Технология деятельностного метода на уроках коми языка
Технология деятельностного метода на уроках коми языка
Мастер-класс. Не будет ли скучно ребенку на уроке, получая знания через традиционный урок? Наша задача – быть готовым дать урок, соответствующий ФГОС. Урок в технологии деятельностного метода по всем параметрам подходит для работы по данной программе. Эта технология предрасположена к принятию многих приёмов и методов других технологий, включает в себя интеграцию и требует объемный материал, обязательно! тексты этнокультурной направленности. Поэтому учителю необходимо получить знания, как создать урок по ФГОС. 9 этапов урока в ТДМ. Более подробное описание 2 этапа урока в ТДМ на основе конспектов уроков, дополнительный материал по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода на уроках коми языка »
Коми кыв да литература велöдысьяслöн методическöй объединение
Форма выступления: Мастер-класс
Тема: Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии как этап урока открытия нового знания на основе Технологии деятельностного метода на уроках коми языка.
Автор: Иванова А.Н.
Дата проведения: 05.12.2014г.
Цели:
Ознакомить учителей коми языка и литературы с ТДМ. Подробнее остановиться на 2 этапе данной технологии: Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Дать возможность моделировать этап урока по заявленной теме на основе учебника 5 класса Коми кыв. Авт. Сизева Ж.Г., Ярошенко Е.Н.
Актуальность темы: мы подходим к принятию программы обучения по требованиям ФГОС. В будущем учебном году к нам придут дети, которые уже сейчас в начальных классах получают знания по ФГОС. Не будет ли скучно ребенку на уроке, получая знания через традиционный урок? Наша задача – быть готовым дать урок, соответствующий ФГОС. Урок в технологии деятельностного метода по всем параметрам подходит для работы по данной программе. Эта технология предрасположена к принятию многих приёмов и методов других технологий, включает в себя интеграцию и требует объемный материал, обязательно! тексты этнокультурной направленности. Поэтому учителю необходимо получить знания, как создать урок по ФГОС.
Содержание мастер-класса
- Начать работу предлагаю пословицами «Велöдчынытö некор абу сёр» и «Повторение – мать учения». Как вы думаете, почему?
- Одни не знакомы с этой технологией, поэтому не поздно научиться, в дальнейшем применять. Другие знают и работают по ней, но повторить не плохо.
План работы:
Ознакомление с требованиями к уроку ТДМ (9 этапов)
Утверждение: Урок ТДМ – урок ФГОС.
Ознакомление со 2 этапом урока: Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Наблюдение: на основе конспектов уроков показать 2 этап урока
Дополнение пункта 4 плана, показать на примерах.
Моделирование 2 этапа урока.
Рефлексия деятельности
ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА (УРОК С УЧАЩИМИСЯ/ЗАНЯТИЕ СО СТУДЕНТАМИ)
I Мотивация к учебной деятельности
Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
Организовать обобщение актуализированных способов действий.
Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания.
Мотивировать к пробному учебному действию.
Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
III Выявление места и причины затруднения
Организовать восстановление выполненных операций.
Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами
(алгоритмом, понятием и т.д.).
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
Учащиеся ставят цель проекта
(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
V Реализация построенного проекта
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
Организовать фиксацию преодоления затруднения.
Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
VI Первичное закрепление во внешней речи
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
VIII Включение в систему знаний и повторение
Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
IX Рефлексия учебной деятельности
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
2.
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит его находить»
Адольфа Дистервега
- Это своеобразный эпиграф, но… ведь над ним всегда мы задумываемся. Скажите, что вы понимаете под этими словами. Да, действительно, это требования наших ФГОС. Учим не для знаний, учим для жизни. А это формирование универсальных учебных действий. (авторы А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский… – идеологи концепции)
- Какие УУД вы знаете?
- личностные
- регулятивные
- познавательные
-коммуникативные.
УУД – это не ноу-хау. Раньше называли – общие учебные умения и навыки. Только на современном этапе УУД на 1 месте. Нужно учить ребенка осваивать материал самому! Ребенок должен на профессиональном уровне научиться учиться. К ЗУН мы прибавляем УУД. Ну а инструментом к реализации деятельностного подхода является технология обучения. Технология – инструмент организации урока.
Здесь и стоит говорить о ТДМ. Технология деятельностного метода – это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность.
ТДМ разрабатывалась исходя из требований:
1. Создать условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД.
2. Обеспечить при этом глубокое и прочное усвоение ими полученных знаний. Система дидактических принципов ТДМ позволяет организовать единый учебно-воспитательный и здоровьесьберегающий процесс, соответствующий требованиям ФГОС.
Автором данной технологии является всем вам известная (автор учебников математики) Людмила Григорьевна Петерсон. Её работа «Учись учиться». По Петерсону выделяем 4 вида урока:
-Урок открытия новых знаний
-Урок рефлексия
- Урок обучающего контроля
-Урок обобщения и систематизации
- Материал большой, поэтому я предлагаю вам рассмотреть Урок открытия новых знаний в ТДМ. (Ознакомление с техкартой урока в ТДМ)
ТЕХКАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА
ФИО, место работы
Тема:
Класс:
УМК:
Целеполагание:
Задачи:
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ
Конспект урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- контроль (Р);
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
«От общего к частному»
Переходим к теме мастер класса «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии»
Цель этапа урока: подготовка и мотивация учащихся к открытию новых знаний.
