Основные этапы урока. Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приемы и педагогическая деятельность | Умения, формируемые у учащихся |
ВЫЗОВ 1. Актуализировать имеющиеся знания. 2. Побудить интерес к получению новой информации. 3. Побудить ученика к активной работе на уроке и дома. 4. Организовать обмен мнениями. | Слайд 1. На доске афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну». Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите его задачу. | Будем открывать тайну слова, читать осознанно критически оценивать прочитанное. | Класс разделен на три команды: 1 команда: «Жизнь дана на добрые дела»; 2 команда: «Делать добро спеши»; 3 команда: «Добро творить – себя веселить». Работа с афоризмами. | Обогащение словарного запаса. |
I. Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого. Слайд 2. 1. Читайте сначала плавно по слогам, затем − целыми словами. | Чтение слов: КО-МАН-ДИ-РОВ-КА КОМАНДИРОВКА ПРО-МЕЛЬК-НУЛ ПРОМЕЛЬКНУЛ ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ РАЗБЕЖАВШИЕСЯ | Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним). | Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение. |
Слайд 3. 2. Читайте правильно. | Чтение слов: ГРУСТНО, СКУЧНО |
Слайд 3. 3. Читайте правильно. | Чтение слов: ТОРОПИ−ТОРОПИЛИСЬ−ЗАТОРОПИЛИСЬ РЕШИ−РЕШИТЕЛЬНО−НЕРЕШИТЕЛЬНО ПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ |
Слайд 4. 4. Читайте внимательно. | Чтение слов: СТАТЬ – СПАТЬ ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ СПРОСИЛ – СБРОСИЛ КАЗАЛОСЬ − КАСАЛОСЬ |
Слайд 5. II. Растолкуйте слова. | Чтение слов и их толкование: КОМАНДИРОВКА – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь. ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника. ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат. ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств; 2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа). ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств. | Коллективная работа. | Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи. |
Слайд 6. III. О чем будет текст? Выскажите свои предположения по ключевым словам: командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая. | Выслушиваются предположения 2-3 учащихся. | Работа в командах с ключевыми словами. | Развитие речи учащихся. |
Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова. | Выслушиваются различные точки зрения. На протяжении всей работы над рассказом ведется сопоставление с предположительным текстом. | Прием − антиципация (прогнозирование по ключевым словам). | Умение выделять главное, составлять связный рассказ на основе ключевых понятий. |
ОСМЫСЛЕНИЕ 1. Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов. 2. Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!) 3. Поддерживать | Слайд 7. Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать? | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. | Коллективная работа, индивидуальная работа (самооценка, самоанализ). | Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи. |
Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора. | Н.М. Артюхова «Трудный вечер». | Работа с заголовком, текстом, иллюстрацией. | Умение ориентироваться в книге. |
С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее? | «Трусиха». | Коллективная работа. | Развитие мыслительной деятельности. |
Какова особенность рассказов этой писательницы? | Доброта, чуткость, внимательность. | Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств. |
Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения? | Ответы учащихся. | Прием-чтение с остановками. | Умение искать информацию, систематизировать её в идее логической схемы. |
Вопрос. − Почему мама тянула Алёшу? Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом кому принадлежат слова. Приготовьтесь к инсценированию. | Ответы учащихся. | Тонкие и толстые вопросы. Ромашка Блума. Подготовка к инсценированию. | Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности.. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других. |
Каких персонажей вам предстоит разыграть? | Папу, маму, сына. | Инсценирование фрагмента. |
Выясним, как оправдались наши предположения. Вопросы. − Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным? − Отчего папины глаза смотрели грустно? − Понял ли Алёша, что такое «командировка»? − А как вы думаете сколько лет Алеше? − Почему? − А почему длинная командировка − это беда? | Ответы учащихся. | Работа в командах. | Получение новой информации, эмоциональное развитие. |
− Как связана эта пословица с нашим выводом? | Вся семья вместе, так и душа на месте. | Коллективная работа. | Умение анализировать, делать выводы. |
− А что же понял Алёша по-вашему? − Какой наказ дал отец сыну? − А понял ли этот наказ сын? − Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные? − Зачем писательница использует однокоренные глаголы? − Как оправдались наши предположения? − А как в дальнейшем будут развиваться события? Читаем, страница 60-61. Вопросы: − Как поменялось настроение Алеши? − Что хотелось сказать ему маме? − Почему мама не ответила, когда сын её окликнул? − А почему она заснула? − Отчего Алеше стало страшно? − Почему он вдруг раздумал плакать? | Ответы учащихся. | Работа в командах. | Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное. |
− Какие черты характера он проявил? Докажите. − Верно, ли поступает мальчик? − Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов? − Отчего мама улыбалась во сне? | Ответы учащихся. | Коллективная работа. | Умения высказывать предположения, аргументировать свой ответ. |
РЕФЛЕКСИЯ 1. Организовать осмысление полученной информации. 2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме. 3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля. 4. Организовать самооценку усвоения знаний по теме. | Слайд 8. Какова главная мысль рассказа? 2008 год Президент РФ объявил годом семьи, как вы думаете почему? Вопросы для команд. 1 команде. Чему научил вас этот рассказ? 2 команде. Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша? 3 команде. Почему рассказ назван «Трудный вечер»? | Ответы учащихся. | Творческие вопросы. Работа в командах. | Умение выделять главное. |
Слайд10. Составьте синквейны на тему:
1 команде «Сын»;
2 команде «Отец»;
3 команде «Мама»; всем командам «Семья». | 1 команда. «Сын» Чуткий, догадливый. Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул. Красив тот, кто красиво поступает. Умник. 2 команда. «Папа» Умный, добрый. Уезжает, заботится, грустит. Своя семья – самые верные друзья. Друг. 3 команда. «Мама» Усталая, заботливая. Тянула, согрела, заснула. При солнышке тепло, при матери добро. Солнышко. Все. «Семья» Крепкая, дружная. Помогают, заботятся, любят. В семье лад – не нужен и клад. Счастье. | Синквейн. | Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Закрепить полученные знания по произведению Н.М. Артюховой «Трудный вечер». 2. Предоставить возможность выбора задания посильного уровня сложности, как для сильного, так и для слабого. | Слайд11. I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?» Используйте: 1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер». 2. Собственный жизненный опыт. 3. Справочную, энциклопедическую литературу. Или II. Прочитайтерассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60. | | Дифференцированные задания по выбору учащихся. Эссе (сочинение-размышление). Ответы на вопросы. Работа с дополнительной литературой. | Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное. |