Урок на тему: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»
Урок на тему: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»
В занятии используются следующие методы обучения: словесные; наглядно-демонстрационные (интерактивные); самостоятельная работа студентов.
В занятии применяются следующие методы контроля и проверки полученных умений и знаний студентов: контроль и корректировка уровня освоения студентами материала при выполнении заданий и ответах на вопросы; наблюдение за активностью студентов по ходу занятия; проверка правильности формулирования ответов на вопросы и выводов; проверка грамотного ведения конспекта занятия (конспектирование теоретического материала, и т.д.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине «Материаловедение»
на тему: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»
Разработала
преподаватель
специальных дисциплин
Круговых Л.П.
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии профессионального цикла
Протокол № __от ___________
Специальность: 23.01.03 Автомеханики
Время проведения: урочное
Регламент занятия: 90 минут
Тема раздела рабочей программы: Железоуглеродистые сплавы
Тема занятия: Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения
Тип занятия: Учебное занятие по первичному изучению и закреплению материала
Форма организации образовательного процесса: Лекционное занятие с использованием активных методов работы со студентами
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие:«Основы металлургического производства», «Теория обработки металлов давлением», «Физическая химия»;
обеспечиваемые: ПМ.01 «Ведение технологического процесса производства черных металлов (чугуна, стали и ферросплавов)»; МДК.01.01. «Управление технологическими процессами производства чугуна и контроль за ними».
Технология обучения:Информационная, практикоориентированная.
Цели учебного занятия:
Образовательные (дидактические): Изучение чугунов: анализ влияния постоянных примесей на структуру и свойства чугуна, классификация чугунов, свойства и применение чугунов, маркировка чугунов по ГОСТ. Научиться выбирать тип чугуна для изготовления деталей машин и расшифровывать марки чугунов. Установление взаимосвязи между полученными теоретическими знаниями и применением их в профессиональной деятельности.
Учебное занятие направлено на формирование следующих умений и знаний, в соответствии с ФГОС и рабочей программой учебной дисциплины «Материаловедение». Студент должен
уметь:
определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;
подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
знать:
классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
особенности строения металлов и сплавов.
Развивающие: Развитие у студентов рациональных приемов и способов мышления, познавательной активности, навыков структурирования, анализа и применения информации.
Воспитательные: Привитие интереса к учебной дисциплине и избранной специальности, развитие умений организовывать собственную деятельность.
Методические: Применение современных технологий, методов и средств обучения при проведении учебного занятия. Активизация процесса обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов. Активизация творческого освоения содержания учебного материала и способов действий.
Учебное занятие строится на следующих принципах:
общедидактических: доступность и наглядность в обучении; сознательность и активность в обучении; оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения;
принципах обучения, демонстрирующих специфику профессионального образования:соответствие содержания обучения требованиям современного металлургического производства;профессиональная направленность обучения;связь теории и практики в обучении;самостоятельность студентов в процессе обучения.
В занятии используются следующие методы обучения:словесные;наглядно-демонстрационные (интерактивные); самостоятельная работа студентов.
В занятии применяются следующие методы контроля и проверки полученных умений и знаний студентов: контроль и корректировка уровня освоения студентами материала при выполнении заданий и ответах на вопросы; наблюдение за активностью студентов по ходу занятия; проверка правильности формулирования ответов на вопросы и выводов; проверка грамотного ведения конспекта занятия (конспектирование теоретического материала, и т.д.)
Учебно-методическое обеспечение:Методическая разработка открытого учебного занятия; презентация к учебному занятию; раздаточный материал (схемы микроструктур железоуглеродистых сплавов); методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов, задания по учебной дисциплине «Материаловедение».
План проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Материаловедение» на тему: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»
№
этапа
Название
этапа
Образовательные задачи учебного занятия
Содержание
1
Организационный
Подготовка студентов к работе на занятии.
Фокусирование внимания на предстоящей работе.
Приветствие.
Проверка отсутствующих.
Проверка состояния рабочих мест студентов.
2
Мотивация деятельности
студентов
Обеспечение мотивации и принятие студентами цели занятия.
Обеспечение активного участия студентов в учебном процессе.
Сообщение темы и постановка цели учебного занятия.
Обоснование профессиональной значимости занятия.
Сообщение условий получения баллов и выставления итоговых оценок за работу на занятии.