Этот этап готовит учащихся к открытию нового знания, к выполнению пробного действия, фиксирует затруднение.
Демонстрация 2 этапа урока на основе конспекта урока «Коми му- мам»
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
По признанию мастера, он писал картину более десяти лет, хотя сама композиция была задана изначально. Основой композиции стал реальный сюжет из экспедиционной жизни, встреча в предгорьях Приполярного Урала с семьей коми оленеводов с верховьев Оби. По совершению длинных разговоров, после того как художник отметил, что и он и они коми, «родственники», хозяйка чума горделиво заметила: «Это вы коми, а мы зыряне». Это величественное самосознание подсказало художнику образ «Зырянской мадонны».
- Кыдзи ті чайтанныд, мыйла тайö серпас вылас петкöдлöма мамöс, а ним сертиыс «Коми му - мам»
- Свобода, чистота, просторы, тепло родного очага, какое богатое платье на матери - богатая Земля Коми, красивая женщина-мать – красота Коми края. Ребёнка качает, растит. Мы дети РК.
Регулятивные УД. Проведение информационно-смыслового анализа текста. Познавательное действие сравнения с установлением сходства и различия.
Установка целей и задач урока учащимися.
Познавательные УД. Выдвижение гипотез в поисках темы, осуществление их проверки. Работа с информацией, требующей сравнения. Перевод текста.
Личностные УД. Учащийся чувствует потребность в получении ответа на вопрос.
Коммуникативные УД: Речевое общение и участие в диалоге.
Организация фронтальной работы, обсуждение учащимися проблемных вопросов.
Регулятивные УД. Анализ пословицы
Познавательные УД. Выход на тему урока. Получение дополнительной информации этнокультурного содержания по теме.
- Демонстрация 2 этапа урока на основе конспекта урока «Тöвся вöр»
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
Звучат первые две строчки из песни Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз»:
- А ті художникъяс? Ті öд серпасасянныд ИЗО урок вылын.
- Абу. Художниклöн эм талант.
Дмитриевлöн толковöй кывчукöрын гижöма:
1. Художником называют человека, который создаёт произведения изобразительного искусства красками, карандашом и т. п., пишет картины, иллюстрирует и оформляет книги и т. п.
2. Свободный художник — это художник, который не принадлежит к какому-то творческому объединению, союзу, работает независимо.
3. Художником называют того, кто творчески работает в области искусства, создаёт произведения искусства.
4. Художником слова называют талантливого писателя.
5. Художником сцены называют талантливого режиссёра, актёра.
6. Художник-оформитель — это работник предприятия, рекламной фирмы и т. п., который рисует плакаты, оформляет информационные стенды и т. п.
7. Если вы говорите о ком-то, что он художник в душе, то это означает, что этот человек обладает развитым эстетическим вкусом.
8. Художником по костюмам, по свету и т. п. называют работника театра или кинематографической студии, который отвечает за создание костюмов для спектакля, фильма, за освещение и т. п.
9. Художником называют того, кто достиг высокого совершенства в какой-либо работе, кто проявил большой вкус и мастерство в чём-либо.
http://enc-dic.com/dmytriev/Hudozhnik-5180/
Кутшöм художникъясöс ті тöданныд?
- Илья Репин, Васнецов…
- А коми хужожникъясöс?
-??? (Станислав Торлопов, Рем Ермолин)
- Ме талун тіянлы вöзъя тöдмасьны коми художник Владимир Афанасьевич Москвинкöд. Владимир Афанасьевич – свободнöй художник (видзöдöны слайд вылысь, коді сэтшöмыс). Художник кывъясысь: «Чужи Луздор районса Слудка сиктын. Ичöт на вöлі, а серпасаси нин. Кутшöм бумаг сюрас, либö газет, сэтчö и серпасала. Серпасасьысь грамота абу, но уджыс артмö. Зэв ёна радейта Коми мунымöс, сылöн быд пельöсын нин вöлі да, со мый шуа, Коми муным –Россиялöн клондайк»
Википедияысь юöр: Клондайк (англ. Klondike или Clondike) — регион, находящийся на территории Юкон, на северо-западе Канады, восточнее от границы с Аляской. Клондайк стал знаменит из-за знаменитой Клондайкской Золотой Лихорадки, золото здесь добывают и по сей день. В дальнейшем слово «клондайк» стало нарицательным, и стало обозначать место, полное несметных сокровищ.
https://ru.wikipedia.org/
- Мыйла Владимир Афанасьевич Коми мусö шуö «Россиялöн Клондайкöн»?
Мый вöчöны челядь?(гöгöрвоöны, мый кутшöмкö юöр, тöдöмлун оз тырмы)
Рефлексия
Анкета
Тöда и уджала _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тöда, но эг видлы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________