вами тоже композиторы, и нам нужно отобрать средства музыкальной выразительности, которые помогли бы нам создать музыкальный портрет Бабы-Яги. (Педагог раздает листы со списком прилагательных, характеризующих средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, регистр и др.)
Педагог: Давайте сначала подумаем, какой характер будет у нашей Бабы-Яги – спокойный, ласковый, добрый или грозный, хмурый, мрачный?
Дети (выбирают из списка прилагательных): Характер будет грозным, хмурым, устрашающим, решительным, напористым, мрачным.
Педагог: Согласна. Теперь посмотрим на столбик с указанием динамических оттенков. Какие динамические оттенки лучше подойдут к этому образу – тихая, приглушенная динамика (пиано, меццо пиано) или громкая, местами нарастающая.
Дети: Громкая, нарастающая. Скорее всего, форте.
Педагог: Хорошо. Какой регистр вы бы использовали: высокий и светлый или низкий – темный и мрачный?
Дети: Больше подойдет низкий. Хотя, если она будет летать в ступе, может подойти и высокий.
Педагог: Мне нравится, как вы рассуждаете, молодцы. Теперь темп. Какой темп нам лучше подойдет – неторопливый, размеренный или быстрый стремительный?
Дети: Скорее всего, быстрый, особенно если она будет летать.
Педагог: Хорошо. Осталось определить лад и мелодический облик главной темы пьесы. Какой лад, на ваш взгляд, больше соответствует характеру нашей героини?
Дети: Лад – больше подойдет минорный, потому что она злая и вредная.
Педагог: Хорошо. А какой будет мелодия? Плавной и нежной или резкой и угловатой?
Дети: Резкой и угловатой.
Педагог: Замечательно. А сейчас мы с вами послушаем пьесу, и проверим, совпали ли наши догадки с замыслом композитора.
Прослушивание пьесы «Избушка на курьих ножках»
Педагог: Ну что, совпали наши ожидания с тем, что мы услышали?
Дети: Да! Все совпало. Только… темп не всегда был быстрый. Сначала он был быстрым, потом стал спокойнее, а потом снова ускорился.
Педагог: Молодцы, что заметили это. В этой пьесе три части: крайние из них почти одинаковы по музыке и по темпу, а средняя часть, более сдержанная, по характеру от них отличается.
А теперь, посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите, какая из двух иллюстраций больше подходит к прослушанной нами музыке? (на интерактивной доске показаны две картинки с изображением Бабы-Яги: на одной из них она веселая и добродушная, на другой – хмурая и грозная)
Дети: Больше подходит вторая!
Педагог: Согласна с вами, я тоже так думаю.
Заключительная часть (2 мин.)
Педагог: Дома я предлагаю вам нарисовать то, что вы представили, пока слушали эту музыку, а желающие могут еще найти загадки или стихотворения про Бабу-Ягу.
Итоги урока: Был представлен урок по типу «Моделирование». Дети, представив себя в роли композиторов, самостоятельно отобрали средства музыкальной выразительности, в наибольшей степени способствовавшие музыкальному воплощению образа Бабы-Яги. После того, как прогнозы были сделаны, дети с увлечением прослушали произведение М. П. Мусоргского, сравнивая свои ожидания с новыми слуховыми впечатлениями. На протяжении всего урока отмечалась высокая степень концентрации и заинтересованность учеников, каждый проявлял активность и желание попробовать себя в роли композитора. Изученные ранее понятия были успешно закреплены, а также сознание детей было подготовлено к восприятию понятия «трехчастная форма», которое встретится им впоследствии на уроках в классе слушания музыки. Поставленные цели урока были достигнуты, все дети активно работали, и получили оценку «отлично».
Литература:
З. Е. Осовицкая, А. С. Казарникова «Музыкальная литература»: Учебник для ДМШ: Первый год обучения по предмету. – М., Музыка, 2007.
М. Шорникова «Музыкальная литература». Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005.