Урок по дисциплине "Правила безопасности дорожного движения"
Урок по дисциплине "Правила безопасности дорожного движения"
Тема урока: дорожно-транспортные происшествия.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: дать понятие о ДТП как о социально-экономической проблеме, научить анализировать и прогнозировать дорожные ситуации, видеть механизм возникновения ДТП, воспитывать уважительное отношение к участникам дорожного движения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по дисциплине "Правила безопасности дорожного движения" »
Республика Казахстан; г. Петропавловск;
Гуманитарно-технический колледж
Пашилис Владимир Александрович
Преподаватель специальных дисциплин
Урок по дисциплине
«Правила и безопасность дорожного движения»
Тема урока: дорожно-транспортные происшествия.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: дать понятие о ДТП как о социально-экономической проблеме, научить анализировать и прогнозировать дорожные ситуации, видеть механизм возникновения ДТП, воспитывать уважительное отношение к участникам дорожного движения.
А) проверка готовности технических средств обучения к работе;
Б) проверка учащихся группы;
В) сообщение темы и целей урока.
2. Опрос по пройденному материалу:
А) решение ситуационных задач по ПДД;
Б) индивидуальная работа учащихся с программой «АвтоШкола» (анализ полученных знаний)
3. Новый материал излагается по следующим вопросам:
А) понятие системы ВОДИТЕЛЬ-АВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА;
Б) ДТП как социально-экономическая проблема;
В) определение ДТП, классификация ДТП;
Г) статистика ДТП;
Д) распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток;
Е) механизм возникновения ДТП;
Ж) понятие об экспертизе ДТП.
4. Закрепление нового материала:
А) решение ситуационных дорожных задач;
Б) проведение анализа механизма ДТП, свидетелями или участниками которых были учащиеся;
В) составление схемы ДТП с экспертной оценкой
5. Задание на дом:
А) составление схемы ДТП, где необходимо провести классификацию, описание, анализ механизма ДТП.
Б) составление вопросов по пройденному материалу.
6. Подведение итогов урока (выводы и оценки).
Основные тезисы урока
ДТП как социально-экономическая проблема
Излагая материал, необходимо сделать акцент на то, что обеспечение безопасности движения в настоящее время являются социально-экономической проблемой общества. Приводится статистика последствий ДТП: сколько ежегодно погибает людей, сколько получают травмы и увечья, каков материальный ущерб, как в мире, так и в отдельно взятом регионе. Особенно следует подчеркнуть, что жертвами ДТП чаще всего становятся молодые люди в возрасте до 30 лет.
Механизм и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий
Детальный анализ всех видов ДТП невозможен без выявления всех причин и сопутствующих факторов. Все многообразие происшествий можно описать следующей схемой:
опасная
дорожно- транспортная
ситуация
аварийная
ситуация
безопасная
дорожно- транспортная
ситуация
Сопутствующие факторы
Сопутствующие факторы
происшествия
с тяжелыми
последствиями
происшествия
с легкими
последствиями
Рис.1 Механизм возникновения ДТП
правильные действия водителя
неправильные действия водителя
Безопасная дорожно-транспортная ситуация - такое положение и скорость транспортных средств, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения.
Опасная дорожно-транспортная ситуация – такое положение и скорость транспортных средств на проезжей части, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникает реальная угроза ДТП, но при этом существует возможность его предотвращения.
Аварийная ситуация – опасная ситуация, при которой невозможно избежать ДТП.
Сопутствующие факторы – обстоятельства, влияющие на развитие дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягчают последствия ДТП.
Далее дается пример дорожной ситуации, иллюстрирующий данную схему, например обгон с выездом на полосу встречного движения.
Необходимо подчеркнуть, что каждая ситуация индивидуальна и если она перешла в опасную или аварийную, то выход из нее в каждом случае индивидуален. Только явное представление механизма ДТП, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволяет сделать правильное заключение о виновности участников происшествия. Анализ ДТП показывает, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих факторов.
Исходя из системы ВОДИТЕЛЬ-АВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА (ВАД) на первом месте стоит именно водитель. То есть наибольшая часть всех происшествий происходит из-за неправильных, ошибочных действий водителя.
Человек за рулем выраженная индивидуальность. Никто не застрахован от аварий, но каждый водитель может в зависимости от складывающейся обстановки использовать свои личные возможности, благодоря которым он встретит дорожную опасность с минимальным риском для себя и других участников движения.
Ничто так существенно не влияет на безопасность дорожного движения как ответственные действия водителя. Аварийную ситуацию можно всегда предусмотреть, распознать и найти правильное решение, исключающее ДТП, или найти способ максимально снизить тяжесть последствий. Но для этого водитель должен обладать целым рядом обязательных качеств: дисциплинированность, знания, опыт, тренированность.
Дорога на всех одна и именно там все водители сдают свой главный экзамен и об этом должны помнить все, кто выезжает на нее - как новички, так и профессионалы. На дороге вам встретятся не только автомобили, но и люди с разными характерами. Готовы ли уступить слабому, проявить такт и уважение, безусловно соблюдать правила дорожного движения. Если нет, то лучше выключить зажигание.