Обучающие: формировать в сознании ученика ценностный образ окружающего мира родного края.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование:
карта Краснодарского края;
интерактивная доска, ПРОЕКТОР, ИКТ
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Учитель: Здравствуйте, дети! Начинаем урок кубановедения. Желаю вам на уроке узнать много нового и интересного, а также пожелать друг другу удачи.
Организация детей в группы осуществляется до начала урока с помощью заранее приготовленных разноцветных жетонов, которые дети, входя в класс на урок, вынимают из специально-приготовленной коробочки, что позволяет сделать группы совершенно естественным и веселым образом.
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
1. Вводный вопрос
Учитель: Давайте ответим на вопрос: Что это?
Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает. В морях и реках обитает, А часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять (Вода).
Ты можешь быть мягкой и жесткой, Ты можешь дать жизнь и отнять, Ты можешь, вращая турбины, Полночную тьму разгонять. Ты можешь согреть мегаполис И льдами сковать полюса, Ты сладостью душу напоишь И солью прольешься в глаза… Знакома от пара до снега, Как солнце и воздух нужна Природе, Земле, Человеку – Живая, Святая (Вода).
(Ответы детей)
Учитель: Без воды нет жизни на земле. Растения, животные, человек постоянно нуждаются в воде. Без воды человек может прожить три дня, а без пищи гораздо больше. Человек на 80% состоит из воды. Он должен ежедневно потреблять 2-3 литра воды.
2. Постановка проблемной ситуации:
Учитель: У вас на столах лежат маршрутные листы урока. Расшифруйте кроссворд и вы узнаете тему нашего урока.
Плотина задерживает сток воды, вода разливается и образуется искусственный водоём. Как он называется?
Углубление по которому течёт река.
Место, где быстрые шумные горные реки с грохотом падают со склонов гор.
Начало реки.
Естественные водоёмы со стоячей водой. При сильном ветре у них иногда бывают волны.
Ученики. Водоёмы – это углубления на поверхности земли, заполненные водой.
Учитель: Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные – создала природа, искусственные – созданы при помощи человека.
Учитель: Разгадывая загадки, которые у вас на маршрутных листах, вы заполните таблицу искусственных и естественных водоёмов.
3. Групповая работа
Не поедешь, не пройдёшь – Обойдёшь сторонкой. И водицы не попьёшь С синеватой плёнкой. (Болото)
Искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. (Водохранилище)
Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька, и солена. (Море)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море. (Река)
Молодые березки Свои перед ним Поправляют прически. И месяц, и звёзды – В нём всё отражается… Как это зеркало называется? (Пруд)
В голубой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручей)
Искусственно созданный водоем, для сообщения между другими водоемами. (Канал)
Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Океан)
Залив, образованный морем в низовьях реки, а также солёное озеро вблизи моря, обычно богатое целебными грязями. (Лиман)
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.
III. Постановка учебной задачи
Учитель: На какие 2 группы можно разделить естественные водоёмы?
Учитель: Что объединяет все эти предметы? (Море) – Значит о чём будет сейчас наша беседа? (О морях) – Какие моря омывают территорию Краснодарского края?
Ученики: Чёрное и Азовское моря.
Учитель: Дорогие друзья, сегодня на научно исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.
– Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря нашего края.
Учитель: Прежде, чем отправиться в море, давайте поработаем с новыми словами, которые на помогут в нашем исследовании.
Флора – растительный мир. Фауна – животный мир.
Учитель: Ну что ж, корабль готов к отправлению. В путь (Под песню Ю. Антонова «Море»).
Физ.пауза
IV. «Исследование» учащимися нового знания.
Учитель: Первая остановка совершается в Азовском море. На ваших листах обозначен вопрос, на который вы должны дать ответ. 1 группа: Характеристика моря и его особенности. Исторические сведения. 2 группа: Флора моря. 3 группа: Фауна моря.
Учитель: Найдите информацию об Азовском море (на столах у детей энциклопедии, учебники, словари и дополнительный поисковый материал).
Физпауза
Учитель: Вторая остановка совершается в Чёрном море. (Работа проводится аналогично)
1 группа: Характеристика моря и его особенности. Исторические сведения. 2 группа: Флора моря. 3 группа: Фауна моря.
Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортногорегиона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Черноморское побережье Кавказа (Анапа,Геленджик, Сочи). Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом.
V. Закрепление полученных знаний
Защита творческих проектов учащихся. (Презентация)
VI. Итог урока:
Учитель: – Что же такое водоёмы? – На какие 2 группы можно их разделить? – Над какой темой работали сегодня на уроке?
VII. Домашнее задание
Подготовить сообщение об одном из морских обитателей.