3
Актуализация ранее усвоенных знаний и способов деятельности
Актуализация теоретических знаний студентов по теме «Диаграмма состояния железо-цементит».
Выявление пробелов в знаниях и способов деятельности и устранение выявленных пробелов.
Повторение материала, необходимого для изучения и закрепления новых знаний:
- структурные и фазовые составляющие железо – углеродистых сплавов в равновесном состоянии после полного охлаждения и их характеристики;
- структуры углеродистых сталей и белых чугунов;
- влияние углерода на свойства железоуглеродистых сплавов.
4
Первичное изучение и закрепление нового материала
Приобретение новых знаний.
Самостоятельное усвоение нового материала.
Приобретение студентами умений применения теоретических знаний для решения практических вопросов.
Закрепление нового материала.
Постановка основного вопроса – Каким образом классифицируют чугуны?
Самостоятельное формулирование правильного ответа на основе анализа имеющихся знаний структурных составляющих железоуглеродистых сплавов и их характеристик.
Свойства чугунов.
Маркировка чугунов.
Применение чугунов.
Взаимосвязь полученных знаний с профессиональной деятельностью.
Закрепление полученного материала.
5
Систематизация полученных знаний и проверка качества усвоения нового материала
Обобщить и систематизировать полученные знания.
Самостоятельно оценить уровень и качество усвоенного материала.
Выявление наиболее важных положений в изученном материале.
Самопроверка качества освоения нового материала.
Задание на дом.
6
Подведение итогов и рефлексия проделанной работы
Качественное оценивание работы отдельных студентов.
Инициирование рефлексии студентов по поводу мотивации деятельности и перспектив профессиональной деятельности.
Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения и результатов усвоения изученного материала.
Подведение итогов учебного занятия преподавателем, выставление оценок.
Список использованных источников:
Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.П. Солнцев, С.А. Вологжанина, А.Ф. Иголкин. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 496 с.
Адаскин А.М. Материаловедение и технология материалов: учебное пособие для студентов СПО / А.М. Адаскин, В.М. Зуев – С. Петербург: Лань, 2010. – 336с.
Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение: учебник для технических колледжей / Ю.Т. Вишневецкий.- 4-е изд. – М: Дашков и КО, 2009. – 670с.
http://bcehaxytop.narod.ru/material/mat_index.html - Курс лекций «Материаловедение».
http://any-book.org/download/15744.html - Структура и свойства углеродистых сталей и чугунов.
Раздаточный материал по теме: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»
Схемы микроструктур чугунов и сталей
а) микроструктура; б) схема микроструктуры
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
Приложение 2
Задания для самоконтроля качества усвоения материала по теме: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»
1. Сопоставьте виды чугунов с их характерными признаками:
виды чугунов
признаки
1
Высокопрочный
А
Весь углерод в свободном состоянии
2
Белый
Б
Получаемый из белого путем отжига
3
Ковкий
В
Весь углерод в виде цементита
4
Серый
Г
Получаемый модифицированием
2. Ответьте на вопросы:
Форма ответа: сочетание цифры вопроса и буквы ответа.
Варианты ответов:
а) серый б) белый в) ковкий г) высокопрочный
1. Как называется чугун, в котором углерод содержится в виде цементита?
2. Как называется чугун, получаемый медленным охлаждением?
3. Как называется чугун с шаровидными включениями?
4. Как называется чугун, получаемый в результате отжига?
5. Как называется чугун, в котором углерод находится в виде пластинок графита?
6. Как называется чугун, получаемый в результате модифицирования?
7. Как называется чугун с графитом в виде хлопьев?
8. Какой чугун обладает высокими литейными свойствами?
9. Какой чугун имеет высокую пластичность?
3. Закончите расшифровку:
1. КЧ 38-8
КЧ - ...
38 - …
8 - …
2. СЧ 300 -20
СЧ - …
300 - …
20 - …
3. АЧС – 6
АЧ - …
С - …
6 - …
4. ВЧ 35 - 22
ВЧ - …
35 - …
22 - …
4.Расшифруйте следующие марки чугунов:
СЧ 400 - 600;
КЧ 70 -2;
АЧК-3;
ВЧ 100-4.
5.Определите марку чугуна, если при испытании определили, что предел прочности чугуна при изгибе равен 64 кгс/мм2, а предел прочности при растяжении - 44 кгс/мм2.
6. Опишите процессы, происходящие при получении ковкого чугуна, согласно графику.