Библиотечный урок
Автор: Череденкова Наталья Васильевна
Библиотекарь, образование высшее, 1 категория
Тема: Справочная литература в помощь учащимся. Словари, справочники, энциклопедии.
Цели урока: расширить знания учащихся о справочном фонде библиотеки, научить учащихся пользоваться словарями и справочниками, воспитание культуры чтения.
Эпиграфы урока: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке»
/Анатоль Франс/
« Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь».
/Самуил Маршак/
Оборудование: интерактивная доска (для презентации), энциклопедии, словари, справочники.
Ход урока: 1. Орг. момент. Целеполагание.
2. Знакомство с классом. Встать в круг, взяться за руки, каждому участнику назвать свое имя.
3. Вступительное слово библиотекаря.
- При раскопках дворца одного из фараонов (царей) Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа :»Аптека души». Как вы думаете, ребята, что это было за помещение?
Правильно, это библиотека. Библиотека-слово греческого происхождения и обозначает «хранилище книг». Как только на земле появились книги, люди стали их собирать. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности. Известна библиотека глиняных «книг», принадлежавшая вавилонскому царю Ашшурбанипалу, а также Александрийская библиотека, где были собраны рукописные книги-свитки. К сожалению, Александрийская библиотека погибла: часть ее сгорела в 47 г. до нашей эры, часть была уничтожена в 391 г. уже нашей эры. От знаменитой библиотеки остался только каталог – список книг, которые в ней хранились. Были собрания книг и в Древнерусском государстве. Русь тогда по уровню развития не уступала главным европейским государствам. Почти в каждом городе были библиотеки: в Чернигове и Суздале, Рязани и Смоленске. До сих пор неизвестна судьба библиотеки Ивана Грозного. Иностранцы, бывавшие в гостях у первого русского царя, говорили, что в его библиотеке были редкие книги, и не только на русском, но и на греческом, и немецком языках. После смерти Ивана Грозного многие занимались поисками его книг в тайниках под Кремлем, но пока ничего не нашли.
Скажите, а вы знаете, какие бывают библиотеки? Библиотеки бывают разные – большие и маленькие. В небольшой домашней библиотеке нужную книгу найти несложно. Хозяин-книголюб их помнит. А как быть, если в библиотеке тысячи и сотни тысяч книг? Памятью библиотеки является каталог (список всех книг библиотеки. Итак, мы сказали, что библиотеки бывают разные. Общедоступные (массовые), учебные (школьные), научные библиотеки. Какие библиотеки есть в вашем селе? Пользуетесь ли вы школьной библиотекой? И в связи с чем вы туда обращаетесь?
4. Энциклопедии, словари, справочники. Конечно же, в первую очередь вы обращаетесь в школьную библиотеку именно за этими книгами, а уже потом за художественной литературой.
Знаете ли вы, ребята, какими бывают справочные издания? Словари и справочники тоже бывают разные. Типы словарей – языковые и отраслевые.Языковые – орфографические, толковые, этимологические, фразеологические, иностранных слов, синонимов, антонимов, крылатых слов и выражений. Первые русские толковые словари Эфрона и Брокгауза, В.Даля уже устарели (ими пользуются в том случае, когда работают с устаревшими или диалектными словами), современный толковый словарь С.И. Ожегова тоже не всегда дает ответы на все вопросы, нужны более современные толковые словари, отвечающие требованиям времени.
5. Ребята, давайте проверим себя. А умеем ли мы пользоваться языковыми словарями?
- Для чего нам нужны орфографические словари?
- В каких случаях нам может помочь словарь иностранных слов?
- Когда понадобится фразеологический словарь?
-Какое основное условие пользования словарями, от чего зависит точность и оперативность работы? Правильно, от знания алфавита.
Основное условие работы с языковыми словарями – знание алфавита.
6. А теперь обратимся к отраслевым справочникам. Для чего они нам нужны?
Справочная литература очень нам нужна. Она придет на помощь, если понадобится быстро узнать о Шелковом Пути, о флоре и фауне определенной страны, о морях и океанах и других важных вещах. Энциклопедии бывают универсальные (охватывающие большой круг вопросов) и отраслевые ( по медицине, физике и др. наукам). В справочных изданиях материал может располагаться не только по алфавиту, поэтому здесь лучше ориентироваться по содержанию.
7. Практическая часть урока. Древние говорили: -Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное. Умение пользоваться словарями и справочниками можно считать нужным. А вы как думаете? Тому, кто умеет в своей учебной деятельности добывать знания, легко учиться.
Карточки с заданиями.
Карточка №1.
Найди значения слов: светлица, оратай, обжи.
Карточка №2.
Найди значения слов: археология, гуманизм, философия.
Карточка №3.
Определи значения фразеологизмов: бить баклуши, сизифов труд, гомерический смех.
Карточка №4.
Через какие страны проходил Великий Шелковый Путь?
Карточка №5.
Назови животных, обитающих на севере Казахстана?
Карточка №6.
Какие птицы обитают на территории Павлодарской области?
8. Итог урока. Выводы. Оценка результатов деятельности.